На четвертый день после Рождества Церковь отмечает день памяти 14000 младенцев, в Вифлееме убиенных
Рождество - острие пламени.
Мы забыли это. Мы превратили Рождество в невнятное эхо Нового года. Подменили великую тайну умильными открытками, шоколадными херувимами, золочеными кулечками. Не сошествие неба на землю, а что-то вроде прозрачного шарика с елочками и леденцовым домиком внутри. Встряхиваешь пластмассовую Вселенную, и вихрится внутри игрушечная метель. Игрушечные человечки застыли в нелепых позах. Смешной Ирод ярится в кукольной злобе. Проходят волхвы из ваты. Вспыхивает электрическая звезда (шесть режимов мигания). Фуршет, фейерверки, дискотека...
"Я был наг, и вы Меня не одели, Я был странником, и вы Меня не приютили, Мне было холодно, и вы Меня не обогрели, Я был голоден, и вы Меня не накормили" , - говорит Христос в притче об овцах и козлищах. Обычно обращают внимание на второй - и главный - смысл этих слов (об этом ниже). Но еще у этих слов Спасителя есть первый смысл. Они точно описывают, что случилось в ночь Его рождения.
Ни один дом в Вифлееме не открылся перед Его земными родителями в ответ на просьбу о приюте. Напрасно Иосиф Обручник упоминал, что он сам родом из этого городка. Напрасно признавался в том, что жена должна вот-вот родить. Наверное, жили здесь и родственники Иосифа, и друзья его молодости, но и они отказали старому плотнику и Марии. Хорошо, что он вспомнил о пещерах за городом, в которых держали скот, и сумел наспех обустроить одну из них. Но и это прибежище в самом скором времени после Рождества пришлось покинуть. Царь Ирод диким образом отреагировал на радостную весть - по его приказанию в городе начали убивать детей в возрасте до двух лет...
Рождество - праздник внутри трагедии. Первая искорка вечности среди тысячелетней тьмы. Совсем маленькая искорка. Потому что из бесчисленного множества людей, рассеянных по лицу земли, рождение Спасителя приветствовали только несколько человек. Большинству было не до того. Кто-то в Иудее услышал радостную весть и не поверил ей. Кто-то, как Ирод, поверил и ответил взрывом ненависти.
Прошло более двух тысячелетий, но это соотношение разных реакций на Рождество почти не изменилось. Любовно верующих стало немного больше - горстками они собираются в церквах в разных концах мира. Но и тьма стала еще черней.
В нашем просвещеннейшем мире известно множество социальных и физических законов, но как-то забыто, что заповеди, данные Богом на горе Синай, столь же серьезны, как, например, закон всемирного тяготения. Мы забыли о любви к Богу и любви к униженным (а Христос сказал, что это практически одно и то же). Мы очень серьезно забыли самое главное и выстроили свою культуру на песке этого беспамятства. И потому слушаем тех, кто кричит нам со всех сторон, что жить надо ради удовольствия.
И двери наши остаются закрытыми. Мы празднуем праздники. А сотни бомжей замерзают насмерть на улице. Десятки миллионов детей ежегодно убиваются в утробах матерей. Миллион сирот живут на вокзалах и в детских домах.
Точных размеров этой трагедии, кроме Бога, не знает никто, но порядок цифр такой.
Невольно вспоминаешь слова, которыми благословлял духовник мать Марию (Скобцеву) при ее пострижении в монахини: "...тебя посылаю... в мир к людям, часто злым и грубым, в пустыню человеческих сердец".
Недалеко от нашего переделкинского храма Благовещения есть детский дом. Некоторые прихожанки храма примерно раз в неделю ходят туда в младшие группы. Чтобы взять нескольких ребят с собой в церковь, почитать книжку, просто покачать на коленях. Иногда к женщинам присоединяются мужчины. И знаете, какой первый вопрос чаще всего задают дети пришедшему в детский дом мужчине? Невозможно представить.
- Ты Бог?
Или в такой форме:
- Ты "Христос воскрес"?
Все-таки дети до сих пор не потеряли надежды.