К началу зимы на Фонтанке высадился десант из "Подпарижья", как обозначает место своего нынешнего обитания Вячеслав Полунин. Себя он теперь зовет Slava, а его, в свою очередь, называют лучшим клоуном мира. На днях цирк уехал, оставив после себя занесенный снегом и залитый слезами (что было, то было) БДТ.
Эти гастроли с самого начала взбудоражили город. Народ был ошарашен стоимостью билетов на "сНежное шоу" миллионера, как нам недавно сообщили СМИ, Полунина - до 6000 (!) рублей. Дискуссии на тему "цена-качество" стали едва ли не главным сюжетом гастролей. Плюс запутанные взаимоотношения создателя с раскрученным им брендом, продолжающим свое существование (хотя полунинские "Лицедеи" закрыли свой занавес еще в 1992 году). Добавило ажиотажа и вмешательство гастролеров в городскую среду - все подходы к БДТ заняла толпа снежных баб в "натуральную величину". То есть событие не исчерпывалось собственно спектаклем - в полном соответствии с художественными принципами автора затеи. По его словам, он все больше интересуется театром не как искусством, а как способом общения людей, преображения ежедневной реальности в нечто захватывающее. "Я хочу заниматься тем, что делал Евреинов в 20-е годы - преподнести возможность ежедневной театрализации каждой человеческой жизни". Ударить, так сказать, креативом по серым будням. Хотя со снегом в Питере не задалось, команда "снежную" тему обыграла по полной программе - не только показала зрителям "сНежное шоу" и парад снеговиков, но и устроила для своих друзей "Белый бал". Гостей заворачивали в бумагу, а к столу с угощением им приходилось пробираться через плотные "заросли" свисающих с потолка до пола белых лент, заполняющих, как лианы, все пространство зала. Приглашенные блуждали в этом фантастическом лесу, не узнавая знакомцев и радуясь встречам с незнакомцами, - получилось и концептуально, и красиво, и весело.
Когда 5 лет назад Полунин привозил в Петербург свое Snow Show, он обмолвился, что воплощать интересные проекты здесь не удается: "Как в гречневую кашу попадаешь". Случается на Западе, получается в Москве (из последних событий этого года - "пуховый сад" в столичном "Аквариуме"), здесь - не особенно. Было несколько эффектных идей: устроить к 300-летию города свадьбу на 300 человек, организовать в СПб постоянный фестиваль, где можно бы было показывать лучшее, что есть в современном визуальном театре. Для Петропавловской крепости задуман проект "Воздушные замки" - уже найден французский архитектор, создающий грандиозные конструкции практически из воздуха. Пока не получается - то ли у руководства города средств нет, то ли интереса.
Поэтому он снова привез "сНежное шоу", с которым не по разу объехал весь мир, собрав массу премий и зрительских восторгов.
Если раньше лицедейские спектакли представляли собой "слоеный пирог", рассчитанный на многослойное восприятие (ребенок реагирует на свое, бабка-дедка увидят другое), то нынешнее представление адресовано взрослым. Надпись на афише "дети до 12 лет в партер не допускаются" - не прикол. Потому что это спектакль про смерть, про ее осознание и предвкушение.
Здесь по-прежнему возникает атмосфера праздника и безудержного творчества, никуда не исчез тонкий лиризм и поэтическое осязание мира. Зрители узнают какие-то старые номера, вернее, улавливают их отзвуки, но сценическое пространство наполнилось совсем другими смыслами.Даже знаменитые "Голубые канарейки" мало напоминают "классические" - цирковой расклад на белого и рыжего клоунов, простодушное самоутверждение, неповторимость каждого персонажа утратили свою актуальность. Хрупкий человечек оказался один на один с немым вопросом мироздания и его властным ответом. Ужас перед абсолютным одиночеством, перед неизбежным приговором, как электричество, передается каждой живой зрительской душе. В шоу, конечно, хватает юмора, но до самого финала публику не отпустит почти хичкоковский саспенс: что-то случится. Так и выходит.
В какой-то момент перед героем, как видение, "проедет" его детство: малыш с саночками, заснеженные домики, дым из труб. Он завернется в кулису-одеяло, закутав и себя, и свои воспоминания - все, что так бесценно для человека и что не имеет никакой цены для Времени и тех непостижимых инструментов, которыми оно орудует.
А потом в зал ударит залп света и титанической музыки, метель понесет по закоулочкам сугробы "снега", героя (Асисяя, Петрушку, Petrushk'у, короля Лира?) прижмет к земле, и в мистическую воронку затянет всех - ускользнуть, похоже, не удастся никому.
Впрочем, страшилка обернется восторгом: в "открытый космос", да без корабля, без экипажа и скафандра? Готовы?
Раньше персонаж Полунина вызывал сочувствие зрителей - теперь не поймешь, кто кому больше сострадает. Но безутешными зрителей не оставят. Художественная материя этого редкого по красоте спектакля (режиссер Виктор Крамер, художник Виктор Плотников) соткана из таких эфемерных субстанций, как сны, мечты и воспоминания, но перемножена "продвинутой" театрально-визуальной формой и впечатляющими спецэффектами. Все это сообщает происходящему мощную созидательную и вполне конструктивную энергию. Особенно когда в зал полетят пятиметровые шары, а по креслам побегут персонажи - придурки в длинных балахонах. Кто-то тянет руки, кто-то уворачивается, но никто не хочет покидать это, ставшее защищенным пространство (причем как галерка, так и "олигархический" партер).
В конце концов, смерть - всего лишь мгновение. А пока...