Таким принципом руководствуются главные телеканалы страны в новогоднюю ночь
Столько зрителей, сколько смотрит телевизор в новогоднюю ночь, российские телеканалы не могут собрать ни в один другой день. На зрителей традиционно слетаются и рекламодатели: рекламное время в новогоднюю ночь - самое дорогое. Когда пару лет назад стоимость одной минуты рекламы подобралась к 100 тысячам долларов, крупные компании стали выкупать ночь целиком, становясь спонсорами Нового года. Телеканалы не комментируют, сколько телевидение зарабатывает в Новый год. Говорят, что "Первый" и "Россия" год назад за ночь пополнили свои бюджеты почти на 2 миллиона долларов. Для такого заработка не жалко и потратиться на яркие ночные "огоньки". Достойный новогодний проект стоит не меньше полумиллиона долларов, а то и вдвое дороже. О том, что федеральные каналы позволяют себе на эти деньги, узнала корреспондент "Известий" Надежда Степанова, побывавшая на съемках новогодних проектов.
"Первый канал" посыпает головы снегом
"Первый канал" новогоднюю ночь снимал дольше остальных - 14 дней - в павильоне N 1 на "Мосфильме" (это самая большая закрытая съемочная площадка страны). Центр павильона отдали массовке, где молодежь распивает шампанское за столиками и танцует. Вокруг несколько площадок для артистов: декорированные в восточном стиле будуары, диско-сцена, подиум, оборудованный плазменными панелями для масштабных номеров, кухня, больше похожая на зал таверны, где поп-звезды в финале праздника растерзали огромный торт. Есть даже настоящий лифт, на котором буквально с потолка в студию спускаются ведущие праздника Николай Фоменко, Юрий Гальцев, Валдис Пельш, Андрей Малахов и Леонид Якубович.
В закрытом павильоне постоянно идет почти настоящий снег (он приготовлен из специальной французской смеси, а не из мелко порезанной бумаги). Новогодняя атмосфера создана даже там, где телезритель ее не увидит: к примеру, игрушками обвешан съемочный кран с летающей камерой. За оформление и декорации отвечал один из лучших в стране кинохудожников Сергей Иванов, который изредка сотрудничает с ТВ.
"Мы решили делать достаточно традиционный вариант - телевизионное кафе, - рассказал музыкальный продюсер канала Юрий Аксюта. - Экспериментировать можно сколько угодно. Можно заставить попсовиков петь оперные арии, но что получится из этой идеи, трудно предсказать. Угадать вкусы своей целевой аудитории - это и есть задача продюсеров. Смею вас заверить, что мы их чувствуем и готовим то зрелище, которое устроит зрителей".
Но первой, кто появился на площадке, оказалась незнакомая мне и большинству присутствующих в зале людей группа "Перцы". Два немолодых мужичка с явным намеком на Los Del Rio с их "Macarena" исполняют нечто под названием "Марина". "Как подорванный на мине, о любви кричу Марине", - потрясали "Перцы" маракасами. После них Анастасия Стоцкая вместе с группой "А-Студио" должна была петь "Ночь-подруга", но певица ушла гримироваться и пропала. Так как песня в восточном стиле предполагала некую зажигательность, режиссер Александр Ревзин требовал от Стоцкой искрометности, но добиться этого не мог. Подключился продюсер Стоцкой Филипп Киркоров. "Играй с мужчинами! Обаятельно! Зажигательно! Сексуально! Шире улыбайся!" - дает советы "король ремейков" и сам пускается в пляс. На постановку танца, репетиции, грим, съемки общих и крупных планов, а также поиски сексуального обаяния Стоцкой ушло более пяти часов. Все это время технические работники мирно спали за столиками в "кухне".
"Не все так долго снимаются. "Машину времени" сделали с двух дублей, они очень профессиональны", - рассказывает телевизионщик, снимающий не первый праздник. Он не раз убеждался в том, что "время, затраченное на съемки, пропорционально опыту артиста". Анита Цой, тоже выбравшая восточный стиль, управилась с номером за час, несмотря на то что в ее кордебалете было больше танцоров.
Закончился съемочный день всемирно известным рок-н-ролльным хитом "Рок вокруг часов", который исполняли Стас Пьеха, Никита Малинин, Сергей Боярский, Родион Газманов и их звездные родители. Репетиция была трогательной: Михаил Боярский показывал сыну, как лучше раскрутить контрабас, Малинин-старший, по всей видимости, никогда рок-н-ролл не танцевавший, брал уроки, Илона Броневицкая что-то нашептывала Стасу Пьехе. У Боярского с Броневицкой и без уроков получалось неплохо. "Рок-н-ролл входит в зачет любого театрального института, нет такого артиста, который не мог бы подбросить партнершу, вытащить из-под ног, перекинуть через себя, но в жизни это пригождается достаточно редко. Это трюк, а мне интереснее держать конкретную часть женщины, нежели бросать ее в разные стороны", - объясняет секрет танца Боярский-старший. И песня как раз об этом: "А ну-ка попробуй так, как папа, фраерок!"
"Россия" намылит звезд
Канал "Россия" уже несколько лет не отходит от традиционной концепции новогоднего "Голубого огонька" на Шаболовке. Поэтому госканал уже несколько лет не меняет декорации студии, режиссера "Огонька" Хуана Лару, сценаристов шоу и его участников: артистов и телеведущих. "Эта форма представляется наиболее удачной, дает высокие рейтинги и полностью устраивает нас и зрителей", - объясняет продюсер по спецпроектам канала Геннадий Гохштейн.
Внушительная часть бюджета в этом году пошла на "одежду" для поп-звезд. К примеру, специально для выступлений Валерии, Ларисы Долиной и Софии Ротару были сшиты 4 роскошные норковые шубы.
Снимают "Огонек" на трех площадках: главная стилизована под Шуховскую телебашню на Шаболовке, здесь снимают основные номера, на ретросцене артисты представляют сольные песни и произносят тосты, на молодежной звучат танцевальные хиты. "Никакого рока не должно быть - это установка канала. Концепцию можно описать как "лучшие попсовые звезды для пьяного народа". Ни "Машину времени" не пригласишь, ни моих любимых бардов", - сожалеет сценарист шоу Ян Гельман.
Даже массовка на "России" более консервативна - бенгальские огни за столиками жжет не только молодежь, как на "Первом", но и люди в возрасте. Дамы - в вечерних платьях, мужчины - в костюмах. Все спокойно наблюдают за происходящим и ждут эксклюзивного номера - в новогоднюю ночь Михаил Жванецкий впервые запоет со сцены "Шаланды, полные кефали", на что его с трудом уговорили продюсеры. Зато поющих политиков в этом году на "России" не будет. "Уж слишком они скучные стали", - жалуется Гельман.
Одним из самых ярких номеров должно стать выступление Надежды Бабкиной и "Новых русских бабок" - усыпанные бриллиантами бабоньки споют "Sexual Revolution". Не менее блестящая Верка Сердючка в расшитом фиолетовыми пайетками платье и с неизменной розой в волосах выступила дуэтом с Иосифом Кобзоном. На мотив песни "А у нас во дворе есть девчонка одна" они исполнят песню со специально переписанным оригинальным текстом. "Верка и Кобзон, бронза - силикон", - пропоет Кобзон, поправляя воображаемый бюст. "Верка и Кобзон - это хорошо!" - подхватывает Данилко, переводя номер на свою песню "Харашо, все будет харашо!". Периодически специальная пушка "плюется" на Кобзона и Верку Сердючку резаной бумагой - французских снегов, как у "Первого", на "России" нет. "Зато у нас есть машина с мыльными пузырями. Мы ее используем в молодежном блоке", - хвастается реквизитор.
НТВ с Меньшиковым повязаны Шнуром
Последнее время НТВ на Новый год денег тратит меньше, чем "Первый" и "Россия". Шоу организовали не на "Мосфильме", а в родной 11-й студии "Останкино", где НТВ снимает и все остальные свои программы - и "К барьеру!", и "Стресс", и "Принцип домино". Продюсер шоу Михаил Козырев, получивший в этом году "ТЭФИ" за прошлогодний "Неголубой огонек" REN TV, на этот раз решил эксплуатировать идею микширования попсовиков и рокеров еще и на федеральном канале. Главный продюсерский успех Козырева - согласие Олега Меньшикова, который до этого с телевидением не сотрудничал, стать хозяином праздника. Его опекали с необычным для телевидения трепетом.
"Журналисты! К Меньшикову с вопросами не приставать. Фотографы! Сделайте так, чтобы Олег вас не заметил", - проинструктировали нас сотрудники НТВ, прежде чем впустить на зрительские трибуны. Вокруг молодые упитанные девы, которые разбрасывают выданные администратором конфетти и пританцовывают под музыку, создавая праздничную атмосферу. Под их напором трибуна угрожающе скрипит и шатается. Разглядеть что-то за их спинами трудно, но все самое интересное происходит не во время съемок, а на репетициях. Студия "Первой ночи с Олегом Меньшиковым" оформлена проще, чем у конкурентов: сложных декораций нет, постановка номеров предельно лаконична, все очень по-домашнему, без помпы. Львиную долю времени съедает выстраивание звука - на НТВ все музыканты выступают живьем, а не под "фанеру", как на "Первом" и "России".
Тон задает сам Меньшиков, который то и дело музицирует на рояле для приглашенных гостей. Набор артистов не слишком привычен для федерального канала. Так, например, в программе присутствует номер актера Александра Семчева и группы "Бобры" с песней "Танец на барабане", которая была популярна в 1970-х годах. "Барабан был плох, / Барабанщик бог", - распевает Семчев, стоя на платформе на колесиках, которую в сторону площадки с музыкантами катит толпа клоунов. Рядом маршируют девушки в псевдогвардейских нарядах. Кто из них "Бобры", сразу не поймешь.
В курилке своей очереди дожидаются группа "Ленинград", Илья Лагутенко и Юрий Башмет. Коротко стриженный Шнур чередует сигарету со слабоалкогольным коктейлем из жестяной баночки и разговаривает по телефону. То, что Шнура позвали на федеральный канал, да еще и в главный проект года, не меньшее чудо, чем участие Меньшикова. "На "Первый" меня не звали, да я бы, наверное, и сам не пошел. Мне кажется, то, что они делают, довольно скучно, а здесь есть надежда, что шоу посмотрят мои приятели. "Первый канал" они точно смотреть не будут", - делится соображениями Сергей Шнуров, поглаживая чуб. Видимо, не привык еще к новой прическе. Пока около двух часов настраивали звук для "Ленинграда", группа дала небольшой концерт и сорвала аплодисменты массовки.
Актер Евгений Миронов появился на сцене, когда там уже около двух часов распевался дуэт "Пятница". Прежде чем достать из чемоданчика саксофон, Миронов дружески расцеловался с Меньшиковым. Еще через минуту музыканты и актеры превратились в знаменитую ливерпульскую четверку "Битлз", исполнив (Миронов - на саксофоне, Меньшиков - на рояле) свою версию "Can't Buy Me Love".
О Меньшикове как о ведущем и партнере абсолютно все участники процесса говорят либо хорошо, либо ничего. Он действительно практически совершенен - элегантен, пластичен, в меру картинен, чрезвычайно вежлив. В перерыве между съемками меланхолично наигрывает что-то на рояле, как только включается камера - сразу превращается в Костика из "Покровских ворот".
***
КУДА УХОДЯТ ДЕНЬГИ
Новогодние проекты обходятся от 100 тысяч до 1 миллиона долларов. Самый дорогой "огонек" - на "Первом канале", "Россия" снимает на 30 - 40% дешевле. НТВ - почти в три раза дешевле "Первого". До 50% бюджета съедает зарплата маститых продюсеров, сценаристов, режиссеров и операторов. Недешево обходится светотехника и аренда телевизионного оборудования, все остальные затраты - работа гримеров, уборщиц, технических служб, покупка бенгальский огней, серпантина и шампанского - можно считать копеечными.
Аренда павильона на "Мосфильме": 1 кв. метр в день - 9, 5 рубля. Павильон N 1 (1668 кв. метров) - около 7500 долларов. Аренда снегомашины: 860 рублей за рабочую смену. Всего на головы артистов "Первый канал" обрушил 400 литров искусственного снега. Аренда машины, производящей тяжелый дым: 1060 рублей за смену. Генератор мыльных пузырей: около 2000 рублей за рабочую смену. Массовка: 300 - 350 рублей на 1 человека за 12 часов. "Первый" приглашал 150 - 170 человек. "Россия" - 120 - 150, а НТВ зрителям не платил. Бенгальские огни: упаковка 10 штук - около 20 рублей. К примеру, "Первый" сжигал по 3600 бенгальских огней в день, а "Россия" - 2500. Конфетти: упаковка 240 штук (56 г) - около 30 рублей. Канал НТВ израсходовал 1000 пакетиков. Шампанское: около 200 рублей за бутылку. Для новогоднего "Огонька" телеканала "Россия" было закуплено 1000 бутылок "Нового Света". А "Первый" обошелся лимонадом. Артисты выступают бесплатно.