Михаил Чирок вошел в четверку победителей конкурса молодых детских писателей и поэтов "Ступени", который проходил в прошлом году в рамках Всероссийского фестиваля школьных библиотек "БиблиОбраз". Он представил на конкурс сборник небольших сказок, главные герои которых - домашние животные. Они похожи на детей: дружат, ссорятся, смеются, играют...
- Михаил, мне показалось, что вы поэт. Хотя странно, что вы не пишете о своих учениках. Насколько мне известно, вы уже успели поработать учителем труда и истории в сельской школе, и первыми читателями ваших сказок были школьники.
- Да, это так. Но счастливая пора моего детства, из которого, как говорится, мы все вышли, проходила, с одной стороны, в окружении любимых мною людей, а с другой - любимых животных. Я родился на Брянщине, в маленьком районном городке Жуковка, который не насчитывает и 30 тысяч жителей. Сегодня это зеленый курортный город, окаймленный прекрасным парком, лесом, рекой Десной. Год назад в России проходил конкурс благоустроенных городов, так вот Жуковка вошла в десятку самых-самых...
Но когда я был маленьким, очень часто гостил у бабушки в историческом селе Вщиж, некогда центре древнерусского княжества. Оно расположено близ Жуковки, в 10 километрах от тютчевского родового поместья, села Овстуг. В обоих селах работают музеи. И здесь тоже природа бесподобная - озера, луга, поля, леса. И вот это сочетание - прекрасной природы и тютчевской поэзии - просто не могло не настраивать меня на лирический лад. Можно даже сказать, я вырос в неком маленьком и скромном подобии "дворянского гнезда", потому что моя бабушка, 75-летняя Раиса Степановна Панина, и сегодня владеет земельным участком и пасекой. И я до сих пор приезжаю к ней с друзьями или отцом, чтобы половить рыбу, побродить по окрестностям.
У бабушки во дворе постоянно мычало, блеяло, кудахтало, гавкало, мяукало много разной живности. Удивительно ли, что я маленьким мальчиком то дрессировал корову, то беседовал с теленком, то бегал наперегонки с поросятами, то строил шалаши для собаки и "дворцы" для важных пестрых индюков?
- Вам, наверное, не хотелось после каникул возвращаться домой из своего "поместья" в Жуковку?
- Очень даже хотелось, потому что и в нашей маленькой однокомнатной квартирке меня ждали верная канарейка, крикливые волнистые попугайчики, добродушные морские свинки, веселые хомячки. Когда я с ними вдоволь наигрался, стал "большим мальчиком", и мне показалось, что для меня наступила пора более серьезных забот, я подарил всех своих друзей одному детскому саду. Но забыть их оказалось просто невозможно! Так что теперь я сделал их героями своих сказок. Более того, сегодня я, уже женатый человек, мог бы поселиться в городской квартире со всеми удобствами, но мы с женой решили жить на земле, в старом доме, при котором есть огород и сад. Но, главное, я смог завести здесь дворового пса Жука, очень, кстати, смешного и легкомысленного, и пушистую беспородную, но весьма грациозную и изнеженную кошку Муську, у которой не переводятся котята. Понимаете, не так уж сложно находить сказочные истории под капустным листом в своем собственном огороде или на ветвях цветущего весной сада.
- А что вы любили читать в детстве?
- Самый любимый детский писатель до сих пор, пожалуй, Виталий Бианки. Мама, учитель русского языка в школе, всегда читала мне перед сном. Он нравился мне потому, что его герои - мышата, птицы, белки, ежи - мыслили и чувствовали словно люди.
Сейчас мама не работает, находится на инвалидности. Но я никогда не забуду те песни, которые она сочиняла для меня, когда все детские книги, что находились в доме, были уже много раз перечитаны. Свои стихи она пела на известные мелодии. Она сочиняла легко, словно разговаривала вслух.
- Вы учились у нее, когда были школьником?
- Нет. Хотя могу назвать ее моим главным и самым любимым учителем. Хочу сказать спасибо и первой учительнице, Елене Егоровне Лигачевой, умному и доброму человеку. Если бы не ее внимание ко мне, такт, не знаю, как бы и окончил начальную школу. Я был ужасным непоседой. Но она ставила мне пятерки и четверки и тем внушала веру в себя, дисциплинировала. Я ведь уже тогда, подражая маме, Валентине Ивановне, стал писать стихи. Правда, как теперь понимаю, ужасно нескладные. Мама вела кружок любителей поэзии. Иногда после уроков я прибегал к ней и слушал вместе с другими детьми, как она разбирает их стихотворения. Однажды до меня дошло объявление, сделанное по радио, о литературном конкурсе среди детей. Мне было тогда лет 11 или 12. Мы решили участвовать в нем вместе с мамиными кружковцами и... победили!Нас наградили книгами и даже показали по областному телевидению.
- Значит, это мама повлияла на ваше желание стать учителем?
- Отец тоже. Он ведь школьный учитель математики и музыки. Руководит детским духовым оркестром Центра детского творчества. Стать учителем я, можно сказать, мечтал!.. Окончил 9 классов на "4" и "5" и поступил в индустриально-педагогический колледж. А потом заочно - на исторический факультет Брянского педуниверситета. Одновременно начал работать в Крыжинской неполной средней школе, в селе, учителем истории и трудового обучения. Было очень нелегко! Хотя в школе учились менее 100 детей, среди них было много учеников с ЗПР. А тут еще у меня никакого педагогического опыта. Но мне помогали директор школы Галина Петровна Гущина и весь коллектив учителей, который меня, кажется, полюбил.
- А как вам сельская школа? Дети, коллеги по работе?
- Честно скажу, я отвечал на их чувства взаимностью. Особенно мне нравилось давать уроки у пятиклассников. Потому что, если в конце урока оставалось 5-10 свободных минут, дети всегда почему-то просили рассказать сказочку. Словно у меня на лице было написано, что я и сам выдумать не прочь.
А так как домашние животные сельским детям тоже были как родные, то я и стал вводить в свои истории разных милых зверюшек. Подражал я, конечно, моему кумиру -
Бианки. Но для начинающего писателя это, наверное, не так уж и страшно.
Пытался сочинять рассказы и на исторические темы, но дети их слушали с меньшим интересом. А потом я стал эти небольшие сказки записывать, и когда их накопилось немало, показал маме. Мама прочла, немного покритиковала, исправила ошибки. Но что делать с моими произведениями дальше, никто не знал. Ведь сегодня литературных конкурсов для начинающих писателей в стране практически нет. А конкурс, на мой взгляд, похож на плуг, который взрезает землю и переворачивает пласты за пластами. Если писательскую жизнь никак не организовывать, то многие юные таланты могут так и остаться "похороненными" в этой "земле".
Я прекрасно понимаю, что пока что далеко не Виталий Бианки. Но, с другой стороны, я вижу, что эта ниша в современной детской литературе практически никем не занята. Раньше о природе для детей писали и Пришвин, и Бианки, и Соколов-Микитов. Ныне это только классика. У этих великих имен нет последователей, нет продолжателей их дела. Посмотрите, что продается в книжных магазинах! "Страшилки", переводная литература для детей, веселые приключения, сентиментальные повести о любви школьниц. Никто не пишет сегодня для детей о взаимоотношениях человека и природы. А, на мой взгляд, это важно и для городских детей, зачастую соприкасающихся с природой только в зоопарке, и для сельских, для которых природа - это каждодневные будни, потому что на селе дети - помощники взрослых в приусадебном хозяйстве.
Я пишу маленькие сказки о животных, в которых всегда заложена некая мораль в виде афоризма. Можно сказать, что в этих историях животные являют собой даже пример поведения для ребенка, как бы приглашают его подражать себе. Думаю, что это неплохой литературный ход.
- Вы по-прежнему работаете в школе?
- Нет, потому что у меня была такая маленькая зарплата, что ежедневный путь до школы на автобусе "съедал" ее почти всю. Да и характер у меня для педагога слишком впечатлительный. Так что сегодня я зарабатываю на хлеб насущный для себя и своей жены-студентки, работая на железной дороге. А со школой мне было прощаться очень жаль... Впрочем, возможно, вскоре мне придется уйти и отсюда. В нашей маленькой Жуковке вообще трудно найти работу. Так что, возможно, вскоре я стану еще ближе к природе, потому что мне придется питаться только плодами своего сада и огорода. В любом случае я не собираюсь расставаться с творчеством. Оно приносит мне такую радость, сравнить с которой просто, наверное, в моей жизни пока что и нечего.