"Статский советник"
Борис Акунин после кассовых рекордов "Турецкого гамбита" стал одной из главных "дойных коров" российской киноиндустрии. При этом ему хочется считаться художником и наконец увидеть своего Фандорина в воплощении более тонком, чем представили в прежних экранизациях его романов простоватые актеры Носков и Бероев. Ну куда уж тоньше: на экране - Олег Меньшиков, эстет и метросексуал, адепт японского сладострастия, со своими словно нарисованными усиками и маскообразным лицом почти из театра но. Олег Меньшиков, самый стильный и энигматичный актер российского кино, рожден для того, чтобы сыграть Эраста Фандорина, и в этом смысле авторские амбиции Бориса Акунина должны быть удовлетворены. Режиссер "Статского советника" - Филипп Янковский. Его дебют "В движении" был несколько наивной, но симпатичной попыткой авторского ремейка "Сладкой жизни" в московских фактурах. В новом фильме следы знакомой манеры видны в динамичной работе оператора Владислава Опельянца, в постановке трюков, драк и взрывов, непривычно ломающих канон изображения старой Москвы. Так никогда не снимали в доперестроечном кино: город выглядит даже не музейной реконструкцией, а детищем евроремонта. Но ведь и весь акунинский сюжет - прививка аккуратно скроенного европейского авантюрного жанра к расхлябанной русской реальности. От реальности в итоге почти ничего не остается, ее заменяют культурные иконы и мифы. Главный из них - персонаж Никиты Михалкова по имени Пожарский, не совсем мелкий бес, занятый тем же, что и большинство других героев фильма, - спасением России на свой лад. Никита Михалков с презлобным азартом отыгрывает имидж титулованного злодея, который больше уже не пытается соблазнять искрометным обаянием, а только давит и пугает. Столь высокого градуса и остальным исполнителям, и фильму в целом явно не хватило. И очень скоро, почти что с первым появлением Пожарского, становится очевидно, что Фандорину, порождению иноземного декаданса, с этим матерым человечищем рядом делать нечего. Художественный руководитель проекта (так господин Михалков обозначен в титрах) не ограничивается ролью старшего наставника и советчика. Он делает то, что американцы называют steals the role, - крадет роль у своего партнера или, говоря русскими образами, тянет одеяло на себя, оказываясь главным героем постановки.
***
"Три икса-2"
Фильм "XXX" с Вином Дизелем имел успех в 2002 году, поэтому выход в свет второго фильма не удивляет. Удивляет другое - от участия в кассовой картине отказались режиссер Роб Коэн и звезда экшн-боевиков - Вин Дизель. Этому предшествовал отказ обоих от сиквела "Форсажа", тоже успешной ленты. Видимо, ни Коэн, ни Дизель не собираются дважды обращаться к одному сюжету, а ищут новые возможности проявить себя. Дизель, во всяком случае, уже нашел - в этом году он перевоплотился в няньку. В "Три икса-2" другой герой спасает мир. Это Дариус Стоун (Айс Кьюб) - бывший преступник, пойманный агентом управления национальной безопасности Гиббонсом (Сэмюэл Л. Джексон). Захватнические замашки генерала американской армии Джорджа Декерта (Уиллем Дэфо) заставляют напрячься агентов управления национальной безопасности. Перепробовав все методы укрощения злостного вояки, управление приходит к выводу, что без Стоуна им никак не обойтись, - и устраивают его побег из тюрьмы. Создатели фильма гарантируют головокружительные погони и жаркие перестрелки. Еще бы, ведь режиссером фильма стал Ли Тамахори, знакомый не понаслышке с миром спецагентов - последней его работой был фильм о Бонде "Умри, но не сейчас".
***
"Леший: природа страха"
Сколько уже тварей вышло на широкий экран, чтобы проверить нашу нервную систему на прочность. Однако режиссер фильма "Леший: природа страха" Бретт Леонард (снял "Виртуозность") решил, что в мире злодеев, кровопийц, упырей и прочей нечисти не хватает еще кого-то - главного героя его новой картины. Житель болота, названный нашими прокатчиками Лешим, спал бы в своей трясине еще несколько веков, если бы не вероломный владелец нефтяной компании по фамилии Шист: ловкий бизнесмен подмял под себя местных жителей вместе с их землями. Пытаясь избавиться от ненужных свидетелей махинаций, Шист вспоминает о старом болоте неподалеку: именно здесь некоторые жители городка находят свое последнее пристанище. Проснувшись от наплыва нежданных гостей, болотный дух начинает активные поиски новых жертв. Необычные способности твари заключаются в том, что Леший чувствует страх людей, и чем больше его боятся, тем могущественнее становится он сам. И надо было именно в этот момент появиться в городке новому молодому шерифу Кайли Уильямсу (Мэттью Ле Не-виз). Теперь перед Уильямсом стоит выбор: закрыть глаза на проделки Шиста и Лешего или выполнять свой долг шерифа - одолеть Лешего не так-то сложно, нужно лишь побороть свой страх.
***
"Лысый нянька. Спецзадание"
Вин Дизель переквалифицировался в няньку. Но это правильнее назвать камуфляжем - он все так же героически поблескивает то накачанными бицепсами, то гладким черепом.
Семье гениального ученого, работавшего над проектом секретных служб правительства США, грозит опасность.Обеспечить спокойствие Пламмерсам, по мнению того же правительства, сможет лишь хорошо обученный бесстрашный боец, побывавший во всех "горячих точках" мира, круглосуточно находящийся в состоянии боевой готовности. Выбор пал на Шейна Вулфа, члена элитного подразделения "Морские котики", который и не подозревал, на какое сложное задание посылает его родина. Разборки с террористами, обезвреживание взрывных устройств - все это будни по сравнению с Пламмерсами. Пятерка отлично подготовленных, морально неустойчивых детей ученого не вызывает у вояки умильной улыбки. Неконтролируемая девочка-тинейджер Зои, угрюмый Сет, помешавшийся на фильмах про ниндзя восьмилетний Лулу, трехлетний Питер и младенец Тайлер, досаждающий своими грязными подгузниками, и в особенности домашняя утка Гарри - каждый из них так и норовит помешать выполнению правительственного задания. Последняя особенно отличилась на съемках фильма: по сценарию во время довольно длинного диалога утка должна была укусить Дизеля, однако, вцепившись в звездное ухо, птица, уже не по сценарию, не смогла расстаться с добычей. Диалог был снят полностью, что, по мнению режиссера Адама Шенкмана, придало картине еще больше комизма. Мнение Вина Дизеля на всякий случай не обнародовали, однако известно, что утке Гарри на протяжении съемок фильма потребовалось аж шесть дублеров.
***
"Мисс Конгениальность-2: прекрасна и опасна"
"Мисс Конгениальность-2" - зрелище, не нужное никому, кроме продюсера и исполнительницы главной роли Сандры Баллок. В первом фильме еще чувствовался азарт, с которым авторы выставляли героиню чумичкой, неряхой и неженственной забиякой, чтобы потом потрясти чудесным, хотя и мучительным перевоплощением ее в королеву красоты. В первом фильме неотесанную фэбээровскую хрюшку превращал в гламурную телочку персонаж Майкла Кейна, и на его взаимодействии с Сандрой Баллок держалось многое. В "Мисс-2" вместо Кейна придуман стилист-гей с двумя помощницами, которым по сюжету делать особенно нечего. Получив совет купить очки подороже, агент Грейси Харт превращается в "сучку с сумочкой" мгновенно, как Золушка по мановению волшебной палочки, и каждый поворот сюжета встречает ослепительным сиянием безупречного мэйк-апа и идеальной укладкой мелированной гривы.
Вся Америка знает героиню как лицо ФБР, на улице в нее тыкают пальцем и просят автографы, но счастья как не было, так и нет: и микроволновка плохо закрывается, и заведшийся было в первой серии бойфренд дает героине отставку, даже не появляясь в кадре, по телефону. Приходится заполнять душевную пустоту крепкой женской дружбой, начинающейся с, казалось бы, непримиримых расовых и психологических трений между Грейси и ее мужиковатой чернокожей коллегой, приставленной к ней охранницей. По мере того как взаимная антипатия без всяких объяснений трансформируется в свою противоположность, девушки спасают похищенную подругу героини, королеву американской красоты в бриллиантовом кокошнике.
***
Alan Parsons Live Project в Кремле
Фигура Алана Парсонса почему-то не тревожила советских чиновников, отвечавших за идеологическое воспитание молодежи, и шансов прикоснуться к его творчеству у здешней публики в 80-е было немало. Например, инструментальная композиция "Mammagamma" с альбома 1982 года "Eye in the Sky" была популярна у музыкальных редакторов. На границе 60-х и 70-х годов Алан Парсонс оказался в самом центре модного саунда - на студийных сессиях The Beatles и Пола Маккартни. Работой, определившей его продюсерское будущее, стал альбом Pink Floyd "The Dark Side of the Moon". Это был революционный диск, во время создания которого группа и саунд-продюсер открыли сразу несколько магистральных направлений организации звука, например прием, позже получивший название "сэмплирование". Занявшись записью сольных пластинок, Алан Парсонс занял прочное место среди сторонников "концептуальной" звукозаписи. Он настаивал на том, что альбом не должен быть простым набором песен, все в нем, от расположения треков до обложки и бумаги, из которой сделана вкладка, должно быть подчинено конкретному сюжету или идее. Алан Парсонс сделал главным героем музыки саму музыку, во всяком случае в рок-н-ролле ему это удалось сделать одному из первых. Дебютный альбом Алана Парсонса "Tales of Mystery and Imagination Edgar Allan Рое" был построен на творчестве Эдгара По, а следующий - "I, Robot" - иллюстрировал идеи Айзека Азимова. Возводя звуковые ландшафты, Парсонс использовал соответствующие стройматериалы, от симфорока до синтезаторной музыки, наивной с сегодняшней точки зрения, но никогда не переходившей грань пошлости.
С годами новаторский пафос Alan Parsons Project стерся. Шоу-бизнес пережил несколько нашествий панк-рока и прочего деструктива, "правильная" звукозапись вышла из моды. Алан Парсонс добавил в название проекта слово "live". Alan Parsons Live Project - команда крепчайших профессионалов, как следует отрепетировавших песни с новых дисков Алана Парсонса, в частности последней "A Valid Path", во время записи которой один из главных продюсеров XX века наконец-то сдался на милость прогресса и решился большую часть материала сгенерировать в компьютере.
***
"Потомство Чаки"
Режиссер культовой чернухи "Байки из склепа" Дон Манчини снял новую трэш-комедию с элементами триллера о дьявольских куклах-убийцах. Надо отдать должное любителям мертвечины Дону Манчини и его продюсеру Дэвиду Киршнеру за то, что они четко обозначают рамки жанра, в первых же кадрах нанеся на киношные бочонки с кровью надпись "декоративная". Это уже четвертый фильм о Чаки - кукле с лицом, изуродованным шрамами, похожими на шнуровку старого футбольного мяча. Сюжет фильма трогателен и способен заставить всплакнуть любителей романов Чарльза Диккенса и Лидии Чарской: маленькая кукла с голубыми глазами, без признаков половой принадлежности и с маркировкой на руке "Сделано в Японии", по имени то ли Глен, то ли Гленда, ищет родителей. И, как ни странно, находит. В промежутке длиной в полтора часа оно (он, она) провоцирует вновь обретенных родителей (Чаки и его подружку из серии "Невеста Чаки" по имени Тифанни) убить с десяток обитателей Голливуда.
***
Классические концерты недели
24 апреля - очередной концерт цикла "Возвращение. Портреты" в Рахманиновском зале. На сей раз главным героем вечера предстоит быть альтисту Максиму Рысанову (на фото). В этом сезоне музыканту уже довелось ударно выступить сразу на нескольких фестивалях, включая крупногабаритные Брамсовский фестиваль Дома музыки и фестиваль Crescendo. Выпускник лондонской Guildhall School Максим Рысанов продемонстрирует внушительную широту своего репертуара: от соль-мажорной сюиты Баха до сюиты "Пирин" молодой болгарки Добринки Табаковой, от бетховенского трио для флейты, скрипки и альта - до камерных сочинений Шостаковича и Бриттена. Компанию Максиму Рысанову составят его известные соратники по "Возвращению", включая виолончелиста Бориса Андрианова, пианиста Александра Кобрина и гобоиста Дмитрия Булгакова.
26 апреля в Большом зале консерватории с Российским национальным оркестром выступает молодой итальянский пианист Франческо Шлиме. 23-летний музыкант с РНО сотрудничает уже довольно давно, так что можно ручаться за впечатляющее исполнение и интересные интерпретации двух заявленных в программе соль-мажорных концертов - Первого Равеля и Пятого Прокофьева. Тем более что дирижировать своим оркестром будет лично Михаил Плетнев, что всегда придает выступлению оркестра с солистами дополнительную интригу. Вдобавок оркестр приготовил еще и эффектную подборку симфонических сочинений Яна Сибелиуса: здесь и фрагменты сюиты "Леммикяйнен" на финские национальные темы, и подчеркнуто европейская музыка к "Пеллеасу и Мелизанде" Метерлинка. А в Доме музыки 26 апреля - концерт, посвященный началу Страстной недели. Звучать будет, вероятно, единственно возможный по такому случаю инструмент: большой орган Светлановского зала. Органистка Людмила Голуб исполнит тринадцать хоралов Баха из его "Органной книжечки" - величественные обработки лютеранских богослужебных мелодий, приуроченных к различным дням церковного года. Будет и несколько более близкая к современности трактовка темы - органная симфония "Страсти" Марселя Дюпре. Обещается и приличная случаю драматургия: Альберт Филозов (на фото) будет читать тексты хоралов и евангельские отрывки, а для более сильного впечатления светотехники будут обеспечивать "световую партитуру" всего происходящего.
А Московская филармония продолжает знакомить столичную публику с европейскими камерными оркестрами в рамках абонемента "Европейские виртуозы в Москве". 24 апреля в БЗК и 25 апреля в Зале Чайковского будет выступать оркестр "Виртуозы Вероны", объединяющий музыкантов из нескольких основных симфонических оркестров Италии. Возглавляет их Федерико Мондельчи, мало похожий на обычного руководителя камерных оркестров: он сразу и дирижер, и певец, и саксофонист, да еще и композитор. Тем не менее программа обоих концертов полностью соответствует самым общепринятым представлениям о том, что должны играть итальянские виртуозы: конечно же, "Времена года" Вивальди.
***
Эвнер Айзенберг в ТЦ "На Страстном"
Американский клоун Эвнер Айзенберг (на фото), лауреат Международного фестиваля циркового искусства в Монте-Карло, Международного фестиваля клоунов в Барселоне, на Эдинбургском фестивале получил премию "Новые лица". Действительно, Эвнер Айзенберг предстает в разных обличиях: то он клоун, то мим, то жонглер, то иллюзионист, то трогательный, как Чаплин, то задиристый, как все братья Маркс сразу. Котелок и штаны на подтяжках шли ему в свое время не хуже, чем накладной нос. Сейчас ему хватает своего лица и огромной седой бороды. И, как всякий американский комик, он успел засветиться в Голливуде. Но как-то неправильно: кто заметит пусть даже яркого комика рядом, скажем, с Майклом Дугласом (с ним Эвнер Айзенберг снимался в фильме "Жемчужина Нила"). Журнал New York Magazine назвал Эвнера Айзенберга "клоуном для думающих людей". Конечно, есть над чем призадуматься, когда пожилой американский клоун приезжает в Россию с сольной программой. Тонкость словесного американского юмора, впрочем, оставьте для stand-up-comedy, Эвнер Айзенберг - клоун канонический. "Искусник телесного юмора" (так расхваливают его американские газеты) редко пользуется словом, по большей части руками, ногами и всем прочим телом. Сейчас веселый старичок колесит по миру со своим шоу "Эвнер-Эксцентрик", которое стало бродвейским хитом еще в начале восьмидесятых. И оно до сих пор популярно: в Париже в прошлом году "Эвнер-Эксцентрик" три месяца подряд собирал полный зал в театре Фонтейн. Смотреть его интересно, потому что это шоу в том смысле, как его понимали уже очень давно, - просто представление обаятельного комика, а не дюжины сценаристов. Юмористическая нетленка.
***
Премьеры балетной труппы "Москва"
"Москва" выпускает сразу две премьеры: одноактные балеты "Гостья" и "Арлезианка" (на фото) поставил петербуржец Эдвальд Смирнов, лауреат Всесоюзных конкурсов и преподаватель Академии им. А. Вагановой. Номер этого хореографа в своих концертах с неподдельным чувством исполняет Анастасия Волочкова, теряя слой за слоем тюлевую юбку и оставаясь в финале в одном комбинезоне - полуобнаженной и скрюченной от переживаний.
Новые балеты хореографа Смирнова - тоже о переживаниях. "Гостья" на музыку Валерия Гаврилина - балет-притча о войне и любви, в его основе симоновское стихотворение "Жди меня". Авторы надеются, "что на дне человеческой памяти сохранились магические жесты и движения, способные врачевать и очищать душу". Очищать придется души современной тусовки, на которую явится женщина в черном - но не смерть, а молодая вдова. Хронология здесь не важна. Главное, все переродятся и помянут павших. "Арлезианка" по драме Альфонса Доде на музыку Жоржа Бизе - это балет о безумной любви простого деревенского парня к красавице-горожанке с дурной репутацией.
***
"Археология войны. Возвращение из небытия" в ГМИИ
ГМИИ ко Дню победы выставляет произведения античного искусства - древнегреческие, кипрские, этрусские, италийские вазы, скульптуры, архитектурные фрагменты, бронзу и резную кость, вывезенные советскими солдатами из взорванного эсэсовцами главного берлинского бункера.
Несмотря на прошедшие со дня окончания войны шесть десятилетий, эти произведения до последних дней оставались вне поля зрения ученых и реставраторов. Долгие годы фрагменты и осколки, в большинстве своем лишенные опознавательных обозначений и номеров, хранились в архиве, размещавшемся на территории Троице-Сергиевой лавры. Лишь в 1999 году, после упразднения хранилища, они были перевезены в ГМИИ, где ими смогли заняться реставраторы. Из многих тысяч раздавленных, обугленных, покрытых сажей и копотью фрагментов древних предметов необходимо было подобрать элементы, составлявшие когда-то целые экземпляры. Нужно было бережно произвести первичную очистку их от сажи, горелой смолы и грязи. И вот после пяти лет напряженного труда мы сможем впервые увидеть триста пятьдесят возвращенных из небытия произведений античного искусства. Теперь это совсем не обломки - реставраторы привели их в божеский вид, хотя и не прибегали к реконструкции (на фото - рельеф "Гений с рыбьим хвостом", Италия, I век н.э.). Проблема заключается в том, что, как только эти памятники искусства будут показаны, у них запросто могут появиться немецкие хозяева и потребовать реституции. Так что спешите видеть.
***
"Новые поступления" в музеях Кремля
Раз в десять лет Музеи Кремля проводят выставки новых поступлений. Их неизменный источник - закупка и дарение от организаций и частных лиц. А вот уникальную коллекцию парадного костюма конца XIX века музей купил сам. Она принадлежала семье герцогов Лейхтенбергских, и кое-что из трех парадных придворных платьев, 32 зонтов и 25 пар перчаток, по-видимому, принадлежало принцессе Марии Баденской, внучке Николая I и одновременно правнучке императрицы Франции Жозефины. Платье и аксессуары хорошо сохранились (есть даже старинные чехлы для их хранения) - с них только спороты драгоценные камни. Удачей для музея является и приобретение в прошлом году кружки, сделанной столетие назад известной московской ювелирной фирмой Сазикова по образу и подобию старинного, XVII века, экспоната Оружейной палаты. Многое за последние десять лет поступило в дар от президента Владимира Путина. А компания по добыче алмазов АЛРОСА купила для музея два пасхальных яйца и золотую панагию (на фото).
***
Московская артотека в клубе "На Брестской"
Московская артотека, на тот момент первая в России, была создана ЩСИ в 1996 году. При ее создании был использован опыт артотеки Нового берлинского художественного объединения (NBK), существующей уже около тридцати лет. Идея оригинальна - давать напрокат произведения искусства, как дают напрокат смокинги. В Берлине, для того чтобы взять любые три произведения (а это могут быть и довольно дорогие работы, например Миро или Дали) на полгода, достаточно просто иметь удостоверение личности гражданина Германии и внести залог. Для того чтобы взять в прокат картину из Московской артотеки, придется платить в месяц пять процентов от стоимости произведения, а это может быть довольно крупная сумма.
Сейчас наши артотечники представляют свою новую программу Step by Step - серию выставок, которые будут проходить в клубе "На Брестской". Первая апрельская выставка покажет уже имеющиеся в запасниках произведения, а последующие за ней будут связаны с новыми поступлениями. На первый раз организаторы покажут часть шедевров, подаренных Берлинской артотекой, плюс наших мэтров разных поколений и направлений - Валерия Айзенберга, Владимира Башлыкова, Леонида Ламма (на фото его "Серп и молот"), Игоря Макаревича, Илью Пиганова, Юрия Соболева, Леонида Тишкова. Как говорит руководитель программы Надежда Лылина: "Для нас важно, чтобы человек видел в картине больше, нежели удачное дополнение к домашнему интерьеру". Сложно не согласиться. Действительно важно.***
"Проект „Победа". Монументы" в Крокин-галерее
Выставки к 60-летию Победы - прерогатива не только государственных музеев. "Проект "Победа". Монументы" включает работы Константина Батынкова, Алексея Гинтовта (на фото - его "Гроза"), Александра Константинова, Александра Пономарева, Николая Наседкина, у. Кирилла Челушкина - - постоянных участников актуального художественного процесса. Галерея представляет шесть авторских проектов, исполненных в различных техниках: от живописи до видео и инсталляции. Обращение к теме ВОВ для современных художников, тем более ко Дню Победы, неожиданно. Дело в том, что художники имеют привычку дистанцироваться от громкого пафоса официальных праздников. И если затрагивают тему войны, то только чтобы развенчать созданные вокруг нее государственной пропагандой мифы или поработать с эффектными фигурами Сталина или Гитлера, с яркими кинематографическими образами вроде Штирлица. Но у этой выставки другие задачи - художники стремятся поймать отголоски этого события, выразить его интонацию. Эта выставка - о великой Победе, об излучении "большого проекта", проступающего сквозь изломы нашей истории и находящего себе место в пространстве современной культуры.
***
Военные рисунки Николая Жукова в ГМИИ
К 60-летию Победы ГМИИ имени Пушкина проводит выставку работ Николая Жукова. Николай Жуков - народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств, лауреат Сталинской премии (за иллюстрации к "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого), автор военных плакатов. Это именно он (вместе с Виктором Климашиным) в Москве, в октябре 1941-го, за одну ночь нарисовал знаменитый плакат "Отстоим Москву!". Утром отнесли плакат в издательство - он был принят и уже через несколько дней расклеен на всех улицах Москвы. В марте 1942 года, на Калининском фронте, Жуков познакомился с писателями и журналистами Борисом Полевым, Семеном Кирсановым, Ираклием Андрониковым и стал художником изданного этой звездной командой сборника очерков и рассказов. Его рисунки "из-за угла" всегда правдивы, остры и выразительны. Сообщение о Победе застало художника в Будапеште. В конце войны в качестве корреспондента "Правды" Жуков принял участие в Нюрнбергском процессе - за сорок дней работы он сделал более двухсот рисунков с натуры, некоторые из которых тоже будут представлены на выставке.
***
"Идет война народная" в Музее современного искусства
Эта выставка о партизанском движении на территории России, Украины и Белоруссии. На ней будут представлены 320 документальных фотографий, хранящихся в Российском государственном архиве кинофотодокументов. Впервые архив покажет снимки, найденные у фашистских солдат и офицеров и долгие годы хранившиеся неопубликованными. Эти документальные кадры позволят представить размах движения, охватившего весь запад и юг СССР, оказавшиеся в зоне оккупации.
Для фотографов поездки с "большой земли" к партизанам всегда были желанными, несмотря на опасность перехода линии фронта. Такими поездками награждали, поскольку для настоящих профессионалов "хождение в партизаны" становилось источником богатейшего материала. Но, несмотря на интерес фотографов, до сегодняшнего дня в столице ни разу не проводилось фотовыставки о партизанском движении. Это действительно странное упущение. И данная экспозиция исправляет несправедливость, заставляя получше разглядеть эту страницу военной истории.
***
"Шум моря" в центре М' АРС
Галерея М'АРС взялась пропагандировать в Москве не слишком знаменитых, но любопытных художников со всех частей света. Здесь показывают то мастеров японской анимации, то интерактивный высокотехнологичный аттракцион из Голландии, то, как сейчас, современное корейское искусство с традиционными корнями. Корни здесь произрастают прямо на рисовых полях. Художница Чой Гванг Ок, конечно, не выкладывает рисовыми зернышками портреты вождей, как бывало в старорежимные тоталитарные времена. Она колдует над рисовой бумагой, материалом благородным и таящим разнообразные эстетические возможности. Ее можно мять, рвать и красить, а полученные результаты преподносить зрителям для развития их воображения. Как когда-то делали сюрреалисты и до сих пор делают психотерапевты - чтобы по возникающим ассоциациям определить душевное состояние зрителей. В случае Чой Гванг Ок организаторы выставки настраивают на исключительно позитивные фантазии - шум моря, жемчужины, песчинки, воздушные потоки. Впрочем, минимализм, особенно корейский, - направление коварное: шаг в сторону - может и дракон примерещиться.