Главная >> 5 >> 35 >> 3

Ящик со смехом

Чем веселит зрителей отечественное ТВ


Первое апреля скоро можно будет считать не только Днем смеха, но и профессиональным праздником телезрителей. Во-первых, потому, что эфирное время, которое два телеканала-лидера - Первый и "Россия" - отводят под юмористические программы, постоянно растет. Во-вторых, потому, что качество шуток в них так же стабильно падает. первый и второй: кто смеется громче?


Первый канал и "Россия" остаются сегодня главными телеканалами, предлагающими зрителю юмористические программы, постоянно увеличивая их количество. Пока самым "смешным" остается "Россия". По данным TNS Gallup Media, в январе- марте 2003 года доля юмористических передач от общего объема эфира Первого канала составила 3, 5%, а за этот же период в этом году - уже 4, 1%. На "России" этот показатель за прошлый год составил 5, 3%, а в 2004-м вырос до 6, 1%. Абсолютные цифры выглядят более впечатляюще: за первые три месяца прошлого года Первый канал показал (приготовьтесь!) 65 часов 37 минут юмора, а в этом году к 21 марта успел забить им уже 77 с половиной часов эфира. "Россия" за тот же период в прошлом году предложила 99 часов 48 минут "Аншлагов" и концертов Михаила Задорнова, а в этом году уже успела отдать подобным программам 115 часов. В среднем более одного часа в сутки! Правда, основная часть развлекательных программ выходит в уик-энд - с пятницы по воскресенье.


До недавнего времени каналы пытались побороть друг друга не только количеством, но и "качеством" юмора. Долгие годы Евгений Петросян штамповал различные проекты для Первого канала ("Смехопанорама", "Шутка за шуткой", "Кривое зеркало"), а Регина Дубовицкая показывала своих друзей, объединившихся под маркой "Аншлага" и его всевозможными модификациями ("Аншлаг и Ко", "Аншлаг представляет", "Авоська "Аншлага" и пр.). Поданным TNS Gallup Media, битва между мужчиной и женщиной шла нешуточная. "Аншлаг", давно и прочно закрепившийся на "России" в прайм-тайме (самом удобном для зрителей и дорогом для рекламодателей времени), набирал от 7 до 9% рейтинга*. Количественные показатели "Смехопанорамы", выходящей днем в воскресенье (не самое популярное время), были ниже - около 5%, но для дневного эфира это очень хорошие цифры. Доля обоих проектов была схожей - 25% (это значит, что программы смотрел каждый четвертый телезритель, находящийся у экрана). Новый проект Петросяна "Кривое зеркало", впервые показанный в январе 2003-го, оказался для "России" смертельным оружием: рейтинг первых выпусков превышал 20%, а доля составляла 45% (каждый второй зритель!). Когда на "России" поняли, что против "Кривого зеркала" им бороться нечем, то решили победить Первый канал его же оружием. В январе 2004-го "Россия" сделала Евгению Вагановичу предложение, от которого он не смог отказаться (даже порядок суммы никто на канале назвать не решается) и к 20 февраля снял очередной концерт уже для второго канала. Сам Петросян в разговоре с Газетой назвал совсем не финансовые причины своего разрыва с Первым каналом: нежелание мириться с контрпрограммированием (это когда в борьбе за рейтинг телеканалы-конкуренты против популярной программы выставляют блокбастер или аналогичную по уровню передачу, заставляя зрителей разрываться между каналами) и обвинения со стороны главного кавээнщика Александра Маслякова в воровстве шуток. Руководители телеканалов и вовсе отказываются комментировать это событие. Как бы там ни было, теперь Петросяну приходится конкурировать с самим собой - у Первого канала остались права на показ первых 15 выпусков "Кривого зеркала", чем канал удачно пользуется. Рейтинги нового концерта юмористов на "России", показанного к 23 февраля, и повтора прошлогодней его версии на Первом канале были практически одинаковыми: премьера получила 16, 5% рейтинга и 41, 5% доли, а повтор - 16, 9% с долей 38, 8%. С приходом на "Россию" Петросяна на канале возродилось и шоу "Бабы, вперед!", которое долгое время его супруга Елена Степаненко делала для НТВ. А Первый канал по-прежнему активно ищет достойную замену Петросяну, периодически показывая то выращенных им же "Новых русских бабок", то Лиона Измайлова.


Дубовицкая придумала вечный двигатель


Ни один другой телеканал, даже третий федеральный НТВ, не позволяет себе так смеяться над зрителем. И не только потому, что "Петросяна и Дубовицкой на всех не хватит". В "Останкино" говорят, что Регина Дубовицкая еще в начале 90-х годов придумала вечный двигатель, который позволяет развиваться на телевидении только тем юмористам, которые согласятся играть по правилам. Считается, что именно Дубовицкая возродила жанр телевизионного юмора, собрав вокруг себя артистов, раскрутив их, отыскав новичков. Несколько лет вся эстрадно-телевизионная машина держалась на плечах этой женщины. Механизм вечного двигателя оказался прост: сначала артистов показывают по телевизору, потом на теплоходе по Волге вывозят на гастроли. Зритель же попадает в замкнутый круг - сначала идет посмотреть живьем на юмористов "из ящика", а потом по выходным не отходит от телевизора, ожидая увидеть тех, на чей концерт ходил.


Позже этот секрет разгадал (или подглядел) и Петросян, воплотив систему на Первом канале. В результате с помощью телевидения Дубовицкая и Петросян контролировали всю молодую эстраду. Сейчас практически невозможно показать на всю страну эстрадный номер начинающего артиста без этих двух людей. Исключения делаются только для уже раскрученных "мэтров" уровня Юрия Гальцева, Андрея Данилко, Максима Галкина, Клары Новиковой, Михаила Задорнова.


Руководители телеканалов оказались довольны результатом: съемка полутора-двухчасового концерта, наподобие "Кривого зеркала", бенефисов или цикла выступлений "аншлаговцев", обходится от 15 000 до 30 000 долларов, в то время как один час среднего сериала стоит порядка 70 000 долларов. Но если рейтинги сериала заранее прогнозировать невозможно и каналы каждый раз сильно рискуют, то с юмором никакой опасности нет - цифры стабильные. В такой ситуации глупо тратить деньги на воплощение более сложных идей, которые все еще приносят продюсерам отдельные одиночки вроде Андрея Кнышева.


То, что для топ-менеджеров основных каналов концертно-бенефисный юмор - чистой воды бизнес, подтверждают и результаты премии ТЭФИ, которую телевизионщики вручают себе за профессионализм. Ни Евгений Петросян, ни Регина Дубовицкая за девять лет существования ТЭФИ за "Орфеем" на сцену не поднимались. У академиков - другие пристрастия. Например, программа "Городок" становилась лауреатом премии четырежды, Александр Масляков за КВН дважды получал статуэтку (правда, оценивался его личный вклад в поддержание проекта). В прошлом году ТЭФИ дождались и оэспэшники, которые практически каждый год доходили до финала. Обласкана была телеакадемиками и сатира - "Орфея" получали потерявшие остроту языка и почившие в бозе "Куклы", "Тушите свет" (когда еще сценарии не утверждались в нескольких инстанциях, а писались "с колес"), "Итого" Виктора Шендеровича, который теперь объявлен в "Останкино" персоной нон-грата. Незначительная часть этих передач еще остается в эфире. На Первом это КВН, а на "России" - "Городок", рейтинги которых также стабильно высоки на протяжении всех лет существования. Они не попали в зависимость от системы только потому, что родились раньше. Справедливости ради замечу, что к организации концертов успешных команд высшей лиги "Амик" подходит так же, как и Дубовицкая с Петросяном - сами раскручивают, сами и возят по стране, зарабатывая не только на телеканалах, но и на билетах. Еще раз в месяц "Россия" выделяет полчаса ночного эфира для встречи с Михаилом Жванецким, который при поддержке Андрея Максимова стал вечным дежурным по стране. Но на фоне завсегдатаев телеэфира Жванецкий выглядит белой вороной, исключением из правил.


"газпромовскому" НТВ пока не до смеха


НТВ никогда не занималось юмористическим вещанием, за исключением программы Елены Степаненко. Бориса Йордана, руководившего каналом времен шоу "Бабы, вперед!", журналисты нередко спрашивали: "Правда, что программу Степаненко канал не покупает, а наоборот, получает деньги от производителей за то, чтобы она оставалась в сетке?" В ответ Йордан шутил, что программа "Гордон" - это индульгенция за Степаненко.


Во времена Владимира Гусинского фирменным стилем НТВ была сатира - "Куклы", "Итого". Но с переходом в руки "Газпрома" канал вообще перестал смешить. Полное отсутствие юмористических программ на НТВ, где последний выпуск шоу Елены Степаненко вышел в эфир 12 января 2003 года, походит на принципиальную позицию руководства. Однако главный продюсер канала Кирилл Набутов заявил Газете обратное: "Принципиальной позиции нет. Мы просто не можем себе позволить драться за тех юмористов, за которых соревнуются первый и второй каналы. И вовсе не потому, что юмористы плохие, - просто на нашем канале они будут смотреться по-другому". В качестве примера Набутов напомнил несколько выпусков "Обыкновенного концерта", показанных НТВ в конце прошлого года. Тогда канал попробовал выяснить, как зритель примет стандартный набор эстрадных артистов. Рейтинги оказались низкими. В связи с этим НТВ до сих пор находится в поиске. "Путь "Аншлага" не для НТВ. Юмористические программы на канале обязательно появятся, но они будут принципиально другие по духу. Хочется, чтобы наш юмор был смешной и более или менее свежий по форме. Честно скажу, что из существующих сегодня на ТВ проектов у нас смотрелся бы только один - это "Городок". Но мои слова вовсе не значат, что он на НТВ появится", - заявил Набутов. О стилистике будущих программ главный продюсер НТВ пока говорит намеками: "Мы работаем на поле, поблизости от которого находится Андрей Кнышев".


Набутов готов вернуть на канал сатиру, но говорит, что в этом жанре уже никто не работает.


Верка Сердючка устала развлекать зрителей СТС


Развлекательный канал СТС, которому, казалось, само позиционирование велит быть каналом с большой долей юмора, очень осторожен в выборе форматов. За последние несколько лет с СТС исчезли программы Андрея Данилко, Олега Филимонова, игры украинской лиги КВН. Эксперименты Александра Цекало по созданию ежедневного смешного проекта "Клуб полшестого", предпринятые в сезоне 2002-2003 годов, похоже, оказались слишком дорогим удовольствием. Во всяком случае, СТС от экспериментов отказался, оставив на этом хозяйстве только телевизионные пародии "О.С.П.-Студии". Сейчас готовятся съемки продолжения оэспэшного же сериала "33 квадратных метра", но его зрители увидят только в новом сезоне. В марте канал снял собственную концертную программу "Наши шутки", но станет ли этот проект регулярным, пока непонятно.


До недавнего времени рейтинги приносили и выпуски второй части сериала "Осторожно, модерн". Однако после творческого разрыва Нагиева и Роста судьба этого проекта или как минимум его успех остается под вопросом.


Канал Ren TV ищет свой путь. "Помните наш новогодний проект "Неголубой огонек"? Решиться на него было непросто, потому что легче пригласить звезд и снять их, как это делают другие. Мы захотели расширить выбор для зрителей. Подобный подход применим и к юмористическим программам", - пояснил Газете продюсер развлекательного вещания Ren TV Вячеслав Муругов.


Последнее месяцы по субботам канал показывал классику отечественного юмора - старые концерты писателей-сатириков, ретроспективу программ "Веселые ребята". По словам Муругова, на смену ретрошуткам придет новое реальное шоу "Факультет юмора", которое стартует 12 апреля. Артистичным и веселым участникам, отобранным на кастинге, предстоит готовить юмористические номера и раз в неделю устраивать концерт. Самые несмешные герои будут вылетать. Несколько победителей в качестве приза получат контракт на создание для Ren TV новой юмористической программы. В процессе одного юмористического шоу на глазах у зрителей родится другое шоу.


А на ТНТ идет собственный проект "Фигли-мигли" (в выходные). Кроме того, канал повторяет гэговую программу "Каламбур", некогда успешно прошедшую по ОРТ.


* по данным TNS Gallup Media. Аудитория: все зрители старше 4 лет. Регион - Россия.


*** от смешного к настоящему


История отечественного юмора на телевидении началась в конце 50-х годов XX века, когда Сергей Муратов, Альберт Аксельрод, Марк Розовский придумали КВН, точнее, ВВВ (Вечер веселых вопросов). Первая игра была показана 8 ноября 1961 года. Спустя десять лет программу запретили функционеры КПСС. Александр Масляков возродил КВН только в 1986 году.


Осенью 1966 года зрители впервые увидели "Кабачок "13 стульев", который просуществовал 14 лет. Героев обожала вся страна во главе с генсеком Леонидом Брежневым. Вел программу Михаил Державин.


В конце 1970-х вышла программа "Вокруг смеха", которую вел писатель Александр Иванов. Гости программы читали пародии, пели песни, показывали пантомиму. Со своими первыми номерами там выступали не только все сегодняшние авторы юмористических рассказов, но и клоун Вячеслав Полунин, актер Леонид Ярмольник, театральный руководитель Геннадий Хазанов.


В середине 1980-х на экраны вышла и стала законодателем телевизионного юмора (как, впрочем, и вообще телевизионных технологий) программа "Веселые ребята", придуманная Андреем Кнышевым и сделанная им с помощью единомышленников, среди которых были Дмитрий Дибров, Леонид Сергеев, Борис Гребенщиков, Алексей Лысенков, Игорь Угольников. Программа сразила не только свежим юмором, но и невиданными ранее техническими наворотами и видеомонтажом.


В 1990 году Игорь Угольников, Николай Фоменко, Сергей Гинзбург показали зрителям очередной эксперимент в области телевизионного юмора и сатиры - программу "Оба-на!". Программа просуществовала пять лет, но успела прославиться своей "Будкой гласности", похоронами еды и другими социальными остротами.


В 1993 году Юрий Никулин, Эльдар Рязанов, Михаил Жванецкий, Григорий Горин с помощью Ren TV организовали телевизионные посиделки клуба "Белый попугай", где знаменитости по-домашнему травили анекдоты, рассказывали байки о себе и своих известных друзьях. После смерти Никулина, который был сердцем клуба, проект пытался поддержать Аркадий Арканов.


В те же девяностые на экране появилось несколько одесских телепроектов: "Джентльмен-шоу", "Маски-шоу", "Каламбур", выпуски которых периодически повторяют разные телеканалы. В конкурентной борьбе выжили созданные приблизительно в то же время "Городок", "Аншлаг", "Смехопанорама" и "ОСП-студия".