В детстве, если не считать Нового года, 8 Марта был для меня самым любимым днем, хотя подлинный смысл праздника мною и не очень осознавался.
Твердо определившийся ритуал заставлял спешить в школу. Мальчики всеми способами не пускали нас в класс. Когда же мы все-таки прорывались, на доске красовалось поздравление, а на парте у каждой лежали открытка и резиновая игрушка. И пусть в слове "девчонки" вместо "о" - "е" и пусть у тебя, как у всех, розовый заяц. Открытка -вот что являлось самым ценным!
Мы тогда и представить себе не могли, что за дверью школы нас вовсе не ждет гарантированное, обязательное, равное для всех безоблачное женское счастье...
ВЕТОЧКА МИМОЗЫ И КЛАРА ЦЕТКИН
На этом мои радужно-прекрасные воспоминания обрываются. Кто не учился на филфаке, тот меня не поймет. Каждая из представительниц женского пола представала перед себе подобными нарядной и необычно печальной, бросая на ходу: "С праздничком!". Самые вредные имели обыкновение накалять ситуацию: "Представляете, у брата в политехе одна девчонка в группе! Ей подарили девятнадцать роз и позолоченные часики" Или: "В медицинском мальчишки сняли для своего курса ресторан на вечер". После подобных фраз за кафедрой появлялся добрый старичок, который призывал нас по окончании его лекции по истории явиться на заседание научного кружка, чтобы почтить память, вероятно, его ровесниц - Розы Люксембург и Клары Цеткин.
Кто-нибудь собирал со всех денежки и бежал за веточками мимозы. "Гонцы" возвращались, переполненные впечатлениями, и приносили запах праздника.
Со звонком в аудиторию с сияющими глазами вбегала активистка, которая две пары просидела за телефоном в кабинете отсутствующего в такой день декана. Конечно, к физикам мы не попадем - к ним идут географички и химички; у геологов полно своих "ичек"; о юристах нечего и мечтать. Она добилась приглашения от старосты третьего курса какого-то факультета технологического института аудитория в миг пустела.
В те годы, наполненные исканиями, непредсказуемыми событиями, мы жили ожиданием чуда в день 8 Марта. Как хотелось получить самый дорогой подарок - знакомство с ним, единственным на свете. Судьба оказалась ко мне благосклонна. На третьем курсе я вышла замуж за будущего инженера-технолога, на четвертом -родила сына.
ТРИ ТЮЛЬПАНА И КОЛГОТКИ
Работающие женщины согласятся со мной, что им повестка предпраздничного дня известна с точностью до 99%. Свою трудовую деятельность я начала в чисто женском коллективе. Утром быстрый обмен поздравлениями и приятными пустячками.
Дома с нетерпением жду возвращения мужа, который поклялся прийти вовремя и взять ребенка из детского сада. Раздается звонок, на пороге - неестественно сияющий старший представитель рода мужского с букетом из трех тюльпанов и с колготками и младший - с аппликацией и исполнением песни "Сегодня мамин праздник...". Приятно услышать такое музыкальное поздравление! Но еще приятнее увидеть, что муж соразмерил цену подарка с суммой, вносимой им в семейный бюджет.
Утром случались и трагедии. Огорченная тем, что подарок мужа "пополз" при попытке надеть его, не сдержишься, накричишь на сына, разбившего вазу с цветами. А он: "Отдавай мой подарок. Я на тебя обиделся!". И приходилось расставаться с котенком-аппликацией, под которым было написано печатными буквами: "Дарагой мамиат Ильуши!".
ТЫ НЕ БОЙСЯ, МАМА, НИЧЕГО!
А время летит. Для меня остались в прошлом коллектив сослуживцев, муж-инженер, нереальный бюджет, маленький и всего один ребенок... Но какие-то радости и горести Женского дня неизменно повторяются. Я лишилась возможности предстать перед единомышленницами в праздничном наряде, не ощущаю на 1 6-м этаже суматохи и веселья. Сижу работаю за письменным столом и жду мужа и сыновей.
Вечером все собираются дома. Муж и сыновья так устали от общения с женщинами, что на одну, последнюю, у них не хватает сил. К сожалению, я уже не слышу: "Ты скачи, коняшка, шашка наголо. Ты не бойся, мама, ничего!", не получаю рукотворных даров. Из детской доносятся почти одинаковые голоса трех "баритонов", которые обсуждают сценарий предстоящего спектакля "Один день в году".
Не имея права встать, я лежу и слушаю, что происходит в квартире. В спальню проникает запах гари, и из кухни доносится пронзительное "Аи!". Это пострадал от горячей сковороды старший затейник. Из гостиной раздался звон битого стекла и вслед - "Ой!". Это сожалел о содеянном известный уничтожитель ваз в доме средний мужчина. Звучит что-то похожее на щелчок, потом визг: "Ой-е-ей!". Младший, наверное, по заслугам получил подзатыльник от своих собратьев...
Наступает торжественный момент. Я, вся из себя красивая и удивленная, вхожу в комнату для ежегодного получения подарков и прилагающихся к ним цветов и поцелуев. На щеке я теперь ощущаю не только "колючки" двух подбородков, но и "пушок" третьего. Ну кто из нас, слабых мира сего, удержится от слез, видя все это и слушая "дорогая", "любимая", "лучше всех"?! И если бы подобное случалось чаще, чем раз в году, не каждое женское сердце выдержало бы такое!