Как выживает в рыночное время обычный сельский интернат? Откуда берут так называемые внебюджетные средства? Об этом и многом другом рассказал директор Дубровенской средней школы-интерната Игорь ГАГАРИН.
- Игорь Михайлович, как вы попали в это образовательное учреждение? Что вас привлекло?
- Попал случайно. Работал в 34-й смоленской школе заместителем директора по административно-хозяйственной части и одновременно учителем физкультуры. Денег, конечно, получал немного, поэтому подрабатывал - был профессиональным тамадой. И вот однажды попадаю на необычную свадьбу - тогдашний начальник областного управления образования женил сына... Через два дня начальник вызвал меня и предложил стать директором школы-интерната. Уломал, я согласился, хотя и знал, что у Дубровенского интерната репутация не из лучших.
- С чего начали работу?
- С поиска денег. Я пришел в то время, когда денег не было ни на зарплату, ни на коммунальные расходы.
- Когда я еще работал в школе, у нас были связи с одним из немецких городов земли Северный Рейн-Вестфалия, немцы-коллеги узнали, что я работаю в интернате, сразу решили помочь. Хотя на немцев особо я не рассчитывал, а рассчитывал на своих земляков.
- И друзья помогли?
- Представьте себе. Покрасили школу благодаря друзьям из фирмы "Стройкомплект" - дали краску. Фирма "Техносад" помогла с аппаратурой. "Теремок" снабжает нас лекарствами.
- Какой им смысл помогать вам?
- Честно говоря, никакого. Я разговаривал с директором "Техносада". Если он перечисляет школе, скажем, три тысячи рублей, то только одна тысяча не облагается налогом, за остальные две он все равно налоги платит. То есть помощь школе - убыток для деловых людей. Думаю, это не по-государственному.
- Как вы благодарите тех, кто помогает?
- У нас есть такая традиция: приезжаем к меценатам и даем концерты.
- А что же государство?
- Ну, во-первых, я уже доволен постатейным финансированием, хотя и не смог отстоять смету такую, какую хотел. Но если раньше я шел к главному бухгалтеру и не знал, дадут нам деньги или не дадут (это зависело от разных нюансов), то теперь постатейное финансирование прибавило уверенности. Даю заявку на неотложные нужды, и по этой заявке идут деньги. С другой стороны, меня заставляют экономить. Например, дали на бензин четыре тысячи рублей в квартал, разве можно уложиться в эту сумму при такой высокой цене на топливо?
- И как же выходите из положения?
- Еду на частные заправки. Говорю: дайте бензин, мне детей надо возить на экскурсии.
- Наверное, это унизительно?
- Мне нравится "крутиться". Раньше бы сидел на государственной шее, "свесив ножки", и ждал, когда бензин дадут. Что касается унижения, то я его не чувствую, ведь прошу не для себя, а для детей. К тому же мы можем отработать - подмести, убрать, навести порядок. Я помогаю людям стать милосердными, понять, что брошенные дети - это общие дети, дети государства, а государство - это мы все. При такой позиции любая помощь становится логичной, оправданной, естественной.
- А область вам помогает?
- Она нас содержит, и у нас нет проблем с выплатой зарплаты, электроэнергией, водой, теплом. В этом смысле хорошо, что мы находимся на региональном бюджете. Впрочем, дело не только в деньгах. Если бы вы знали, какой у меня педагогический коллектив. Правда, много пенсионеров, но заменить их некем. Нет кадров.
- Вы можете дать заявку в педвуз и заказать себе педагогов.
- В принципе могу, но выпускники педвуза в школы идут неохотно. Они устраиваются в фирмы, организации, где платят больше. Я же могу им дать только положенные 15 процентов надбавки за специфику работы в интернате, загрузить кружками и секциями, еще дать полставки воспитателя.
- Не приходило в голову собрать тех бизнесменов, которые вам помогают, и спросить: ребята, на чем я могу тут зарабатывать деньги? Построить теплицы, например, кроликоферму или выращивать шампиньоны.
- Собирал. Приезжали. Смотрели. Тоже говорили о шампиньонах, но для них нужны особые условия. Не получилось. Теплица есть - стоит недостроенная, денег нет на завершение строительства. Кроме того, есть еще и гараж. Тоже недостроенный. Насчет гаража были разговоры с предпринимателями: они открывают автосервис, а я даю группу подростков, которые хотят научиться ремонтировать автомобили. В школе, например, есть секция картингистов: три картинга, одну машину дети собрали сами.
Мешает то, что мы расположены далеко от города.
Пытались завести свое подсобное хозяйство, три года подряд засаживал поле капустой, картошкой, свеклой. Так у нас все выкапывали - ни один сторож не брался охранять. Разводили свиней, доход имели. Но опять-таки нашлись ловкие люди: все вынесли. Даже ворота срезали. Я подал заявление в милицию, а там сказали: мы тут убийства не раскрываем, а ты лезешь со своими свиньями. Хорошо, спонсоры сварили новые огромные ворота для овощехранилища. Года четыре назад увели коня ночью... Так что с хозяйством не получается.
Бизнесменам, даже очень добрым, нужно все готовое и сразу, строить не хотят. Они хотят взять то, что есть, и платить за аренду. Им так проще. Кстати, подобная картина со всеми учебными заведениями - аренду бизнесмены приветствуют. Улучшать и организовывать что-то совместно не стремятся.
- На чем же вы можете зарабатывать деньги, коль так дела складываются?
- Наш заработок - через центр занятости. Дети работают на уборке леса, территории вокруг озера, на остановках, за это получают деньги. Часть отдают интернату.
- Они отказываются от денег в пользу интерната?
- Но ведь они здесь живут, это их дом. Почему же они должны жалеть денег.
- А нельзя ли организовать для детей постоянную работу, например, открыть, швейное производство?
- Я - за, дети - тоже, но, во-первых, никто не хочет связываться с детским трудом. Во-вторых, любое кустарное производство оказывается невыгодным для деловых людей.
***
Комментарий заместителя министра образования Едены ЧЕПУРНЫХ
Мы предполагаем, что все детские дома и школы-интернаты останутся государственными учреждениями. Но бизнес-структуры, фонды или отдельные состоятельные граждане могут взять на себя заботы о детском доме или школе-интернате на правах соучредительства. Если, допустим, Потанин захочет взять на себя шефство и стать соучредителем детского дома или школы-интерната, то это учреждение нужно будет преобразовывать в автономную некоммерческую организацию. При этом у школы-интерната все равно останется государственное финансирование. Но у таких заинтересованных людей появится возможность только финансово поддерживать это учебно-воспитательное учреждение, а не распоряжаться его собственностью. Если их такой вариант не устраивает, школе-интернату лучше оставаться государственным учреждением.
Понятно, что в наши рыночные времена директорам хочется реализовывать какие-то коммерческие проекты. Никто им не запрещает это делать, если только они не станут для этого брать кредит в банке в 100 миллионов долларов. Вряд ли на это дадут разрешение учредители и государство, потому что, если директор "пролетит" с этим коммерческим проектом, возвращать кредит придется государству.
Как быть, если директор школы-интерната все же хочет затеять коммерческий проект? Если это негосударственная организация, то директор может самостоятельно решать вопрос о том, какими видами коммерческой деятельности заняться. Если это государственная организация, то всякий раз директор должен будет согласовывать свои намерения и решения с учредителем.
Может ли директор школы-интерната - государственного учреждения - создать при нем некое предприятие? Решение о создании госпредприятия принимает Правительство России. Что же касается некоммерческого предприятия, то директор должен обратиться с таким предложением к учредителям, и дальше все будет зависеть от того, хотят ли они пойти на такой в определенной мере риск или посчитают это ненужным. Вообще в принципе я не понимаю, почему может возникнуть такая ситуация, ибо в уставах и в положениях о детских домах и школах-интернатах этим учреждениям дана определенная свобода в привлечении спонсорских и внебюджетных средств. Было бы желание найти такие возможности.
Вообще мы больше уповаем на то, что и при новых рыночных отношениях будут развиваться семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расти число патронатных семей, поощряться и крепнуть система социального патроната. В принципе это позволит 35% средств, выделяемых на содержание детских интернатных учреждений, сэкономить, а также сократить число таких учреждений.
Меня часто спрашивают, а в чем, собственно, будет экономия и за счет чего? Дело в том, что расходы на содержание ребенка в семье существенно меньше расходов на содержание ребенка в детском доме или в школе-интернате. Содержание ребенка в детском доме требует расходов на питание, проживание, приобретение одежды и обуви, зарплату воспитателям и педагогам, оплату коммунальных услуг и так далее. Если мы отдаем ребенка в семью, мы также платим за питание, за мягкий инвентарь, зарплату или пособие приемным или патронатным родителям, но мы не оплачиваем при этом содержание огромного учреждения. На ребенке никто не будет экономить, его содержание ничуть не уменьшится, но при этом экономия за счет содержания инфраструктуры достигается весьма солидная. Поэтому государству экономически выгодно передавать детей на воспитание в семьи. Хотя главная выгода в том, что дети быстрее социализируются в семейных условиях, поскольку семья может уделять персональное внимание каждому ребенку в гораздо большей степени, чем педагоги и воспитатели, даже если на одного ребенка в детском доме или интернате приходится по двое взрослых.