Главная >> 5 >> 35 >> 3

Михаил Светин: "Я - от рождения клоун..."

Михаилу Светину, актеру, не нуждающемуся в представлении, 11 декабря исполняется 75 лет


ПЕРСОНА


Его путь к славе был непрост. Будучи комиком от рождения, Михаил Светин тем не менее не был принят ни в один из московских театральных вузов - ссылались на дефект речи, на широко расставленные передние зубы, на маленький рост. Тогда он пришел в Театр Аркадия Райкина и напросился к великому эстраднику в ученики. И неизвестно, как сложилась бы дальше творческая и личная жизнь Светина, если бы Райкин молодого артиста... не выгнал за излишнее нахальство. Потом были провинциальные подмостки в Камышине, Петропавловске, Иркутске, Кемерове, Пензе, Петрозаводске. 12 лет в провинции...


Впрочем, сам Михаил Семенович уверен - все к лучшему.


- У Райкина, неизвестно, чем бы все закончилось. Скорее всего, я бы не состоялся. Райкин - великий актер, и рядом с ним все бледнели. И я бы ему только подыгрывал, как и все те, кто с ним работал. А мне самому хотелось играть. Так что мне скорее повезло, что он меня выгнал. В камышинском театре, куда я получил приглашение, сразу получил нормальную роль. И там же я нашел свою жену, в конце концов.


Единственное, о чем иногда Светин жалеет, что, уже будучи ленинградским артистом, отказался от предложения Марка Захарова.


- Это был конец 70-х. Я после шести лет квартирных мук - вначале жил в подвале на Рубинштейна, потом в страшной коммуналке на Достоевского, потом снимал комнатку на углу Пестеля и Моховой, однажды сгоревшую, - наконец получил отдельную квартиру на Фонтанке. И только я переселился, как Марк Захаров начал меня уговаривать: "Вы мне очень нужны. Вы у меня будете постоянно играть. Потерпите год, я вам гарантирую квартиру". И знаете, он уже тогда говорил, что Ленинград станет провинциальным городом. Но я не смог уехать - меня удерживал ужас: как, опять паковаться, опять год ждать. Я тогда растерялся...


И вот когда спустя 22 года на одном из "Золотых Останов" мы с ним стоялирядом, я подумал: может быть, я тогда был неправ... Но, с другой стороны, я ведь Москву не слишком жалую - там такая суета, и я чувствую себя очень неуютно. Наверное, я все-таки человек по сути своей провинциальный, скромный. Вот Петербург я полюбил...


Но и Ленинград киевлянин Светин принял отнюдь не сразу. Привыкнув к зелени, уютным улицам родной Бессарабки, залитой солнцем, поначалу страшился Питера, его "колодцев", камней. Тем более что приехал в город на Неву артист осенью. И только с наступлением весны, открыв для себя Летний сад, Михаил Семенович "сжился" с новой родиной.


***


Петербург в долгу перед Светиным не остался. Михаил Семенович в Питере знаменит и, главное, любим. Как сам актер оценивает феномен всенародной любви? Легко, ни на секунду не сомневаясь, что так и должно быть. Более того, даже немножечко обижается, если вдруг его кто-нибудь не узнал. Любопытно, что хотя, по признанию самого Светина, он не такой, каким его воспринимает большинство населения страны, свой имидж актер менять не хочет.


- Я чувствую, что действительно меня любят до сих пор. А дети, молодежь, которая приходит на спектакли, меня обожают. Это очень приятно. Я очень люблю, когда мне хлопают, а хлопают мне уже 100 лет. Меня воспринимают как клоуна, как человека, которому можно сунуть конфетку, что-нибудь подарить. Так когда-то, когда я играл Карлсона, ко мне подходили дети и ощупывали - искали кнопочки.


Мне кажется, что люди, которые могут подойти ко мне на улице, обнять, верят, что я хороший. Я добрый и смешной человечек, которого любят и взрослые, и дети. Наверное, не за мастерство мое высокое, а потому что считают, что я - свой, родной, близкий. Вот какой я есть у народа. На машине я не езжу, хожу пешком. Дачи у меня нет, один фундамент стоит. Квартира прямо на рынке. Я живу среди народа. Я - действительно народный... Такой у меня имидж. И я его стараюсь поддерживать.


Насчет детской любви. Однажды после спектакля маленькая пятилетняя девочка подарила Михаилу Семеновичу медвежонка. Увидев страдающе глаза девочки, артист понял - девочка тяжело больна. А спустя какое-то время Светин получил письмо, прочитав которое ощутил, что жизнь свою он точно прожил не зря: "Может быть, вы помните девочку, подарившую вам медвежонка? Это была моя дочь Юлечка. 2 года назад у нее отказали почки. В декабре прошлого года ненадолго оказались в Питере. После того как Юлечка увидела спектакль "Тень" с вашим участием, она начала говорить только о вас. В январе нам пересадили почку, потом пришлось перенести еще одну операцию. И все время, пока ей было плохо, дочка не переставала спрашивать: "Когда же мы снова поедем в Петербург?" Теперь с Юлей все в порядке. Она с нетерпением ждет, пока немного окрепнет, чтобы наконец приехать в город на Неве и увидеть спектакли с вашим участием. Сами того не зная, вы помогли выжить и выздороветь моему ребенку. Вечно буду вам за это благодарна".


- вообще я от рождения такой - клоун. Это наследственное. Моего папу всегда приглашали на все праздники, свадьбы, чтобы было весело, - он мог смешить бесконечно, он был хулиганом и постоянно всех разыгрывал. И я с грудного возраста обожал смешить и развлекать людей. Просто был счастлив, когда мне удавалось вызвать смех. Артиспом я с детства хотел стать. И не просто артистом, а Чарли Чаплином! И сейчас, когда проходил мой творческий вечер или сольный концерт и хохочут даже дети (а я читаю Зощенко, Жванецкого), мне кажется, я получаю от выступления кайф больше, чем зрители. Так что, в принципе, платить должен я, а не они.


Факт из биографии: маленький Миша был чересчур болтлив - договаривался до опасных по тем временам ляпсусов. Однажды, в день памяти Ленина, ляпнул, что Владимир Ильич умер и дело его умерло. А про плакат "Спасибо дорогому Сталину за нашу счастливую жизнь!" вдруг заметил: "Спасибо счастливому Сталину за нашу дорогую жизнь!"


***


В знаменитый анекдоте о великом французском комике Коклене рассказывается о том, как к артисту, страдающему ипохондрией, пришел врач и посоветовал - "как лучшее средство" - пойти... на Коклена. "Но я и есть Кок-лен", - молвил страдающий комик... Ипохондрии подвержен и Светин. Как он борется с этой проблемой?


- Я очень подвержен перепадам настроения. И всякие ипохондрии переношу с трудом. Как? А стараюсь отвлечься - включаю телевизор, слушаю радио и жду, когда пройдет. А лучше всего что-нибудь спеть - я обожаю петь. Можно попытаться отвлечься, вымыв посуду. Посуда - это мой конек. Так тщательно, как я мою посуду, никто не моет. Никаких "спустя рукава". Своей жене всегда показываю, как надо мыть.


Но самое верное лекарство от плохого настроения - сцена. Я люблю себя в театре. Не по Станиславскому, который говорил, что надо любить "театр в себе". Я же люблю себя, когда играю. И все плохое, в том числе мое собственное состояние, остается за пределами магической сцены. Я выхожу, говорю "а", и все - я умереть готов, только чтобы не разочаровать зрителя.


Кстати, именно поэтому Светин сегодня редко снимается - чтобы не разочаровать зрителя, привыкшего видеть в артисте "питерского домового", в то время как режиссеры ему предлагают сниматься в очередных "Ментах". Впрочем, есть и исключения - недавно петербургский комик снялся в сериале "Золотой теленок" с Олегом Меньшиковым в главной роли. Михаил Семенович, который уверен, что его роль - это Паниковский, тем не менее с благодарностью сыграл зицпредседателя Фунта (помните его знаменитую фразу: "Я сидел при Александре Втором "Освободителе", при Александре Третьем "Миротворце", при Николае Втором "Кровавом". При Керенском я тоже сидел").


- Я действительно мало снимаюсь. Сценарии, правда, читаю, но не снимаюсь. Уж очень много крови на экране... Мне такие картины ничего не дадут, у меня имидж другой.


Нет уже таких добрых, наивных фильмов, нет роли "маленького человека", которую я так люблю, где рядом и эксцентрика, и драма. Мне бы хотелось, чтобы для меня придумали какую-нибудь хорошую человеческую роль, чтобы в этом фильме была "чаплинская" тема.


Как каждый актер, я боюсь оказаться не у дел. Но все равно отказываю режиссерам, потому что они мне предлагают то, что мне уже не хочется играть. Я сказал себе: "Хватит, Миша, бегать. Ты можешь себе позволить отказываться. Понравилось - играй. А нет - лучше не надо".


Факт из биографии: сниматься Светин начал поздно, переступив сорокалетие. Хотя сниматься, конечно, мечтал всегда. И как-то родственник Михаила Семеновича, работавший на Киевской киностудии, "устроил" будущей знаменитости пробу. Светина одели, загримировали и... Увидев артиста, режиссер расхохотался и сказал: "Уберите!". Правда, Светин ему благодарен все равно - дал заработать 3 рубля в массовке.


Но однажды артиста одновременно пригласили в две картины - Элем Климов в "Агонию", где Светин сыграл филера Терехова, и украинский комедиограф Виктор Иванов на роль врача Степана Степановича в фильме "Ни пуха, ни пера". Так началась всероссийская слава.


***


И напоследок, в преддверии январских праздников, "новогодняя" байка от Михаила Светина: - Как ни странно, но у меня никогда не было особых Новых годов. 1де бы мы с женой ни были - в компании ли, вдвоем - получается так все одинаково: ждем, садимся, выпиваем, провожаем и, главное, стараемся не ссориться. Правда, есть одна особенность новогодних ночей - звонки со всего мира. И сам названиваешь, тревожишься - как бы не забыть кого-нибудь. Получается такая телефонная игра. Телевизор что-то бубнит и звонки, звонки, звонки - вот и весь праздник...


Из детства помню, как в садике выступал. Я, конечно, Зайчиком был. И запомнилось почему-то, как читал, стоял на стульчике: "Я из лесу вышел, был дикий мороз..."


Но одна забавная новогодняя история все же была. Моей дочке тогда было лет 13, ей казалось, что она очень взрослая, и на правах взрослой решила отправиться встречать Новый год в компанию со своими школьными друзьями. А мне, домостроевцу этакому, какая-то вожжа под хвост попала: не пущу, и все тут. Вообще-то мы с ней - самые близкие люди на всей земле, никто не понимает меня так, как она! Но в тот день нашла коса на камень. Я уперся рогом: "Не пущу" И она уперлась: "Уйду!" В конце концов со скандалом, но сошлись на компромиссе: Новый год она встречает с нами, а потом уходит к друзьям.


И вот, за несколько часов до праздника, я прилег отдохнуть. Вдруг она меня будит: "Вставай, папа, через двадцать минут Новый год!" Смотрю - стол накрыт, жена сидит за столом, все хорошо. И такой я был доверчивый, что меня даже не смутил неработающий телевизор. По часам - 12, мы поднимаем бокалы с шампанским, поздравляем друг друга. И я с чувством выполненного долга отпускаю дочку в гости, а сам сажусь за телефон и начинаю свою традиционную телефонную игру. Ну и что - в ответ только и услышал: "Ты чего? Двенадцати-то, еще нет!" Короче говоря, потом выяснилось, что моя хитрющая дочка все часы перевела на час вперед, да еще и с телевизором что-то намудрила... Ох и злился же я тогда!..


***


"Мне кажется, я получаю от выступления кайф больше, чем зрители. Так что, в принципе, платить должен я, а не они..."