Золотая маска
Золотая Маска" в этом году не какая-нибудь очередная, простая, как пряник, но и в самом деле золотая - юбилейная. В нашем амбициозном и трепетном театральном деле, знаете ли, как на войне, год за два засчитывать надо. И 10 лет под обстрелом обид творцов, желчной язвительности критиков и традиционной недоверчивости тех, кого принято называть общественностью, как называть прикажете? Правильно, геройством. Мало того, что "Маска" устояла, она теперь еще и реет над всеми скептиками, гордо так реет, как знакомый со школьного детства буревестник. Начавшись когда-то как частная инициатива Союза театральных деятелей России, премия сделалась официальной и статусной настолько, что, кажется, еще немного, и она превратится в важное государственное мероприятие, привычно демонстрирующее торжество национального театрального искусства. Сбербанк - генеральный спонсор, церемонии награждения проходят в главных бывших императорских театрах страны, и то, что на них пока еще не присутствует президент, кажется уже какой-то досадной ошибкой, которую вот-вот исправят, как же иначе.
Вспоминается начало, ознаменованное скандалами, столкновениями и ссорами критиков, когда немедленно оспаривалось все - выбор экспертов, решение жюри и, конечно, сами спектакли. Теперь не то. Не скажу, что все согласились с народной мудростью - сколько людей, столько и мнений. Не скажу, что научились уважать чужой выбор. Просто привыкли. В конце концов - это всего лишь премия. И даже не денежная. Это ведь у них там, если ты "Оскара", не дай бог, получишь, то все - жизнь обретает совсем иной смысл и иное денежное наполнение. А у нас - будь ты сто раз лауреат "Золотой Маски", ничего в твоей жизни не изменится. Хотите примеров? Вот режиссер Сергей Женовач (бывший когда-то главным режиссером Московского театра на Малой Бронной). И сам по себе хорошо известен, и премий самых разнообразных за свои спектакли наполучал будь здоров. И что же? А ничего. Все эти прелестные дары природы никак не помешали прожорливому директору вышеозначенного театра довести до логического конца главное дело своей жизни - последовательно и методично "съедать" режиссеров, а городскому руководству культурой и прочим творческим организациям сделать вид, что ничего не случилось. Выходит, все наши знаки отличия и награды не значат ровно ничего. Они как рубль: получаешь - приятно, хранить - не имеет смысла. Впрочем, говорят, рубль с каждым днем крепнет, как мускул у культуриста, может, и "Маска" когда-нибудь потяжелеет, поверим в прогресс.
В Международный день театра торжественное открытие юбилейного фестиваля праздновали не где-нибудь, а в Цирке на Цветном бульваре. Для постановки праздника выписали из Петербурга не кого-нибудь, а Андрея Могучего, известного режиссера-затейника, питающего склонность к массовым представлениям. Чего и кого только там, на арене, не было. Прямо-таки настоящий апофеоз уходящего в небытие постмодернизма получился. На большом экране мелькали кадры из фильма "Цирк" - люди в белых одеждах маршировали и пели "Широка страна моя родная", Любовь Орлова била чечетку, Кирилл Столяров летал под куполом цирка. Но, как выяснилось, и наши современники тоже не лыком шиты. Народный артист СССР Александр Калягин в гриме папаши Убю изображал рыжего клоуна, смачно ругался, всех задирал, забрасывая зал шутками-прибаутками, иногда удачными, иногда не слишком. "Большая форма" в драматическом театре была представлена громадным слоном, тяжеловесно и неуклюже выделывавшим положенные ему трюки. Объявив о "малых", вынесли на руках маленького игрушечного слоненка, покрутили воображаемую пружинку, он резво побежал и упал замертво. "Дохлые маленькие формы", - мрачно прокомментировал Калягин, со слоненка сняли попону, и под ней обнаружился резвый фокстерьер.
Или вот еще шутка. "В номинации музыкальный театр, - выкрикивает Калягин-Убю, - Валерий Абесалыч... (торжественная пауза) не приехал. Но передал всем музыкальный привет". И вывезли обезьян. Чего только они не выделывали. На музыкальных инструментах играли, лезгинку, цыганочку и даже канкан танцевали. Отсмеявшись, критики-эксперты немедленно принялись обсуждать - приедет ли в следующий раз Валерий Абесалыч, или мы теперь "приветом" только и ограничимся. В номинации режиссура, ясное дело, вывезли в клетке большого и сонного льва. Лев, которого имели в виду, сидел в зале, как всегда, серьезно и сосредоточенно за всем наблюдал, а Калягин метался по арене, истошно вопя: "Додин! Абрамыч! Отдыхай, у нас теперь свой лев есть". Про Льва не знаю, не уверена, но кто у нас точно есть, неповторимый и уникальный, так это Эдуард Бояков, абсолютно фантастический, я вам скажу, типаж, как к нему ни относись.
Бояков - генеральный директор, идеолог и вдохновитель "Золотой Маски" - в последние годы чем только не занимался. Был продюсером нескольких спектаклей, затеял новый фестиваль "Новая драма", выходил на сцену в качестве артиста в спектакле "Мизантроп" популярного в театроведческих кругах Клима, наконец, сам поставил спектакль по пьесе В. Сорокина "Свадебное путешествие". О качестве каждого из этих деяний не говорю потому только, что важно сейчас не оно, а удивительная готовность человека бросаться с головой бог знает куда. На открытии Бояков играл роль летчика Петровича, того самого, из "Цирка". В летчицком шлеме он летал над ареной, как заправский акробат, а в конце выполнил трюк, тот самый, из фильма: полет в стратосферу за золотой маской. Пушка бабахнула, и масочный хозяин улетел высоко-высоко, под самый купол. А потом и вовсе исчез. И это было более чем многозначительно. Потому что у нас только ленивый и нелюбопытный не знает, что Бояков уходит. Нынешняя юбилейная "Маска" для него последняя. Надо думать, руку на пульсе он все равно будет держать, но рука, держащая гордо реющее знамя "Золотой Маски", уже другая.
О причинах своего ухода говорит витиевато: мол, все уже настолько отлажено, что может двигаться дальше просто на автопилоте. Но, похоже, ему стало скучно. Все теперь так чинно-мирно-благородно, что скулы сводит. Ясно, что скандалы - дело плохое, неправильное, а все же они как-то адреналинили кровь. В воздухе витала непредсказуемость. А в нынешнем форуме, к примеру, будущее решение жюри уже не кажется возбуждающей тайной. Оно легко предсказуемо. В "большой форме", нет сомнения, победит "Дядя Ваня" Льва Додина, а в "малой" - наконец-то случится долго-жданная победа периферийного театра. Спектакль новосибирского театра "Глобус" "Двойное непостоянство" в постановке Дмитрия Чернякова едва ли не впервые в истории "Маски" на равных сражается с московскими и питерскими постановками и просто должен выиграть. "Лучшую мужскую роль" возьмет Евгений Миронов, сыгравший Лопахина в "Вишневом саду" Някрошюса, в "женской роли" равные шансы у Ксении Раппопорт ("Дядя Ваня") и Чулпан Хаматовой ("Мамапапасынсобака" в Театре "Современник").
Ну вот разве что в "режиссуре" есть над чем поломать голову: Лев Додин, Валерий Фокин ("Ревизор" в Александринке) или Сергей Женовач ("Правда хорошо, а счастье лучше" в Малом театре)? Но, кого бы ни выбрали, все закончится (12 апреля в Большом театре) хорошо. Потому что, как сказали нам на открытии, "Маска" никогда не достанется тому, кто любит себя в искусстве, и мы обязательно увидим небо в алмазах". Аминь.