Через три года Большой цирк на Фонтанке отметит 130-летие. Но если городские чиновники от культуры по-прежнему будут отмахиваться от проблем старейшего российского цирка, юбилей он рискует встретить в тех же серых, с потрескавшейся краской стенах манежа...
Я давнишний зритель и поклонник Санкт-Петербургского цирка. Посещая представления, вижу: программы по качеству разные. Но после "проходного" представления каждый раз ждешь нового взлета. Час этот настал осенью 2004 года. Нынешняя программа - звездная, на ее премьере состоялось вручение национальной премии "ЦИРКЪ"-2004.
И все же при всей торжественности момента казалось: что-то было не так. Но что? Ответ очевиден: цирк на Фонтанке, увы, ветшает, несмотря на немыслимые усилия администрации.
Тем не менее парад звезд российского цирка состоялся. Здесь все лауреаты - и прославленные мастера, и молодежь. Дрессировщица слонов - заслуженная артистка России Нина Корнилова, воздушные гимнасты Волковы, дрессировщик обезьян Айрат Вильданов, эквилибристы на катушках Елизавета и Михаил Созоновы, партерные гимнасты Дубровицкие.
Не помню циркового спектакля, где не блеснул бы алмаз - нечто такое, что будоражит память. Насмотревшись медвежьих аттракционов, где животные красуются в ярких юбочках, крутят педали велосипедов, я ничего особенного, признаться, не ждала от номера народных артистов России Раисы и Гранта Ибрагимовых. Но как только на манеж вышли огромные лоснящиеся медведи, стало понятно - будет интересно.
Клоун Харри (Игорь Яшников) за весь спектакль не произносит ни слова. Представляете, как это приятно. Хотя нововведение - всего лишь хорошо забытое старое в клоунском искусстве. Но юмора в его действиях хоть отбавляй. Он смешон и по-хорошему современен, этот молчаливый Харри в своем стильном костюме.
С нетерпением ждала я выступления старых знакомых -конный аттракцион под руководством Святослава Сержа. И вот грянула "Тачанка", стремительно ворвались на манеж гнедые дончаки с развевающимися гривами и новая программа заявила о себе как о зрелищном и ярком празднике.
Разумеется, в азарте представления не замечаешь скрипящих потертых кресел, узких проходов, уныло окрашенного манежа и запылившегося купола. Но винить руководство старейшего цирка России в этом нельзя. Оно и так предпринимает гигантские усилия, чтобы здание цирка на Фонтанке вновь стало удобным и красивым.
Генеральный директор Санкт-Петербургского цирка, академик Национальной академии циркового искусства Григорий Павлович Гапонов в одном из интервью сказал: "Мы затеяли огромный ремонт. Фасад здания отреставрирован от земли до крыши. Он стал почти таким, как при Чинезелли. Теперь надо думать о том, что делать внутри".
А на это нужны очень большие деньги. Но сколько бы цирк ни зарабатывал сам, без помощи государства такую реконструкцию не потянуть.