Сегодня Русская православная церковь отмечает великий праздник - Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Рассказ о событии, ставшем основой праздника, содержится во всех четырех Евангельских благовествованиях, что дополнительно подчеркивает его значимость в становлении раннего христианства.
То было время смутное, время неуверенности во вчера еще очевидных истинах, сомнений во всем и вся, словом - переходный век. Становилось все более очевидным одряхление языческого мира.
В Иудее эта смута была особенно явственной потому, что в кризисе оказалась сама идея избранности народа Божия, потерявшего и политическую независимость, и достоинство первосвященства, попираемого как идумейскими узурпаторами, так и римскими прокураторами, как и авторитет синедриона, оказавшегося во власти циничных корыстных ловкачей. Отвратительные излишества знати, всеобщее падение нравственности, безнаказанная преступность - в обществе зрела мысль о наступлении "последних времен". Реакцией на все это стало стремление здоровых духом людей к суровому отшельничеству.
Иоанн, прозванный Крестителем, даже в детские его годы изображался средневековыми живописцами изнуренным добровольным аскетизмом. В то же время он был полон пламенных порывов. Источники свидетельствуют, что в своей деятельности он был подобен горящему светильнику, его общественная жизнь - как землетрясение, он по справедливости называл себя гласом вопиющего в пустыне для приготовления пути Господу.
Иоанн был родственником Иисуса, но до встречи на Иордане они ни разу не виделись. Первый провел детство в Юте, в доме своего отца священника, а Иисус - в Галилее, в плотницкой мастерской Иосифа - обручника Его Матери.
Когда Иоанн призвал народ к покаянию, ибо уже близко, уже при дверях явление ожидаемого Мессии, пришел на Иордан, в водах которого омывались от грехов кающиеся, и Иисус. Тогда здесь было дикое опасное место: в прибрежных камышах водились крокодилы, в скалах таились разбойники. Но это не останавливало людей, тянувшихся услышать вдохновенное слово пророка.
Духовно чуткий Иоанн прозрел, Кто к нему пришел, и склонился перед Иисусом: "Мне надобно креститься от Тебя". Ответ Иисуса полон благородного смирения и мудрости: "Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду". Иисус принимает крещение от Своего раба не для очищения от грехов, ибо Он безгрешен, но для подтверждения правоты дела Иоанна - последнего подвижника Ветхого Завета и первого вестника Завета Нового. И еще это было как бы объявлением о начале великого Иисусова служения.
Разумеется, оно сопровождалось чудесами. При погружении в Иордан на Иисуса снизошел Дух Святой "в виде голубинем", а с неба прогремел некий глас - Бат-Колъ, как называли иудеи всякий таинственный звук, имевший, по их мнению, божественный источник. Для большинства это был просто гром, но духоносный Иоанн явственно расслышал: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение". Именно поэтому праздник Крещения именуется еще и Святым Богоявлением, ведь Троица - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой - явлена здесь во всех трех ипостасях. С Крещением было связано множество древних народных обычаев, сильно отдающих язычеством и ныне почти забытых. Считалось, например, что в крещенскую ночь в реке купается сам Иисус Христос, поэтому надо прийти ночью на реку к проруби и ждать, когда "пройдет волна" от погружения Господа в воду.А чтобы Он мог погреться после купания, перед избами зажигали вязанки соломы. Весьма экзотичен и такой вид крещенского гадания: после заката солнца девушки, раздевшись донага, выходят на улицу, кидают снег через плечо и прислушиваются, где какой звук послышится, в ту сторону замуж и отдадут.