День смеха вполне можно считать профессиональным праздником клоунов, ведь это же в их служебные обязанности входит веселить людей. А потому накануне 1 апреля я отправилась в Центр циркового искусства к супружеской чете клоунов - Артуру и Светлане МИНАСОВЫМ, чтобы разузнать о секретах их профессии. Ответ держал глава семьи - Артур.
- Расскажите, как становятся клоунами?
- По-разному. Что касается меня, то я с младшим братом - уже пятое поколение Минасовых в цирке. Наш прапрадед был владельцем большого шапито, однако наступил 1917 год, и его цирк национализировали. Тем не менее династия продолжилась. У дедушки был красивый номер "Бахчисарайский фонтан", он сделал его вместе с супругой - балериной Большого театра. Мой отец - мастер спорта по прыжкам в воду и акробатике, двадцать лет проработал цирковым акробатом. Потом он создал иллюзионный аттракцион с медведями, лисами и волками, затем показывал фокусы, а сейчас вышел на пенсию, однако продолжает работать - он заместитель директора Театра иллюзии. Мой брат тоже был акробатом, но как-то раз мы с ним сделали совместный эксцентрический номер. Получилось удачно. Когда пробуешься в каком-то новом для себя жанре и чувствуешь: у тебя это идет, зал ободряет своими аплодисментами и смехом, то, конечно же, хочется продолжить эту работу. Вот и мы с братом решили стать коверными (клоуны, заполняющие перерыв между номерами, когда на манеже идет смена коврового покрытия. - О. У.). Наша клоунская пара просуществовала пять лет. Потом брат уехал работать по контракту в Израиль. А я вместе с супругой создал необычный клоунский дуэт. Мы выступаем не в аляповатых буффонных костюмах, а в салонных нарядах. Роль белого клоуна исполняет жена: она выходит на арену в образе вычурной светской дамы с отменными манерами. А ее партнер (рыжий клоун) - неумеха-неудачник и одновременно рыцарь с нерыцарской внешностью. На взаимоотношениях этих противоположностей построен весь наш репертуар.
- Раскройте секрет: как сделать номер, чтобы он получился уморительно-смешным?
- Чтобы номер вызывал смех, ситуация в нем должна быть узнаваемой. Какие-то бытовые сцены, жизненные коллизии, которые могли бы произойти с каждым, рассказываются языком клоунады. Бывает, где-то что-то интересное увидел, подсмотрел забавный эпизод в метро или в магазине, и тут же начинаешь придумывать: как это в цирке можно показать. Если твой рассказ клоунским языком получился доступным и понятным, то зрители на него сразу станут реагировать, оценивая твою работу смехом и аплодисментами. Но любую жизненную ситуацию надо уметь показать и с неожиданной стороны - в этом тоже залог успеха клоуна. Например, в нашем репертуаре есть такая реприза: на арену выходит светская дама с сигаретой в мундштуке, ее партнеру очень хочется закурить, но сигареты у него нет. Он некоторое время с завистью смотрит, как дама с наслаждением пускает кольца дыма под купол цирка, а потом исподтишка вытаскивает у нее сигарету из мундштука, затягивается и быстро вставляет сигарету обратно так, что дама этого не замечает. Но когда партнерша обратила внимание на ловкача, то сама отдала ему сигарету. Вот я закуриваю, и вдруг раздается взрыв - это сигарета взорвалась у меня во рту. На моем лице появляются огромные губы, сжимающие сигаретный бычок. В этой репризе есть и назидательный подтекст: вот, мол, хотел схитрить - получи. Вообще в основе выступления клоунов должен быть принцип анекдота: чтобы зритель завороженно смотрел и ждал, чем же все это закончится, и чтобы в финале не был разочарован. Есть два вида юмора. Например, когда у тебя на арене падают штаны и ты стоишь в трусах или тебе дают оплеуху, а может, и пинка под зад. Зрители и над этим смеются. Это классика. То же самое делал еще Чаплин. Однако это самый легкий путь. Сейчас поднялся интеллектуальный уровень зрителей, появилось много качественных постановок, мюзиклов, ревю, и людей трудно удивить. Поэтому показывать публике вчерашний день непростительно. Опираясь на классику, надо искать новые ходы, говорить языком того времени, в котором живешь.
- У четы клоунов дети есть?
- Да. Сын шестнадцати лет.
- А он хочет стать клоуном?
- Хочет, но я думаю, что клоунада у него еще впереди, на этот путь надо вступать позднее. Пока сын недостаточно набрался опыта, поэтому он сейчас репетирует эквилибр в стойке на руках. А в клоунаде невероятные нагрузки, не только физические, но и психологические. Это только с виду простое искусство. Да ведь клоун клоуну рознь. Если вы идете в праздник по городу и видите человека в рыжем парике с красным носом, который дует в дудку и раздает шарики, то это не клоун, а массовик-затейник. Клоуны - это такие люди, как Чаплин, Енгибаров, Карандаш-Румянцев, Юрий Никулин, Олег Попов. Клоун - человек с богатым духовным миром, который знает, что и как сказать публике, чтобы задеть за живое, заставить засмеяться или заплакать, а может быть, о чем-то задуматься. Чтобы стать хорошим комиком, надо иметь большой жизненный опыт.
Можно быстро научиться делать сальто-мортале, ходить по проволоке, жонглировать булавами, но научиться за короткий срок клоунаде невозможно. В нашем жанре важна не только техника. Это самая тяжелая и нервная профессия в цирке. Одно дело: ты отрепетировал какой-то трюк, чисто его сделал (поймал все булавы или эффектно прыгнул) - и зал ревет от восторга. Отработал и ушел с арены. Клоун же на протяжении всего представления выходит и уходит снова и снова. Как правило, в цирковой программе 5-6 клоунских реприз, поэтому важно в самом начале поймать нить связи со зрителем и держать эту нить натянутой до конца, и чтобы эмоции шли, как в пинг-понге, от меня к залу и обратно. А зрители-то каждый день разные, и каждый раз приходится искать новый ключик к их сердцам. То, что вчера вызывало оглушительный смех, сегодня может отозваться напряженной тишиной. Самое страшное - уйти с арены под стук собственных каблуков. Это кошмарный сон, это ужас почище, чем у Хичкока и Стивена Кинга. Но когда зал гремит овациями - это кайф, ради которого стоит работать.
- Про юмористов и сатириков часто говорят, что в жизни они очень серьезные и даже мрачные люди. А клоуны в жизни какие?
- К сожалению, близко не знаком ни с одним сатириком, а потому не могу ни подтвердить, ни опровергнуть такое утверждение. Но ведь сатирик, как правило, изобличает недостатки общества, а потому вполне может быть невеселым человеком. Что касается клоунов, то это очень жизнерадостные люди. Ведь если у тебя внутри негатив и ты целый день хмуришься, то невозможно перед выходом на манеж, как лампочку, включить улыбку - и вперед, веселить народ. Зрители сразу же почувствуют фальшь. А потому клоуны, да и в большинстве своем все цирковые артисты, - ребята оптимистичные, озорные и очень любят розыгрыши, приколы, всевозможные хохмы.
- Тогда расскажите, над чем смеются сами клоуны? Какие в цирке бывают розыгрыши?
- У нас разных приколов хватает. Народ тут веселый. Например, в день зарплаты возле кассы можно прибить железный рубль гвоздем к полу. А сам - в засаду. Подходит к кассе человек, видит рубль. Ногой монету пытается сдвинуть - не получается. Тогда он наклоняется, пробует отковырнуть - опять не выходит. Слышит хохот, понимает, что разыграли, отмахивается и уходит. А ты сидишь, поджидаешь следующую жертву. Развлечения часа на два хватает.
Был у нас в цирке и такой забавный случай. Как-то раз некая инициативная группа пустила слух по цирку: есть возможность заработать хорошие деньги. Для этого надо завтра в 6 утра быть на проходной телецентра "Останкино" и принять участие в покраске телебашни. Рекомендовалось надеть старую грязную одежду (которую не жалко испачкать), с собой взять ведра для краски и длинные палки (к ним надо было малярные кисти привязывать, чтобы повыше достать). И вот группа артистов в составе пятнадцати человек в одежде, в которой не выйдешь в свет, с ведрами и палками появляется спозаранку у проходной телецентра и допытывается у вахтера, где красить телебашню. Удивленный вахтер начинает обзванивать свое начальство, чтобы выяснить: когда этой цирковой компании приступать к малярным работам. В конце концов ситуация проясняется, и к восьми утра в цирк возвращаются злые коллеги с намерением изобличить шутника. Но, конечно, никого конкретного найти не могут: ведь это ж просто слух был.
- Если уж у вас так шутят в обычные дни, то что тогда происходит 1 апреля?
- А в цирке 1 апреля как такового вообще нет. Ведь если я придумал какой-то розыгрыш, не буду же я ждать полгода до 1 апреля, чтобы пошутить над коллегами. Если хочешь повеселиться, не стоит сдерживаться до специального дня. Шути когда хочется.