В разгаре иудейский праздник Суккот.
Суккот - праздник шалашей - это один из самых веселых еврейских праздников. В воскресенье во дворе Большой хоральной синагоги были построены традиционные шалаши (в эти дни иудеям следует переселиться или хотя бы трапезничать в шалашах - сукка и переводится как "шалаш").
Для детей было устроено большое гулянье. Выступали клоуны, фокусники, жонглеры. Был устроен конкурс на четыре команды, символом которых были четыре растения - этрог (вид цитрусовых), адассим (ветви мирта), лулав (нераспустившаяся ветвь финиковой пальмы) и аравот (ветви ивы). Папы капитанов команд в качестве приза получили пиво - безусловно, кошерное (в Петербурге такое варят). Главным призом для победившей команды стал большой праздничный пирог, который получила команда еврейской школы для девочек "Махон".
Праздник Суккот - один из трех праздников восхождения. Два другие - Песах (Пасха) и Шавуот. Пока до 70-го года н.э. существовал Иерусалимский храм, весь народ иудейский трижды в год совершал к нему паломничество. Суккот празднуют в память о том времени, когда евреи, вышедшие из Египта (в XIII веке до н.э.), жили в пустыне в шалашах. "И возьмите себе в первый день плод дерева гадар (этрог), ветви пальмы и побеги дерева густолиственного и верб речных и веселитесь перед Господом, Богом вашим семь дней", - предписывает Тора. Дабы ощутить, что единственной надежной опорой в этой жизни может быть только Господь. Суккот напоминает также, что все преходяще, что нужно радоваться тому, что имеешь.
Суккот - это также время, когда народ благодарит Бога за ниспосланный ему обильный урожай. В некоторых кибуцах современного Израиля Суккот отмечают именно как праздник урожая, поскольку он совпадает со временем сбора второго урожая зерновых и осенних плодов, началом сельскохозяйственного года и первыми дождями. Разумеется, этот праздник отмечают и в диаспоре.
В Израиле в эти дни по всей стране можно видеть шалаши - во дворах, в палисадниках, на балконах и верандах, на крышах домов и автомобильных стоянках. После первого праздничного дня уровень святости Суккота спадает. Промежуточные дни между первым и последним являются праздником наполовину. Занятий в школах нет, а взрослые либо берут отпуск, либо трудятся полдня. Большинство нерелигиозных израильтян используют Суккот для отдыха в различных уголках страны - аналог рождественских каникул в христианских странах.
В Петербурге в эти дни тоже можно увидеть шалаши - наш город традиционно открыт всем религиям и нациям. Неделю Суккот и весь цикл иудейских осенних праздников завершает Шмини ацерет - Восьмой день.
***
Суккот в этом году начался 29 сентября (канун праздника) и продлится до 8 октября. Все это время будет стоять шалаш во дворе Большой хоральной синагоги на Лермонтовском, 2. Поэтому совершить трапезу в сукке время еще есть.