Вот уже 40 лет она дружит с Детским музыкальным театром имени Наталии САЦ
Это необыкновенный театр. Хотя бы потому, что синяя птица над его фасадом парит вне законов архитектурных сооружений - глядя на ее вдохновенный полет, трудно представить, что поднять такую глыбу было технически возможно.
21 ноября первому в мире детскому музыкальному театру исполняется 40 лет. С ним работали Сергей Михалков, Тихон Хренников, Дмитрий Кабалевский. Сейчас в репертуаре Московского государственного академического Детского музыкального театра имени Наталии Сац десятки уникальных спектаклей -от знаменитой "Синей птицы" Ильи Саца и Михаила Раухвергера до "Юноны и Авось" Алексея Рыбникова и "Дитя и волшебства" Мориса Равеля. И - при тысяче с лишним мест в зале - аншлаги, чему мы сами стали свидетелями.
Совсем рядом с театром - известный цирк на проспекте Вернадского. Опасное соседство для любого театра, тем более детского, - аудитория-то одна и та же, но при этом искусство клоунов и дрессировщиков зверей ребятам и их родителям кажется доступнее и зрелищнее. Однако очередь тянулась именно к театру Синей птицы, вызывая у нас искреннее удивление и восхищение. Значит, тут знают и умеют что-то, чего не могут добиться в иных взрослых академических театрах?
А ведь, казалось бы, основная задача у этого музыкального театра для маленьких и юных трудновыполнима: приобщить ребят к миру высокой музыки, сложной и для взрослых - оперы и балета. Как привлечь, а затем удержать их внимание на протяжении 2-3 часов, когда на сцене поют арии и крутят фуэте? Для начала родителей и учителей, которые приводят детей приобщиться к искусству, конечно, привлечет легендарное имя Наталии Сац, которую во всем мире называли "матерью детских театров" (на ее счету 6 основанных в бывшем СССР театров для юных!).
Да и стремление увидеть знаменитый театр снаружи и изнутри - тоже не последний стимул. Ведь этот детский храм имени Наталии Сац - нечто необыкновенное. На входе в здание встречаешь бронзовую хрупкую женщину с распахнутыми для материнского объятия руками, в которой сразу узнаешь главную волшебницу
- основательницу театра - с прижавшимися к ней мальчиком и девочкой. На фасаде, а затем и в фойе поражаешься искусными барельефами со сказочными персонажами. Но главная магия ждет ребенка внутри. Вот он попал в первый зал - на стенах космические корабли, у входа - огромная фигура рыцаря с мечом! А дальше - вообще нечто удивительное: сказки оживают. Пораженных открывшимся простором фойе и ослепительным светом хрустальных люстр мальчиков и девочек приветствуют барышни в кокошниках и сарафанах
- ни дать ни взять Василисы Прекрасные и Елены Премудрые!
- Добро пожаловать в Сказку! Добро пожаловать в наш театр! - говорят они протяжно и певуче, как умеют только в сказках.
Дальнейшее только утверждает ребенка в мысли, что он где-то в волшебном измерении: всюду макеты самых известных спектаклей-сказок, фотографии, на которых, кажется, вот-вот подмигнут и подпрыгнут Кощей Бессмертный. Дюймовочка и Снежная Королева. И все-таки главное священнодействие начинается в зале, когда на сцену поднимается невысокая хрупкая женщина - дочь Наталии Ильиничны, Роксана Сац-Карпова.
- Дорогие ребята! - услышали мы ее негромкий, но очень убедительный голос, придя на спектакль "Волшебник Изумрудного города", мюзикл Игоря Якушенко. Традицию вступительных слов перед спектаклем Роксана Николаевна продолжает вслед за мамой. - Сейчас вы услышите и увидите сказку про девочку Дороти, которая будет путешествовать по разным интересным странам, но все равно мечтать вернуться домой. А поможет вам ее понять музыка и музыканты нашего оркестра.
И весь зал - от 3-летних малышей до их родителей - благодарно захлопал элегантному дирижеру Андрею Яковлеву, вспорхнувшему на свое место на возвышении перед сценой, и невидимым артистам оркестра. И тотчас скрипки, виолончели, трубы в их руках зазвучали и оживили занавес. Какой он необыкновенный - в виде веселого бородача-волшебника, распахнувшего фалды разноцветного плаща, внутри которого переливаются изображения трех стран - Голубой, Зеленой, Желтой. И вот пока мы рассматривали занавес, на сцене словно из ниоткуда возник маг в цилиндре и плаще. И представление началось: девочка Дороти вместе с собакой Тото, перенесенная по воле злой волшебницы Гингемы в Голубую страну, повстречала по дороге Страшилу и Железного Дровосека и пережила множество приключений в трех разноцветных странах.
Дети - самые искренние существа на свете, поэтому свое мнение о спектакле выразили эмоционально и прямо, без лишних мудрствований:
- Мне больше всего понравился Страшила, он веселый и не унывает,
- заметила Саша Чернова из 1-го "А" 1244-й столичной школы.
- А мне Розовая фея - она такая красивая, - смущенно призналась Катенька Помыкалова из 1-го "Б" 791-й школы.
- И вообще все так реально было, особенно когда Дровосек ударил Страшилу по голове топором, - выпалили мальчишки-третьеклассники из той же школы.
Не спешите их осуждать - вот, мол, дети нашего времени, выросшие на кровожадных боевиках.
- Его же потом зашили, и Дровосек со Страшилой подружились, -подвели к добрым последствиям нехорошего поступка ребята.
Взрослые зрители тоже оказались под сильным впечатлением.
- Здесь делают добрые спектакли, они заставляют поверить в сказку и вернуться в детство, - поделилась с нами Валентина Игумнова, сотрудница Центра повышения квалификации педагогических работников Великого Устюга. - Прекрасные артисты, красивые декорации... У нас в городе хоть и живет Дед Мороз, но нет такого театра.
- Артисты пели замечательно и вообще играли здорово, - искренне сказал один мальчик маме после спектакля. - Жалко, мы цветов им не подарили...
- Это я забыла, в следующий раз обязательно подарим, - тут же оправдалась мама.
И вправду, актеры постарались, чтобы сказка о Волшебнике Изумрудного города запомнилась. Особенно хороши были исполнительница роли Дороти, обладательница красивого звонкого голоса, Людмила Верескова и обаятельный, неистощимый на смешные реплики Владимир Чернышев в образе Страшилы.
Неужели все спектакли театра столь интересны, столь богаты на выдумку и неожиданные решения?
- А вы посмотрите наш мюзикл "Царевна-лягушка", - лукаво прищурилась Роксана Николаевна Сац, которая сочинила либретто ко многим творениям театра. - Там очень необычный Кощей Бессмертный: он у нас не традиционный злодей, а страдающий от собственной несдержанности и самодурства отец, ведь он сам заколдовывает неснимаемым заклятьем свою дочь Елену Премудрую, влюбившуюся в Иванушку.
И таких сюрпризов в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац множество. Поскольку главная его цель - увлечь ребят хорошей музыкой, приблизить ее к ним, в театре постоянно придумывают, как это сделать еще доступнее и интереснее.
Так, здесь регулярно проводят цикл абонементных встреч "Тайны музыки. Ступеньки к разгадке" -это пять вечеров, которые рассчитаны на самый разный возраст и уровень музыкальной грамотности слушателей. Сначала ребятам рассказывают о том, как зарождались первые музыкальные инструменты, что такое дуэт, квартет, квинтет, музыкальный образ, потом вводят в мир более сложный - музыки разных стран и народов, рождения оперы. После такой подготовки опера и балет уже не вызовут отторжения у ребят. Они смогут насладиться и оценить дивную музыку "Евгения Онегина" или "Мадам Баттерфляй", которые тоже звучат в театре, радуя старших школьников и взрослых почитателей высокого искусства. Трудно ли это дается театру?
- Конечно, сказывается опошляющее вкус влияние эстрады и телевидения, эта музыкальная жвачка, которую нынешние дети получают в огромных количествах, - не скрыла Роксана Николаевна, между прочим, заслуженный учитель России, 18 лет проработавшая в школе. - Но когда с ними поработаешь, получаешь тот же результат, что и в советские, и в любые времена, - ребята начинают понимать и ценить настоящую музыку - такую, как "Дитя и волшебство" Равеля. И еще для нас обязательно, чтобы наши спектакли несли позитив, помогли ребенку стать добрее и чище.
Работу по воспитанию вкуса, моральных ценностей, по привитию у детей любви к театру здесь проводят действительно огромную: так, ежегодно в дни весенних каникул здесь проходят всероссийские смотры-конкурсы детских самодеятельных музыкальных спектаклей. Театр поддерживает и Ассоциацию школьных театров, в которую входит 28 школ. Особенно тесная связь с 626-й московской школой, носящей имя Наталии Сац.
Однако говорить о полном благополучии не приходится.
- Нельзя утверждать, что театр миновал трудные времена, - развеяла наше радужное настроение Роксана Сац. - Детский музыкальный театр не может существовать без поддержки. К счастью, правительство Москвы и руководство Юго-Западного округа нам активно помогают.
Так, при поддержке отдела образования и префектуры Юго-Западного округа Фонд Наталии Сац совместно с благотворительными организациями проводит спектакли и акции для ребят из детских домов, интернатов, многодетных семей. Для них ежегодно устраиваются праздники - Рождество и Пасха в Детском музыкальном театре.
О том, что усилия театра не напрасны, говорят полные залы во время спектаклей. Приходите, убедитесь сами.