Главная >> 5 >> 35 >> 1

Метаморфозы Ледяного дома

Парадоксы исторической преемственности


Романтическая свадебная церемония в День святого Валентина - основная изюминка, которую предлагают петербуржцам и гостям города устроители Ледяного дома на Дворцовой площади. Дома, который является точной копией того, что описан в романах Лажечникова и Пикуля. Ледяного дома, который был затеян в лютую стужу февраля 1740-го, чтобы порадовать скучающую и больную императрицу Анну Иоанновну. В честь победы над турками и 10-летия правления императрицы, память о которой оставляет желать лучшего...


"Ледяная студия", без сомнения, осуществила любопытный проект. Подобные ледяные строения возводятся во всей Европе, - а здесь к тому же скрупулезно скопированное историческое (пусть и недолговременное) сооружение. Мастерство, изобретательность - всегда привлекательны, и публика всех времен и народов на разного рода диковинки падка. Так что нормальный коммерческий ход, и нет сомнения, что студия пошла на риск расходов с расчетом их окупить.


Городские же власти, судя по тому, как освещается это событие, искренне считают, что ледяное великолепие приумножает туристическую славу города на Неве и заодно напоминает о блистательных имперских временах. И по законам постмодернизма странным образом включает в контекст события день католического святого, воспринятого нашим обществом сравнительно недавно (и даже порой громогласно осуждаемого - как противоречие православной традиции).


Получается, однако, парадокс. Как известно, ледяной дворец был построен действительно для проведения свадебной церемонии. А именно - свадьбы придворного шута Михаила Голицына по прозвищу Квасник с карлицей-калмычкой Авдотьей, прозванной Бужениновой. Голицын был княжеского звания, но сильно провинился перед Анной. После смерти жены, в солидном уже пятидесятилетнем возрасте, он в чужих краях принял католичество, дабы жениться на итальянской барышне. Но тайное, как водится, стало явным. Его вернули в отеческую веру. Следы новобрачной затерялись после общения пары с Тайной канцелярией. А князя сделали шутом.


В отличие от шутов из пьес Шекспира, люди этой профессии в России отнюдь не обладали привилегией независимости суждений и нелицеприятных высказываний в адрес высоких особ. Совсем даже наоборот - свой хлеб они ели за то, что их можно было совершенно безнаказанно унижать (ну такая потребность была у людей двора, где каждый мог быть сегодня вознесен, а завтра низложен и подвержен усекновению головы, - надо же было снимать ежедневный стресс). С Голицыным вышло еще пикантнее - ведь он был потомком некогда всевластного фаворита правительницы Софьи Василия Голицына. И чтобы довести это унижение до апогея, его вдругорядь женили - на уродливой Бужениновой. Венцом веселья было, когда молодых оставили на ночь в ледяной спальне и не разрешали выйти. Чудом остались живы.


Пиит Тредьяковский, который был в немилости и под арестом, по высочайшему приказу написал эпиталаму на это бракосочетание, начинавшуюся словами: "Здравствуйте ж, женившись, дурак и дурка". Мне вот интересно, пары, которые собираются отметить счастливый для себя день "как было у царицы", - хотели бы они, чтобы тамада прочел в их честь строки из этого вошедшего в анналы произведения? (Простите уж за цитирование, но XVIII век вместе с имперским роскошеством был славен и некоторой, мягко говоря, грубоватостью.)


Юные невесты в белых нарядах и взволнованные женихи в строгих костюмах, собирающиеся в День всех влюбленных на романтическую свадьбу, - представляют ли они себе, кто был их предшественником и какую забаву устроили тогда, больше двух с половиной веков назад, из священного обряда?


А ко всему прочему эта свадьба и впрямь была призвана подчеркнуть мощь империи. Поскольку, по свидетельству современника, "для которой свадьбы собраны были всего государства разночинцы и разноязычники самаго подлаго народа, то есть вотяки, мордва, черемиса, татары, калмыки, самоеды и их жены, и прочие народы... а ехали мимо дворца: жених с невестою сидел в сделанной нарочно клетке, поставленной на слоне, а прочей свадебной поезд вышеписанных народов, с принадлежащей каждому роду музыкалиею и разными игрушками, следовал на оленях, на собаках, на свиньях". Такое же уважение к народам и племенам, как и к несчастным "дураку и дурке"...


История эта, конечно, давняя. Что было, то было. Сейчас смягчение нравов.


Но все-таки, демонстрируя преемственность и корни, следовало бы быть повнимательнее, что ли. Потому что невнимательность приводит к странным казусам. И не только с Ледяным домом. Вот недавно генпрокурор Устинов с пафосом прочел из Некрасова (как призыв ко всем):


Трудись, покамест


служат руки,


Не сетуй, не ленись,


не трусь,


Спасибо скажут наши


внуки,


Когда разбогатеет Русь!


Только вот стихи эти озаглавлены... "Песня преступников" (имеются в виду каторжники в кандалах), и дальше там такие строки:


У ней, родимой,


требы много:


Бедна по милости воров!


В ней пышны барские


чертоги,


Но жалки избы мужиков.


Уж не знаю, какой книгочей подсунул эту цитату генпрокурору, не сообщив о контексте...


Странная, однако, преемственность порой получается.