Народный артист СССР, лауреат Государственных премий Владислав ЧЕРНУШЕНКО прошел путь от школьного учителя до всемирно известного дирижера. С его именем связано возрождение исполнительских традиций старейшего и самого знаменитого русского хора - Певческой капеллы Санкт-Петербурга. Хора, с которого началась вся профессиональная музыкальная культура России.
- Владислав Александрович, расскажите немножко об истории этого хора, о традициях хорового пения в России...
- Традиция хорового пения существовала на Руси испокон веков. С малых лет каждый ребенок приходил в церковь, слышал пение церковного хора, постепенно сам, пристраиваясь к маме, бабушке, тетушке, обучался петь. Хоровое пение было частью жизненного уклада русских людей. Поэтому в России существовало большое количество семейных хоров. По сегодняшний день сохранились места, в частности Белгородская область, где эта традиция в народе продолжает существовать, где люди, встречаясь, обязательно поют, причем умеют петь на несколько голосов.
Пение существовало как потребность души. Ни в праздничном застолье, ни в трудовом процессе не обходилось без песни. Пряли или вязали - пели песни, выходили в поле - косить траву, убирать сено - затягивали народную. Песни помогали людям в труде, откуда и появились все эти хороводные, бурлацкие и так далее. А солдатская песня? Это вообще отдельная тема. Идет на марше полк или рота. Если впереди барабанщик или оркестр - пройдут и сорок, и пятьдесят километров. И не будет усталости.
- Вы руководите старейшим русским хором, истории которого может позавидовать любое музыкальное учреждение мира...
- В нынешнем году Капелле исполняется 525 лет. Мы ведем свое летоисчисление с 12 августа 1479 года. В этот день проходило освящение первого каменного храма Московского Кремля - Успенского собора. И хор государевых певчих дьяков принимал участие в этом торжестве. Этот исторически достоверный факт принят за точку отсчета. Хотя ясно, что хор в этот день не мог родиться, он существовал и раньше.
В стенах Капеллы витает дух столетий русской музыки, здесь звучали произведения Березовского и Бортнянского, работали великие музыканты Римский-Корсаков, Балакирев. До конца девятнадцатого века Капелла являлась главным музыкальным учреждением России. Она снабжала театры лучшими кадрами оркестровых музыкантов и певцов, а хор Капеллы знали во всем мире. Берлиоз писал, что ведущий западный хор - хор Ватикана - в сравнении с императорской придворной Капеллой все равно что оркестр какого-нибудь провинциального оперного театра в сравнении с оркестром Парижской консерватории.
Хор государевых певчих дьяков принимал участие во многих делах государя, ведь дьяки были самыми образованными людьми, а занятие музыкой и пением было только частью их обязанностей. Каждый божий день проходила служба, в которой они участвовали.
Православная служба вся построена на пении. Даже читая Евангелие, священники делают это нараспев. Умение петь, слаженность голосов и воспевание Господа Бога - это не просто певческая традиция, это жизненный уклад и многовековая потребность людей.
- Возглавив Капеллу в 1974 году, вы возродили ее славу, в короткий срок вернули ее хор в число лучших хоров мира. Как вам удалось достичь таких впечатляющих успехов?
- Мальчишкой пришел я в октябре 1944 года в школу Капеллы, и судьба распорядилась так, что вся моя жизнь связана с этим музыкальным учреждением. Мои успехи в дирижерской работе вообще, и с хорами в первую очередь, связаны с тем, что я прошел суворовский курс от солдата до генерала, не пропуская ни одной ступени. Я вел уроки пения в общеобразовательной школе, работал в студенческих хорах, в военных училищах, с музыкальными ансамблями.
Семнадцать лет проработал с коллективом хора Дома культуры пищевой промышленности. Даже будучи дирижером Малого оперного театра, а затем руководителем хора Капеллы, я продолжал работать с этим уникальным коллективом, который получил европейскую известность. Весь этот багаж, который постепенно набирался, наверное, и позволил мне в какой-то степени решить проблемы хора Капеллы.
- Хоровое пение требует особой подготовки от слушателей или любой человек, придя на "живой" концерт, сможет оценить правильность звучания хора?
- Я вам расскажу интересный случай. Лет пять назад мы выехали в Иркутск с концертами. Валентин Распутин убедил губернатора Иркутской области потратить деньги и привезти Капеллу. Один из концертов мы давали в Доме культуры небольшого городка под Иркутском. Первое отделение - духовная музыка, мы пели "Песнопения и молитвы" Свиридова, второе - народные песни. Выхожу я на сцену, и у меня сердце упало: в зале одна детвора в возрасте от 7 до 12 лет. Я был убежден, что после антракта зал будет пустой. Им предстояло слушать сложную, совсем неразвлекательную музыку, которая требует сосредоточенности. К моему неслыханному удивлению, никто не ушел.
В программу второго отделения я вставил больше шуточных песен. В зале была такая живая реакция, словно они впервые в жизни слышали хоровое пение. Вы бы видели, что происходило, когда мы закончили! Ребята сорвались со своих мест, подбежали к сцене, кричали нам: не уходите, не уходите, пойте, пойте! И мы пели еще почти целое отделение. Так же нас встречали и во многих других местах.
- В годы моего детства в каждой школе был свой хор. Петь в школьном хоре было почетной обязанностью. К сожалению, сейчас эта традиция во многом утеряна. Почему?
- Ее сознательно разрушили. Те замечательные беседы о музыке, которые вел Дмитрий Борисович Кабалевский по радио, имели большое просветительское значение. Но, когда система Кабалевского была введена в школу взамен уроков пения, она стала погибелью певческой школьной традиции. Вместо практического пения дети стали слушать записи, обсуждать их, писать сочинения о том, о чем они никакого понятия не имеют. Все это превратилось в какое-то наукообразие. И, конечно, сама по себе идея за 45 минут в неделю детей ознакомить со всей мировой музыкальной литературой абсурдна.
- Что нужно сделать, чтобы возродить традиции хорового пения?
- Необходимо вернуть уроки пения в школу. В одной из общеобразовательных школ города провели такой эксперимент. В классе вместо одного занятия проводили три или четыре урока пения в неделю, а в параллельном классе согласно обычным нормам - один урок. Эксперимент показал, что успеваемость, дисциплина и другие показатели в классе, где уроки пения преподавали в увеличенном объеме, оказались значительно выше.
Пение в доступной форме прививает детям вкус к миру прекрасного. Они знакомятся и с историей своего народа, потому что песня - это наша история. Песня прокладывает детям дорожку в многообразный мир искусства, они начинают его понимать, потому что эмоциональное ощущение развивает умственные и духовные способности человека.
Кроме того, хоровое пение - это единственная и совершенно уникальная форма творческого единения, когда только общим усилием люди могут достигнуть высокого художественного результата. Вот эта соборность воспитывает в людях чувство любви к ближнему.
Мне кажется, что в общеобразовательной школе уроки пения и музыки нельзя ограничивать начальными классами, они должны проходить через всю систему обучения. И, конечно, в вузах элементарное музыкальное образование надо постигать с помощью хорового пения.
Скажем, Ассоциация любительских хоров в США насчитывает более 46 тысяч хоровых коллективов. У них нет университета, в котором бы не было своего большого любительского хора. Это Америка, которая не имеет тех традиций, что есть у России, в том числе и в музыкальной культуре. В 60-е годы в Ленинграде было около 50 вузов, не считая военных училищ. И почти в каждом был свой хор. Знаменитый хор университета мог дать сто очков вперед многим профессиональным хорам. Изумительный хор Политехнического института. Хор ЛИИЖТа, в котором пел сам ректор Красковский!
Это были могучие объединения. А сколько сегодня хоровых коллективов в Питере? Дай Бог, если насчитаем четыре.
- Хор Капеллы часто приглашают выступать за границей. В конце прошлого года вы совершили турне по Америке. Насколько русское хоровое искусство понятно иностранным слушателям?
- Мы выступали в Нью-Йорке в Линкольн-центре, проехали по крупнейшим университетским городам Америки и везде слышали слова восхищения. Люди говорили нам, что такого звучания хора не знали до нас.
Вспоминаю наш концерт на одном из крупнейших фестивалей Испании. Мы исполняли программу из произведений Свиридова. В зале невероятное напряжение, когда люди не решаются шелохнуться. Они погружены в какой-то особый мир. Заканчивается выступление - в зале тишина. Люди знают, что надо аплодировать, но им не хочется нарушать это состояние молитвенной сосредоточенности. Они постепенно приходят в себя. И я вижу, что многие плачут. Потом уже все это переросло в овацию, они нас долго не отпускали, не расходились, ожидали на улице, благодарили. Наблюдая эту картину, понимаешь, что наша певческая культура - великое достояние.
- Владислав Александрович, вам принадлежит заслуга первопроходца в возрождении русской духовной музыки. Известно, что Георгий Свиридов чрезвычайно высоко ценил ваше исполнительское искусство. Сотрудничество с великим композитором - это отдельная глава в вашей творческой биографии?
- Если сказать коротко, то Свиридов - это не только страница моей биографии, это часть меня самого. Его громадный ум, образованность, а самое главное - любовь к земле своей, к народу, к Отечеству, ответственность перед людьми и Отечеством, которая вынуждала его действовать так, как он действовал, отстаивать те позиции, которые он неуклонно отстаивал, оказали на меня огромное влияние. Его творчество, с одной стороны, имеет глубочайшие корни в древней народной культуре, а с другой - настолько современно, что, я в этом совершенно убежден, оно не потеряет своей свежести через десятки и сотни лет.
А на Капеллу его влияние было решающим. Он научил нас не только мыслить, но и определил наше отношение к слову. Потому что певческое искусство тесно связано со словом. Он приучил нас придирчиво относиться к интонации нашей музыкальной речи, это позволило нам подняться на более высокую ступень в нашем музыкальном исполнительстве. Это один из главных наших учителей.
- Как вам удается на протяжении многих лет поддерживать высокий профессиональный уровень коллектива при таких низких ставках бюджетного финансирования?
- Вы знаете, это очень для нас больной вопрос. Недавно опубликовали данные по средней заработной плате по Санкт-Петербургу за 2003 год. Назвали цифру 7,5 тысячи, так вот нам такие зарплаты и не снятся.
Главный дирижер оркестра Капеллы получает пять с половиной тысяч рублей. Солистка хора, - народная артистка России, выдающаяся певица, которая могла бы украсить любую оперную сцену мира - со всеми надбавками получает 6 - 6,5 тысячи. Заслуженные артисты - четыре тысячи с небольшим. Нам, можно сказать, подписан смертный приговор. Потому что удержать людей при таких зарплатах невозможно. Они разбегаются, причем многие не хотели бы уходить, а некоторые хотели бы вернуться, но у них есть обязательства перед семьями.
- Значит ли это, что старейший хор России может прекратить свое существование?
- В своем обращении к Владимиру Владимировичу Путину я написал о том, что в силу своей истории Капелла в числе первых музыкальных учреждений должна быть отнесена к объектам национального достояния. Иначе дальнейшая судьба ее чревата очень большими опасностями. Исходя из каких-то личных соображений, мне, как и многим другим музыкантам, выгодно было бы давно отсюда уехать. Возможности такие неоднократно были. Я уже лет двенадцать работаю с хором радио Франции, и администрация и артисты этого хора Христом Богом просят, чтобы я их не бросал. И в Испанию можно было уехать, причем там мы с сыном могли заключить параллельные контракты, что было бы чрезвычайно выгодно. Но у каждого своя мораль. Я работаю здесь. Не потому, что я такой сверхпатриот. Хотя пресса обзывала меня ура-патриотом, когда мы с хором Капеллы оказались в Белграде, - это был единственный государственный коллектив, который посетил во время бомбежек братскую Югославию.
- Вы поехали туда специально затем, чтобы продемонстрировать свою любовь и поддержку сербскому народу?
- Да, и это имело для них очень важный моральный стимул. После концерта, который назывался "Молитва о мире", мне вручили серебряную медаль "Белого Ангела", а представитель МИДа сказал: "Теперь мы будем каждый раз вспоминать 15 апреля 1999 года, в этот день вы явились к сербам, как белые ангелы".
Год спустя мы снова были там с концертами, и министр культуры рассказал, как на следующий день после нашего первого концерта западногерманский журналист брал интервью у одного известного художника. Он спросил: "Где вы, сербы, черпаете уверенность в том, что вам удастся выстоять под натиском НАТО?" Художник задумался на несколько секунд и сказал: "Хор Глинка". Это они так называют наш коллектив.
- Прогнозируя будущее, политики часто говорят о развитии экономики страны, о ее богатых ресурсах, но главный ресурс -это наш великий народ, его культурно-исторические традиции. Что вы думаете о значении русской культуры в процессе возрождения России?
- Собрать народ воедино можно, только опираясь на национальную культуру, многовековые традиции, родной язык. Экономические факторы чрезвычайно важны, но они вторичны. Потому что народ, разделенный в своей культуре, потерявший свои традиции, никогда не будет иметь той внутренней силы и того единого духа, которые необходимы для того, чтобы совершать важные дела в своем развитии.
Мы видим, как поднимаются отдельные предприятия. И слава Богу. Это требует относительно небольшого времени. Но порушенную культуру иногда вообще невозможно восстановить. Веками она формируется, а разрушается в несколько месяцев. В традициях, культуре, в том числе и певческой, заключена громадная сила. Если это не будет правильно понято нашей властью, то России долго еще придется находиться в этом удручающем состоянии.
К счастью, есть места, где возрождаются традиции. В Вологодской области, мне представляется, один из самых замечательных губернаторов - Позгалев. Недавно он вновь фактически единодушно был избран на этот пост. Мы с ним встречались, когда там проходил фестиваль памяти Валерия Гаврилина, и я был совершенно поражен, когда он продемонстрировал образцы литературы для внеклассного чтения. Таких книг в Петербурге и в Москве не сыщешь. А как издано! Изумительная полиграфия, картины художников! Для ребенка радость листать эти книжки. Они полны поверий, рассказов о земле Вологодской, древних сказаний. Эти книги закладывают нравственные основы любви к своей земле, к своему дому, к этому миру, к людям, которые тебя окружают.
Нам необходимо вернуть уважение к самым важным профессиям, которые существуют на земле, -учителя и врача. Возродить святое понятие служения Отечеству. Петров-Водкин говорил, что весь смысл искусства заключен в улучшении рода человеческого. А то, что сегодня называется искусством, на самом деле просто зомбирование и уничтожение человека как вида, превращение его даже не в животное, а в живого робота.
- Отставной министр культуры Швыдкой, вместо того чтобы бороться с пошлостью и бескультурьем, выступал в роли всероссийского тамады на телевидении. Что это как не коррупция, если для чиновника карманные интересы важнее государственных?
- Темой одной из первых передач "Культурной революции", которую вел Швыдкой, была такая: нужен ли нам русский мат? Не нашлось более важной проблемы в том ужасе, в котором находится наша культура, в той мерзости, которая окружает всю нашу жизнь. Необходимо поставить заслон псевдокультуре, которую пытаются нам навязать, чуждой идеологии, которую нам с такой активностью насаждают в том числе и средства массовой информации.
- По образному выражению Чехова, "любое искусство пытается быть похожим на музыку". Новый министр культуры России Александр Соколов - ваш коллега-музыкант. Что вы думаете об этом назначении и каких перемен ожидаете?
- Я впервые за многие годы очень порадовался такого рода решению. Я знаю этого человека, он имеет большой опыт организаторской работы, а самое главное - это самостоятельно мыслящий, крупный музыкант. Я очень обрадован тем, что на него пал тяжкий жребий, потому что ситуация в культуре совсем непростая. Но думаю, что за многие-многие годы более достойного человека для этой роли не было. Он очень широко образован в области гуманитарной сферы, имеет ясную, определенную позицию, и думаю, что он сумеет ее отстоять и привнести много доброго в нашу жизнь.
- Владислав Александрович, вы постоянный читатель "Гудка". Как вы оцениваете позицию транспортной газеты, отстаивающей государственные интересы, пропагандирующей развитие российских традиций культуры, морали, нравственности и образования?
- Вы знаете, раньше "Гудок" был на обочине прессы. Сегодня "Гудок" - газета, которая обратила на себя внимание и чем дальше, тем больше завоевывает своего читателя. Мы уже говорили, что все зависит от людей. Как только где-то вдруг появляется человек-подвижник, тут же возникает нечто важное. Как Позгалев -в Вологде, как Янин - в "Гудке". Насколько я знаю Игоря Трофимовича, он абсолютно правильно оказался на посту руководителя транспортной газеты, потому что он сам по себе "локомотив". Этот человек рождает идеи, сам пытается их реализовать и увлекает в этот процесс всех, кто его окружает.
Сегодня в обществе совсем по-другому слышен голос "Гудка", и на этот голос идут люди. Во-первых, потому что можно верить тому, что вы пишете, а это для каждого читателя важно. Посмотрите, что производят средства массовой информации? Порнографию, скабрезность, насилие - все то, что противоречит нравственным вековым устоям нашего народа. Во-вторых, в "Гудке" можно получить ту информацию, которую в других органах печати не встретишь. Ведь транспортная тематика для России - это одна из ключевых проблем всей нашей жизни, в том числе и социальных условий, в которых живет народ. В общем, последние года полтора я вашу газету читаю регулярно. И жду ее. Это для меня самого оказалось приятной и удивительной неожиданностью.