Открылась "Золотая маска"
"Золотая маска" - фестиваль беспокойный, кочующий: свои торжественные церемонии он проводит каждый год на новом месте - то в Большом театре, то в Малом, а то и вовсе в Питере. В этом году по случаю десятилетнего юбилея организаторам захотелось чего-нибудь экзотического, доселе невиданного. Поэтому церемония открытия "Золотой маски" прошла в Цирке на Цветном бульваре.
Путь "Золотой маски" на протяжении этих десяти лет вовсе не был усеян цветами, но, видимо, чтобы компенсировать все былые огорчения, устроители праздника бросили под ноги своим гостям буквально-таки миллион алых роз и прочих цветиков-семицветиков. Фойе Цирка на Цветном утопало в бумажных цветах, и стороннему человеку, не знающему о существе праздника, могло показаться, что цветы набросали не зря и откуда-то вот-вот выйдут жених с невестой.
Примерно так и произошло. Только вместо жениха и невесты на арену никулинского цирка вышли лица официальные - председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин и председатель ассоциации "Золотая маска" Георгий Тараторкин. Вид у них, правда, был совсем не официальный: приземистому Калягину в этот ответственный день была поручена роль Рыжего клоуна, а долговязому Тараторкину - Белого. По замыслу Андрея Могучего, режиссера этого циркового шоу. наши Бим и Бом должны были весь вечер вожделеть "Золотой маски" при мерно с тем же рвением, с каким ребята на новогодних утренниках ждут прибытия затерявшейся в снегах Снегурочки. Тараторкин выразительно завывал, сочиняя вирши о "Маске", а Калягин, вооружившись дубинкой, метеором носился по арене за своим коллегой и норовил ударить по филейным частям.
Цирковые музыканты грянули марш Дунаевского "Советский цирк", на белом экране вспыхнули кадры из советского "Цирка", и шпрехшталмейстер начал с выражением зачитывать сочиненные специально к празднику призывы: "Миру - мир!", "Театру- театр!", "Маске - маску!", "Слава К.С.С.!" (театральные люди на трибунах, конечно, вмиг расшифровали: К.С.С. - это Константин Сергеевич Станиславский).
Если лейтмотивом прошлогодней церемонии открытия, проходившей в Александринке, Андрей Могучий избрал "Прибытие поезда" и с экрана на зрителей неотвратимо надвигался паровоз, то в этот раз режиссеру захотелось провести параллели с фильмом Александрова "Цирк". Пускай, дескать, на экране Мэри рвется в небеса, а мы им на арене своими, золотомасочными Мэрями ответим. Но неожиданно оказалось, что с паровозом актерам было соревноваться куда проще, чем с виртуозными александровскими аттракционами.
Мэри сыграла известная по мюзиклу "Норд-Ост" Екатерина Гусева, а в роль ее романтического поклонника, летчика Петровича, вживался сам директор "Золотой маски" Эдуард Бояков. Последнему, впрочем, не привыкать: ровно год назад ему в срочном порядке пришлось напялить на себя тельняшку, дабы экспромтом заменить не приехавшего в Питер Евгения Гришковца, а в этот раз военно-морская тематика сменилась для Боякова военно-воздушной. Словно заправский воздухоплаватель, он парил над цирковым манежем, а иногда просто элегантно помахивал крылышками своей Мэри и любимой публике. Млела и та. и другая.
Номинацию "большой формы" в драматическом театре обозначил настоящий цирковой слон, а номинацию "малой формы" - переодетая в маленького слоника моська. Публика бурно реагировала на все цирковые номера и в недоумении затихала, слушая нескладные стишки из совершенно бредового сценария. Провалом церемонию открытия юбилейной "Золотой маски" не назовешь, но и гордиться устроителям тоже особенно нечем. Может, на закрытии дадут жару?
***
Что смотреть на "Золотой маске" (рекомендации Газеты)
"Дядя Ваня" А. Чехова. Малый драматический театр, постановка Л. Додина. МТЮЗ, 29, 30 марта "Двойное непостоянство" П. Мариво. Новосибирский театр "Глобус", постановка Д. Чернякова. МХАТ им. А.П. Чехова, 29, 30, 31 марта "Дачники" А. Пешкова. Омский театр драмы, постановка Е. Марчелли. РАМТ,
29, 30 марта "Зима" Е. Гришковца. Воронежский Камерный театр, постановка М. Бычкова. Театральный центр "На Страстном", 4 апреля "Наваждение Катерины" по Н. Лескову. Минусинский театр драмы, постановка А. Песегова. Центр им. Вс. Мейерхольда,
30, 31 марта
"Вишневый сад" А. Чехова. Театр Meno Fortas и Международный фонд им. К.С. Станиславского, постановка Э. Някрошюса. Театр им. Вл. Маяковского, 29, 30, 31 марта "Времена года" К. Донелайтиса. Театр Мепо Fortas, постановка Э. Някрошюса. Театр им. Моссовета, 11, 12 апреля