Главная >> 5 >> 35 >> 1

РОСТОВЧАНИН ВОЛОХОВ ПОДЕЛИЛ АНЕКДОТЫ НА ЖИРНЫЕ И ТОЩИЕ

СО ЗНАМЕНИТЫМ ЮРИЕМ НИКУЛИНЫМ ЕГО РОДНЯТ НЕОБЫЧНОЕ ХОББИ И СЪЕМКИ В КИНО


В советские времена анекдоты были одной из основных форм фольклора. Они объединяли людей, с их помощью можно было обозначить свою политическую позицию. Перестройка вывела этот вид устного народного творчества из подполья: сначала появились первые сборники анекдотов, потом их стали выпускать тысячами. Созданы даже специальные сайты в Интернете.


Кстати, именно наша газета едва ли не первой в стране завела у себя специальную рубрику — «Анекдоты «бородатые» и не очень». Идею быстро подхватили другие печатные издания...


Тем не менее, есть еще люди, по старинке записывающие самые смешные перлы народного творчества и аккуратно подшивающие их к своей коллекции. Одна из таких коллекций — у многолетнего подписчика «Вечернего Ростова» Л. Ф. Волохова.


***


«ЮМОРИТЬ — С ПУПЫШКА»


«Сатирой и юмором я начал увлекаться с пупышка», — так «по-старорусски» говорит Леонид Федосьевич, имея в виду свою чрезвычайно рано (едва ли не с пеленок) возникшую любовь к хорошей шутке и анекдотам.


Еще со школьной скамьи повелось, что на всех концертах самодеятельности Леониду приходилось брать на себя роль ведущего. Иными словами — конферансье. А разве может быть хороший конферанс без удачной шутки- прибаутки?


Вот и стал Леонид Федосьевич собирать репризы и анекдоты со всего света: делал вырезки из газет и журналов, записывал лучшее из того, что слышал. Продолжает заниматься этим и сейчас. А вот из продающихся в любом киоске сборников выписывает редко: там много откровенно слабых анекдотов.


Когда появилась печатная машинка, стал хранить анекдоты в машинописном виде. Особенно смешными кажутся те, что напечатаны без буквы «е»: она как раз сломалась и ее везде пришлось заменять на «е». Иногда достаточно просто прочитать: инспЕктор ГАИ...


Вести концерты приходилось и после окончания школы: просили знакомые артисты, которые знали, как хорошо Леонида Волохова принимает публика.


Одно время, когда еще популярны были небольшие концерты перед началом киносеанса, Леонид Федосьевич выступал в кинотеатре «Спартак».


Услышать смех слушателей — самое приятное для рассказчика. Леонид Федосьевич согласен с тем, что смех лечит и поднимает тонус организма. По крайней мере, он в свои 85 лет чувствует себя полным сил.


Сколько сейчас анекдотов в коллекции нашего земляка — он и сам сказать не может. Скорее всего, тысячи: студенческие, стариковские, хозяйственные, бытовые... Могло быть и больше, но от всего, что устаревает, Леонид Федосьевич безжалостно избавляется.


Выбросил, скажем, большинство анекдотов про Брежнева. Они, как и анекдоты, «воспевающие» дефицит всяческих товаров, давно перестали быть актуальными, а значит, смешными.


***


ОДЕССКАЯ КИНОФАБРИКА


Самым знаменитым российским собирателем анекдотов был замечательный цирковой клоун и киноактер Юрий Никулин. Леонида Волохова роднит с ним не только одинаковое увлечение, но и... съемки в кино.


- Когда я учился в Одессе, в консерватории, несколько раз принимал участие в съемках фильмов на Одесской кинофабрике, — рассказывает Леонид Федосьевич. — За нами, студентами, в общежитие даже машины присылали. И платили хорошо. За участие в массовке - пять рублей, если крупным планом тебя снимают — 10 — 15 рублей, за озвучение- 10 рублей.Я снимался в трех фильмах, но с тех пор кино почти не смотрю.


Свою нелюбовь к кинематографу объясняет очень просто. Увидел изнутри кинокухню и понял: все, что зрителям показывают на экране, — «брехня»:


- Помню, в фильме «Угроза с воздуха» мы впятером изображали джаз-оркестр, который играл в ресторане. Потом в кино я увидел, что в этом оркестре человек 20... Или еще пример: снимают один грузовик и пару легковушек, а потом оказывается, что на дороге - оживленное движение.


***


КАК ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ?


Леонид Федосьевич не только вечный конферансье, но и бессменный тамада (о его собрании тостов «Вечерний Ростов» уже писал). На каком бы застолье он ни оказался, приходится брать «бразды правления» в свои руки. Денег за это не требует — умеет «делать» их иначе.


Дело в том, что коллекционер любит не только анекдоты рассказывать, но и показывать... фокусы. Суть одного из них как раз заключается в том, что на глазах изумленной публики Леонид Федосьевич изготавливает купюру из бумаги. Обыкновенный лист размером с какую-нибудь банкноту проходит между двух вращающихся валиков (как в гладильной машине) и превращается, скажем, в пятьдесят рублей.


Для того, чтобы показывать другой фокус, пришлось изготовить специальную лампочку с батарейкой. С этой лампочкой в руке фокусник подходит к розетке на 220 вольт, подносит к ней свободную руку, и... лампочка загорается. Непосвященные оказываются в шоке от такой «электроустойчивости» человека.


У этого фокуса есть довольно пикантное продолжение. Если он показывается в тесной компании, лампочку подносят к самому интимному месту человека и выясняют «степень зажигательности» проверяемого гражданина. Если гражданин мужского пола, лампочка, к примеру, может уныло повиснуть...


***


ДЛЯ УЗКОГО КРУГА


Значительная часть анекдотов из коллекции Леонида Федосьевича тоже предназначена для узкого круга. В народе их называют сальными. Коллекционер предпочитает другое определение - жирные. Те же, что допустимо рассказать в присутствии детей, он причисляет к тощим.


Супруга Александра Николаевна (муж называет ее главным своим цензором) слышала даже самые «тучные» образцы из собрания.


Один из сомнительных, но, по его мнению, все-таки печатных Леонид Федосьевич рассказал:


«Заходит в аптеку негодующий покупатель и начинает ругаться:


- Что за барахло вы здесь продаете?


Купил у вас презервативы, а они рвутся!


- И гнутся, и гнутся! — поддержал его случайно оказавшийся в аптеке старичок лет 80».


Что касается самого короткого анекдота, то о нем слышали все, но не видел никто: «Коммунизм».


Естественно, задумывался собиратель анекдотов и о том, как они рождаются и почему некоторые из них скоро умирают, так и не успев обзавестись «бородой».


Вот одна из возможных версий: анекдотом становится реальный случай из жизни, когда после нескольких пересказов от него отсекается все лишнее и персонажи заменяются на стандартных во-вочек, тещ или зятьев. Если случай сам по себе неинтересен или неактуален, то история быстро потеряется.


Леониду Федосьевичу очень понравилась фраза Фазиля Искандера: «Если бы анекдоты не соответствовали правде, они не были бы смешными».


Так или иначе, многие считают, что автора как такового у анекдота нет и быть не может. Вот и Леонид Федосьевич частенько изменяет понравившиеся ему анекдоты, чтобы сделать их короче и острее. С годами так все перепуталось, что теперь собиратель не всегда может вспомнить, какой анекдот он где-то слышал, а какой — сам переделал или придумал. Точно так же не может он выбрать анекдот самый любимый. Очень неплох, к примеру этот:


«Экзаменатор, возмущенный тупостью


студента, написал в его зачетке «Осел». Вернувшийся через пару минут студент заметил:


- Профессор, подпись вы поставили, а про отметку забыли! »


Несмотря на кажущуюся несерьезность жанра, ученые к анекдоту относятся с большим вниманием и уважением. Скажем, целое исследование было проведено одной из аспиранток Московского госуниверситета. Проанализировав анекдоты на тему семейных отношений, она пришла к выводу: эти анекдоты свидетельствуют о кризисе семейных отношений в современном российском обществе. В половине изученных ею «семейных» анекдотов фигурирует неверная жена. Очень много анекдотов — про зловредных тещ. А вот про плохих мужей всего 17, 36 процента.


Может быть, все дело в том, что анекдоты придумывают мужчины?


Если вам рассказывают анекдот и вы не понимаете, в чем соль, дело не обязательно в отсутствии у вас чувства юмора. Просто ваш рассказчик -«другого поля ягода» и вы, образно говоря, общаетесь на разных языках. Скажем, не любой (особенно из пожилых людей, которые про Интернет только слышали) поймет такой простенький анекдот: «Русский народ привык качать права. К сегодняшнему дню скачал процентов пять».