Что мы знаем о Монако? То, что Монако - это монархия, казино, налоговый рай, скандалы вокруг личной жизни принцессы Стефании, этап гонок "Формулы-1". Но есть еще кое-что: это один из самых престижных в мире фестивалей циркового искусства, который проводится здесь под покровительством княжеского дома. Князь Монако Ренье III, большой поклонник цирка, впервые провел этот фестиваль в 1974 году и до сих пор остается его почетным президентом. Эта страсть передалась и его детям: вице-президент фестиваля - принцесса Стефания, а президентство, как и престол, когда-нибудь перейдет наследному принцу Альберу. В этом году прошел 29-й по счету Международный фестиваль циркового искусства в Монако, ставший на сей раз особенно "урожайным" для российских артистов. Они увезли на родину главный приз фестиваля - "Золотой клоун", трех "Бронзовых клоунов", не считая разных специальных призов.
Торжеству цирка всегда предшествует большая работа. Номера для фестивальной программы отбирает комитет во главе с самим князем. В этом году из 400 номеров-претендентов в конкурсную афишу были включены 30 лучших. Князь, как известно, отдает предпочтение традиционному, рискованному цирку, но это вовсе не значит, что программа состоит исключительно из таких номеров. В ней традиции органично дополнялись новаторскими элементами, а классические дисциплины - трапеция, русская перекладина, дрессура - перемежались с авангардными зрелищными номерами.
Девять вечеров под куполом Фонвьея - одного из самых больших в Европе цирков-шапито - собиралось по четыре тысячи человек. В огромном зале свободных мест не было, несмотря на то, что самый дешевый билет стоил 25 евро.Верные подданные любят то же самое, что и их князь. А для многих циркачей выступление перед ним - чуть ли не самая заветная мечта.
Атмосфера на представлениях была удивительная. Зал буквально был переполнен восторгом и счастьем. Великосветская публика вела себя отнюдь не светски: громко аплодировала, вскакивала с мест (особенно если поднимались члены княжеской семьи), топала ногами в знак наивысшего одобрения кого-нибудь из выступавших.
На плечи многих зрителей был накинут шарф, похожий на шарфы футбольных болельщиков, а по цвету, красно-белому, более всего напоминающий "спартаковский". Это сочетание - красное с белым - цвет правящей в Монако династии. Однако на самом шарфе написано "цирк", что приобщало его обладателя к клубу фанатов. Такой атрибут мог приобрести любой желающий тут же, в сувенирной лавке, за 15 евро.
Апофеозом праздника стал заключительный спектакль, включивший лучшие номера, отмеченные наградами фестиваля.
... Над цирком-шапито Фонвьей повисла почти полная луна. На представление "уличного жанра", каким исстари считается цирк, съезжается весьма изысканная публика, соответствующая королевскому статусу мероприятия. Череду дам в норковых манто и их кавалеров замыкает сам князь Ренье III, прибывший в сопровождении принцессы Стефании и наследного принца Альбера. Даже пресс-служба княжества до последнего момента не располагала информацией, прибудет ли на "гала" Его Величество. В последнее время князь неважно себя чувствует и часто отказывается от участия в официальных мероприятиях. Однако фестиваль - его детище, особый случай. Более того, рядом с князем разместились его особые гости - актер Робер Оссеин и знаменитый шансонье Шарль Азнавур.
"Дамы и господа! Представление начинается", - объявляет ведущий, и на манеж выходят все участники с флагами своей страны.
Позволю себе небольшое отступление-пояснение. Для тех, кто не знает. Ведущий цирковой программы называется шпрех - или шталмейстер. Как правило, одет он в мундир с эполетами. Это не случайно. Появилась такая униформа после наполеоновских войн, от которых осталось много военной атрибутики. К тому же целое поколение молодых людей, не успевших повоевать, выросло под впечатлением от блестящих побед и жестоких поражений армии Бонапарта. Отсюда - увлечения: эполеты, ядра, огонь. В конце концов над военной атрибутикой стали иронизировать, и она частично оказалась в цирке, высмеянная в своей ненужности.
Но вернемся на цирковой манеж, где идет гала-представление.
19 флагов - и среди них российский, немецкий, американский, китайский, северокорейский, украинский, болгарский, эквадорский, испанский - символизируют международный статус фестиваля, который завоевывает все больший авторитет в мире. После приветствия начинается самое интересное. Одни за другими на манеже появляются акробаты, легко и виртуозно работающие на всевозможных снарядах. Подчас их номера - это настоящий спектакль с увлекательным сюжетом. Разве что без слов.
Российская четверка из труппы Рокашковых разыгрывает на фиксированной трапеции латиноамериканские страсти. В пресс-релизе этот номер называют "лучшей иллюстрацией современного цирка, основанного на творчестве, хореографии и сценографии".
Три искусных гимнаста под зажигательную музыку ищут расположения роковой женщины, которая ходит по тонкой перекладине в туфлях на каблуках! Затем следует выступление других россиян - труппы "Родион" из цирка Никулина с номером "русская палка". Хрупкая девушка без всякой страховки подпрыгивает с будто эластичной перекладины, концы которой на одном плече держат два ее партнера. "Дамы и господа! Только что на ваших глазах было выполнено "сальто мортале" в четыре оборота. Это рекорд! " - прокричал шталмейстер, после того как она неведомым образом "приземлилась" на перекладину не шире ладони. За этот номер ребята получили высшую награду фестиваля - "Золотого клоуна".
А вот нашим друзьям-соперникам презентовать свой "коронный" номер с первого раза не удалось. "Внимание, сейчас вы увидите... ", - под барабанную дробь объявляет шталмейстер, и зал замирает в ожидании. Секундная тишина, "але-ап" - и... сложный трюк срывается. Публика ахает. Принцесса встает в знак поддержки северокорейских артистов, ее примеру следует весь зал. Но бесстрашная гимнастка вновь поднимается - для повторения номера. "Еще раз?" - интересуется шталмейстер. Вновь барабанная дробь и... на этот раз она блестяще перелетает из одного конца цирка в другой. "Браво! " - неудача вначале лишь усиливает восхищение зрителей после успеха. Недаром в Древнем Риме "цирком" называли и Колизей, и площадь Навона, и любое другое место, где люди "требовали зрелищ".
Именно зрелищный, даже несложный по техническому исполнению номер вызывает восторг и завораживает. Так, большое впечатление на публику произвело купание белокурой англичанки Лоры Миллер в прозрачном подсвеченном бассейне, в который она неоднократно стремительно спускалась из-под купола цирка на подвесном обруче.
Вместе с тем, для того чтобы весь зал взорвался в оглушительных аплодисментах, вовсе не нужны никакие трюки. Особое расположение публики завоевали братья Ирошниковы из Украины, удостоенные "Серебряного клоуна".Их номер основан на эстетике минимализма: два человека в черном, агрессивная музыка и абсолютное владение своим телом. "Их эпатаж - в отказе от артистизма, - прокомментировал выступление украинских ребят известный российский цирковой постановщик Валентин Гнеушев. - Они будто играют между собой, не обращая внимания на публику".
Особое место в программе фестиваля занимают номера с дрессированными зверями. Цирк без животных - это не цирк, считается в Монте-Карло. И на фоне протестов "зеленых", все громче звучащих в Европе, фестиваль стремится поддерживать эту традицию, "уважая фундаментальные принципы защиты животных", как сказал арт-директор Урц Пильц. Поэтому наравне с людьми на арене выступали лошади, африканские слоны и белые тигры. Такие милые на вид и спокойные великаны, африканские слоны, по словам специалистов, намного опаснее и гораздо хуже поддаются дрессировке, чем индийские. Компанию обитателям тропических лесов в номере немца Венделя Хубера составили сенбернары, забавные и добродушные.
Перед началом второго отделения, пока публика прогуливалась по балагану, развернувшемуся вокруг цирка, на манеже ставили решетчатые ограждения. К выступлению готовились хищники, а эти "артисты" могут пустить в ход клыки и когти. Американка Сюзан Лесэй вывела своих питомцев - 13 белых тигров, самую большую "полосатую" труппу в Европе. Один вид этих красавцев, вальяжно развалившихся на своих тумбах, завораживает. Однако совладать с "кошечками" оказалось не так уж просто. Пока американка укладывала в ряд вторую шестерку, один тигр из первой внес смуту, и "живая линия" расстроилась. Но укротительнице все же удалось заставить самых сознательных прыгать через горящий обруч. Это занятие, казалось, даже доставляет тиграм удовольствие.
Французский цирк "Медрано" представлял наполовину француз, наполовину колумбиец Карлос со своей "кавалерией". Восемь лошадок с симпатично заплетенными красной ленточкой гривами перемещались по арене "косичками" и демонстрировали забавные "перестройки". Уникальность этого номера в том, что дрессировщик управлял своей кавалерией без хлыста и прикормки, лишь двигаясь в танце. И его подопечные танцевали вместе с ним. На подготовку этого номера у Карлоса ушло почти шесть лет. Мальчиком он и не помышлял о цирке, однако родители заметили в нем талант и отдали учиться на акробата в цирковое училище. Там и обнаружилась его страстная любовь к лошадям, с которыми он научился говорить на языке танца.
"Ой, Вань, ты глянь, какие клоуны... "
Конечно, какой же цирк без клоунов? Даже представить невозможно.
Весь вечер на манеже - молодые артисты из цирковой школы города Маркс Саратовской области. Их задорные крики, яркие несуразные костюмы, разноцветные парики, накладные носы и заразительный задор сразу задали настроение (они выступали первыми) и поддерживали его в перерывах между номерами других артистов. В конце представления именно они затеяли со зрителями традиционную игру в надувные шары, которые пустили в зал. И каждый взрослый на мгновение превратился в ребенка, стараясь во что бы то ни стало хоть кончиком пальца дотронуться до заветного шара. В жанре клоунады выступил и дуэт Столяровых. Вообще-то это семейное трио: муж, жена и их сын. Однако наиболее симпатичную репризу исполнял кто-то из них вдвоем.
Итак, один клоун вышел на ходулях и изображал кукловода, а другой вылез из коробки и был марионеткой. Кукла, которая "оживала" и "умирала" под движением невидимых нитей своего хозяина, в конце концов освобождалась от его пут и убегала от кукловода. Всеобщее внимание привлек полуклоун, полудрессировщик месье Далматин в белом фраке с черными пятнами и таком же цилиндре - под масть своих питомцев. На самом деле под загадочным месье Далматином скрывается российский артист Сергей Простецов. Помимо трех далматинцев в его "труппе" две карликовые пони, одна из которых тоже бело-черного окраса, и полдюжины проворных пуделей. В номере очаровательные пони изображали больших лошадей, а собаки - настоящих наездников. Иногда подопечные "специально" не слушались месье Далматина и пускались от него врассыпную, создавая полную неразбериху. На радость веселящейся публике.
Награждение
Вручение наград происходило в торжественной обстановке, после гала-шоу, уже ближе к полуночи. "Золотого клоуна" победители получили из рук самого князя Ренье III, "Серебряного" вручала принцесса Стефания, "Бронзового" - наследный принц Альбер. В центре манежа, не остывшего еще от яркого захватывающего зрелища, выстроились фотографы, "обстреливая" счастливых лауреатов своими вспышками. Награда фестиваля в Монте-Карло в цирковом мире считается очень престижной. Это как "Оскар" в области кино. Его призерам открывается дорога на манежи крупнейших цирков мира. Таких, например, как известнейший канадский цирк "Де Солей".
Итак, главный приз фестиваля - "Золотой клоун" присужден российским гимнастам из труппы никулинского цирка на Цветном бульваре "Родион", названной по фамилии ее руководителя. Эту награду москвичи разделили с воздушными гимнастами из Северной Кореи.
Что касается россиян, то они - буквально все! - пленили местную публику, которая с удовольствием приветствовала и новичков, и своих старых знакомцев, силовых эквилибристов под руководством Александра Хайфалова, уже становившихся призерами Монте-Карло. "Такое число российских артистов свидетельствует о подъеме циркового искусства в стране, - считает пресс-секретарь фестиваля Жан-Пьер Дориа. - Несколько лет назад, в начале 1990-х, ощущался некоторый спад, однако теперь россияне снова лучшие из лучших".
В отличие от общительных, улыбчивых и приветливых россиян "золотых" корейских артистов, по словам организаторов смотра, видели только на арене. От участия в пресс-конференции и прочих мероприятиях они официально отказались. Правда, в состав жюри входил один северокорейский арбитр.
"Серебряного клоуна", помимо братьев Ирошниковых из Киева, получили акробаты из Эквадора и женская труппа гимнасток из Китая, выстраивавшая замысловатые "живые" пирамиды. Среди "бронзовых" призеров оказались месье Далматин, трапецзисты Рокашковы и першисты Хайлафовы.
Специального приза - как самый молодой участник фестиваля - был удостоен 13-летний Саша Балякин, прославивший таким образом свой родной городок Маркс, где, оказывается, существует прекрасная цирковая школа. Жюри особенно старалось отмечать дрессуру. "Наградами в Монте-Карло принято поддерживать дефицитный жанр", - объяснил мне "серебряный" призер предыдущего фестиваля акробат Олег Изосимов.
И в самом деле, фестиваль в Монте-Карло ратует за сохранение цирковых традиций, а сейчас под угрозой исчезновения находится именно дрессура. В Европе наступают "зеленые", которые считают, что в цирке с животными обращаются негуманно. В России проблема иного характера - содержать животных, особенно крупных, большая ответственность, требующая крупных денежных затрат. В нынешних условиях, когда централизованная система "Советского цирка", обеспечивавшая в том числе работу 70 стационаров, развалилась, наши цирки потихоньку отказываются включать выступления животных в свои программы. Но это уже другая история.
Однако все кончается. Подошла к концу и феерическая неделя, раскрашенная в звонкие краски "мира детства". Вспомнилась трогательная песня легендарного Юрия Никулина: "Цирк не любить - все равно что детей не любить". Для зрителей она пролетела как вспышка, оставившая впечатление на год вперед, до следующего, юбилейного, 30-го фестиваля.
Чем же так привлекателен цирк? Директор "Биг эппл серкас" в Нью-Йорке Элан Слифка говорит, что "цирк - это о правде и о нынешнем моменте. Он требует настоящего мужества. И в нем нет никакого притворства, как в театре. Вот человек, он реальный, и он на твоих глазах делает нереальные вещи".
Вторит ему и другой профессионал цирка Валентин Гнеушев: "Мы цирком восхищаемся, потому что это фантастическая реальность. Это не компьютерная графика, не долбизвук, это реальный человек, который не обременен ни сценарием, ни декорациями. Наедине с публикой - талант, тот или иной. Если есть фокус, то мы знаем, что это фокус. Если есть фальсификации, то они для того, чтобы обрадовать зрителя".
А для артиста цирк - это образ жизни, образ мысли. Недаром многие цирковые семьи династические. Дети, вырастающие в труппах, многие из которых до сих пор ведут кочевой образ жизни, не представляют себе иной жизни, в комфортных условиях, у экрана компьютера. Но, выходя на манеж, они щедро дарят себя и свое искусство людям.
"Важно быть не модным, а актуальным"
Что такое фестиваль? Это несколько ярких, вдохновенных, незабываемых вечеров для зрителей и повод для того, чтобы встретиться и обсудить дальнейшие направления в искусстве - для профессионалов. Об этом и говорил мне один из прославленных российских цирковых постановщиков Валентин Гнеушев, который в напряженном фестивальном графике сумел - спасибо ему! - выкроить время для интервью.
Вопрос дилетанта: Почему и у нас, и во всем мире считается, что цирк - это мир для детей? Почему в определенный момент взросления человек испытывает в цирке разочарование и перестает в него ходить?
Ответ профессионала: На этот вопрос мне приходилось отвечать не раз. Скажем так, цирк - это категория философская. Цирк - это для людей необременных. Его любят дети и старики, потому что их не затягивает рутина, их ничто не беспокоит. Говорят же, что человек ходит, условно, три раза в цирк - в детстве, когда его ведут, потом он ведет своих детей и потом его ведут внуки. Мы в цирке видим гармонично развитых людей, исполняющих разные трюки. Цирк - для тех людей, которые готовы к празднику и которые готовы отдаться этому празднику. Потом цирк - это круг в магическом значении. Люди очерчивают себя кругом, чтобы уберечься от злых духов. В цирке этот круг имеет право перейти только клоун. Если в жизни дьявол вокруг, а мы защищены, то здесь наоборот, в кругу - дьявол, который нас искушает. Искусство цирка философское, ведь часто в простом человек находит философское начало.
Вопрос по существу: Что вы думаете о фаворитах нынешнего фестиваля?
Ответ: Жюри - это группа субъективно мыслящих людей, профессионалов. Иногда хороший номер не получает высокой оценки. Например, замечательный номер Рокашковых. Интересная история, музыка красивая, все гармонично, все литературно разыграно, такой вот мини-спектакль. Но они получили "бронзу" - так случилось. Это не спорт. "Русская палка" - номер хороший. Помимо того, что его делают красивые молодые люди, на которых очень приятно смотреть, они выполнили "сальто мортале" в четыре оборота. Это рекордный трюк. Кроме того, как вы знаете, в Монако отмечают дефицитный жанр. В своем стремлении сохранить жанр этот фестиваль, я бы сказал, очень традиционный, но собрание профессионалов со всего мира - затея благородная сама по себе.
Вопрос последний: Каким должен быть артист цирка?
Ответ: Главное качество для артиста цирка - не стоять на месте, постоянно развиваться. Возраст восполняется мастерством. Но форма артиста - это проявление уважения к публике. Он должен всегда оставаться источником знаний и предметом для подражания. Плюс вкус. Плюс какая-то изюминка, очарование. Цирк не приемлет стандартов. В цирке важно быть не модным, а актуальным.
Монако мимоходом
Так что такое Монако? Полусказочное, полуреальное королевство - крошечное, зажатое между скалами и морем. Одновременно и современное, и застывшее в веках, и всем открытое, и продолжающее хранить загадку. В год в Монако площадью всего 195 гектаров бывает до трех миллионов туристов. Если посчитать, сколько земли придется на каждого из них, окажись они там все вместе, получится по 6, 5 квадратных миллиметра на одну туристическую душу. Это без местного населения, которое совсем немногочисленно, поскольку получить княжеское гражданство чрезвычайно трудно. Из 32 тысяч граждан Монако 10300 - французы, 6410 - итальянцы (хотя они создают впечатление своего доминирующего присутствия) и 6089 монегасков, наиболее малочисленная группа "коренных" жителей. Они ведут родословную от первых членов династии Гримальди, начавшей свое правление в Монако в XIII веке.
Маленькое, но гордое государство свято хранит свои традиции. При правящем доме даже создан комитет по сохранению традиций, главная из которых язык монегасков. С другой стороны, соединение исторического наследия с авангардом, например в архитектуре, здесь называют настоящим искусством.
Монако представляет собой несколько (четыре, согласно последнему делению) небольших частей, в том числе Монте-Карло и Монако-вилль. Монте-Карло - это "игральный дом". Здесь рядом с главным Казино стоит второе здание, возможно, даже более посещаемое - с игровыми автоматами. Конечно, это заведение сильно отличается от наших представлений об "игровых залах", заполонивших в последнее время Москву, да и другие российские города. Сюда в основном и наведываются местные жители. Это же только представить: город, в котором люди вечерком, вместо того чтобы коротать время в барах или кино, идут поиграть! И это не событие, не специальный выход в свет, а рядовой вечер рядового жителя Монте-Карло. Здесь уместна шутка: когда решается вопрос о выдаче гражданства, в первую очередь учитывается, насколько человек азартен. Недаром в Монако не платят налогов - за счет игры в государственную казну поступает куда больше денег.
Главная характеристика Монако-вилля - город, которого не ждешь. Все улицы расположившегося на вершине горы старого города, по которым не только что машина не проедет - не всякий человек протиснется, ведут к княжескому дворцу. Перед ним каждый день в 11. 55 происходит торжественная смена караула, в которой участвуют не меньше дюжины солдат. Глядя в море с крутого обрыва вниз у главного храма Монако, где похоронены члены княжеской семьи, и представить себе не можешь, что где-то там еще есть город.
Но город, тем не менее, есть. Однако несведущему "искать" его и ходить по нему по карте совершенно бессмысленное занятие. Повсюду в скалах пробиты туннели - как горизонтальные для автомобильных дорог, так и вертикальные, для пешеходов. Эти пешеходные туннели с лифтами в определенном смысле можно сравнить с нашим метро. Обитающим здесь людям приходится "обживать" каменное пространство. В них устроены магазины, рестораны, газетные лавки. Сам город где-то совершенно обыкновенный, а где-то напоминает модель идеального места жительства. Дома - как корпуса курортно-оздоровительного пансионата, между которыми в зарослях экзотической зелени проложены пешеходные тропинки. И никогда не знаешь, когда закончится "санаторная" зона и где начнется "нормальный" город.
Самый быстрый способ добраться в Монако из Ниццы - на вертолете. Такой непривычный вид транспорта здесь в порядке вещей, хотя это - тоже один из дорогих "королевских" аттракционов. Но шесть минут полета на "маршрутке с пропеллером" над морской гладью, необыкновенный вид Лазурного берега, который отсюда, сверху, весь как на ладони, - это незабываемо.