Главная >> 5 >> 36

Обновление человеческой души

Приближается время Великого поста. Всех, кто делает провести его с пользой для души, Церковь начинает готовить к этому подвигу заблаговременно и постепенно. Великий пост текущего года начнется 14 марта, а закончится в последний день апреля. В 2005 году, в ночь с 30 апреля на 1 мая православные христиане придут в храмы встречать Светлое Христово Воскресение.


Прежде самого главного праздника есть в жизни христиан период, именующийся Великим постом. Он является духовной подготовкой к празднику. Но перед началом самого строгого поста года тоже есть подготовка. Оставшиеся до наступления Великого поста недели можно уподобить дороге к нему, на которой есть остановки - воскресные дни. Об этих воскресных днях наша сегодняшняя беседа. По церковно-славянски все воскресные дни называются неделями (не делать работу, приличную для будней, освободить воскресный день от повседневных трудов и иметь таким образом свободное время для молитвы и дел милосердия призывает христиан заповедь Божья). А то, что в обыденной жизни люди сегодня называют неделями, в Церкви носит название седмиц (семь дней - по-славянски седмь). Сегодня мы начинаем беседу об этих днях; о Неделе о мытаре и фарисее, Неделе о блудном сыне, Неделе о Страшном суде, Неделе сыропустной - Прощеном воскресенье, воспоминание Адамова изгнания. Мы побеседуем о том, почему эти воскресные дни так называются; какие евангельские чтения звучат в православных храмах в дни указанных воскресных дней и каким образом они готовят православных христиан к строгому Великому посту. В подготовку к нему входят также седмица мытаря и фарисея - в текущем году это период от 21 февраля до 27 февраля; и сырная седмица, более известная как масленица (или масляная седмица), - с 7 марта по 13 марта.


Еще задолго до начала Великого поста Святая Церковь начинает говорить о нем своим чадам. Делает она это во время совершения богослужений. Так что тот, кто хочет услышать голос Матери-Церкви, должен приходить на церковные службы. Если человек не делает этого или приходит в православный храм спонтанно, редко и ненадолго (лишь поставить свечу), тот, конечно, лишает себя возможности тщательно подготовиться к нелегкому пути Великого поста.


Цель данной публикации - помочь новоначальным верующим понять логику подготовки к Великому посту, но не заменить саму эту подготовку.


Итак, уже 13 февраля за Божественной литургией звучало евангельское чтение, готовящее верующих к посту - Евангелие от Луки, гл. 19; ст. 1-10. Чтение повествует о встрече и беседе сборщика налогов по имени Закхей с Господом Иисусом Христом. Евангелист Лука описывает одну из многочисленных встреч Спасителя с обычным человеком. Для нас не существенно, что мытарь Закхей жил около двух тысяч лет назад. Прошло так много времени с тех пор, а сборщики налогов существуют и сегодня, и более того, профессия эта весьма заметная. Поучительным же для нас является то, что мытарь Закхей, всем сердцем принявший Господа, желая увидеть Богочеловека, влез на дерево, мимо которого должен был пройти Иисус Христос. Закхей был невысок ростом и, желая увидеть воплотившегося Бога и понимая, что сделать это нелегко (к Иисусу Христу было нельзя подойти, так как Его окружали сотни людей), он влез на дерево. Оно, это дерево, и ныне сохраняется в городе Иерехоне как святыня. Для сохранности его оградили мошной решеткой. Господь Иисус Христос не только не лишил жаждущего богообщения человека возможности видеть Себя, но и обратил на него Свое внимание. Иисус Христос велел Закхею, чтобы тот слез с дерева и поспешил в свой дом, "ибо, - сказал Христос, - сегодня Мне нужно посетить твой дом". Евангелист Лука рассказал нам о конкретном человеке, который поверил в то, что Иисус и есть обещанный пророками Мессия. Закхей поверил в Иисуса и пообещал Богу изменить свою жизнь. Иисус Христос сказал, что в этот день пришло в дом Закхея спасение, ибо и грешный Закхей - есть сын праведного праотца Авраама. То есть сначала надо поверить в то, что Иисус Христос есть Сын Божий, а затем вера должна изменить жизнь поверившего в Спасителя. Апостол Лука говорит нам, что с Закхеем произошло именно так. Последуем же примеру раскаявшегося грешника, возвысимся над суетой повседневности и, как бы ни были грешны, обратимся к Спасителю наших душ, дав обещание исправить свою жизнь.


16 февраля - Неделя о мытаре и фарисее (Евангелие от Луки, 18; 10-14).


Строго говоря, этот ближайший к нам воскресный день является первым подготовительным к Великому посту. В Неделю о мытаре и фарисее за Божественной литургией будет звучать евангельская притча, в которой рассказывается о двух людях. Одновременно они пришли помолиться в Божий храм. Один - фарисей, ревнитель закона, усердно выполняющий все обряды, самоуверенный, довольный и гордый собой. Фарисеи - "отделенные или отлученные" - представляли одну из иудейских сект того времени. Другой - мытарь, сборщик податей для Рима, презираемый своими соотечественниками, мучающийся от обилия и сознания собственных грехов.


Фарисей из притчи Господней в молитве возвеличил себя и унизил мытаря, подчеркнул свою праведность, свои добродетели, свое благочестие, оцениваемое им количеством денег, пожертвованных на храм.


А мытарь каялся, не смея поднять глаза к небу, бил себя в грудь и молился: "Боже! Будь милостив ко мне, грешнику! .."


Прежним ханжой, без всякой радости в сердце пошел домой из церкви фарисей, а в смиренной, кающейся душе мытаря шевельнулось живое чувство сожаления о своих грехах и надежда на милосердие Божие.


Что данной притчей говорит нам Господь? Фарисей, знаток (и не только на словах) закона Божия, отвергнут Богом, а человек, который грешит, получает за свое смирение и раскаяние одобрение перед Творцом. Примером мытаря и фарисея Святая Церковь внушает готовящимся к подвигам поста молитвы, покаяния и причащения, что исполнением закона и своею праведностью нельзя надмеваться и хвалиться, но при исполнении закона - являть смирение перед Богом и ближними.


Заслужить милосердие и прощение своих грехов нельзя, это можно только вымолить.


С 21 февраля начинается сплошная седмица - седмица мытаря и фарисея. Называя ее сплошной, Мать-Церковь говорит верующим, что с 21 февраля по 26 февраля разрешается вкушать любую пищу, без каких-либо ограничений. И такое разрешение - есть также подготовка к периоду строгого воздержания.


В следующих выпусках "Православного Подмосковья " мы продолжим беседы на евангельские чтения воскресных дней, готовящих верующих к Великому посту. Ждем ваших писем, уважаемые читатели, с вопросами, просьбами и пожеланиями.


***


КЛАДЕЗЬ ДУХОВНОЙ МУДРОСТИ


Суть многих понятий, нравственных канонов Иисус Христос, проповедуя, объяснял с помощью притч. Притчи -небольшие аллегорические поучительные рассказы, существующие в контексте Евангелия. Некоторые притчи Спасителя имеют сложный сюжет и могут существовать как самостоятельные литературные произведения (о сеятеле, о блудном сыне), другие же не столь детально разработаны (о горчичном зерне). Знакомые людям сцены из жизни и события в евангельских притчах получают новый, духовный смысл. Он так нужен людям, ищущим спасения своей души, что востребован и нами, живущими в совершенно иной визуальной обстановке, нежели человечество времен Иисуса Христа. И когда бы ни жил человек, притчи Господни будут близки и понятны верующей душе. Однако истина не всегда и непросто открывается. Слушающие Иисуса Христа, даже Его ученики не сразу могли понять премудрость Господню. Поэтому Он Сам истолковывал притчи: "Вам дано знать тайны Царства Божия, а тем внешним все бывает в притчах. Так что они своими глазами смотрят и не видят; своими ушами слышат и не разумеют, да не обратятся, и прощены им будут грехи" (Мк. 4: 11-12).


Притчи постигаются духовным усилием и оказываются настоящим кладезем духовной мудрости.


***


После воскрешения Лазаря Иисус Христос удалился в Заиорданскую страну.


Господь продолжает проповедовать, совершать чудеса, исцелять.


Город Иерихон находится в 37 километрах от Иерусалима. Здесь состоялась встреча Спасителя с мытарем Закхеем. В монастыре пророка Елисея находится смоковница, на которую влез низкорослый мытарь, чтобы увидеть Господа.


Эта смоковница столь же почтенна, как и эти потрескавшиеся от времени оливы в Гефсиманском саду.


Материалы предоставлены Московской епархией