Дети и родители. Отцы и дети. Две противоположности, две крайности, связанные неразрывными кровными узами. И все же как часты между ними раздоры, непонимание, а порой и полное неприятие идей и воззрений друг друга. Об этом сказано очень много и написаны сотни томов. Иван Сергеевич Тургенев - далеко не первый и вовсе не последний среди тех, кто переживал этот конфликт настолько глубоко, что даже сделал его центральным в своем главном произведении. И тем не менее, телевизионный конкурс "Проходной балл", который ежегодно проводит факультет (на этот раз - юбилейный, десятый) журналистики Воронежского государственного университета для своих абитуриентов, был посвящен роману "Отцы и дети".
В тот день все вертелось и крутилось вокруг тургеневского детища - под него писался сценарий, по нему задавались вопросы конкурсантам. Благодаря ему "отцы" (жюри - преподаватели журфака) могли высказать все, что думают о своих родных детях, а "дети" (абитуриенты) -во всеуслышание (через канал НТВ) пожелать своим родителям исправить в них какой-нибудь недостаток. Или несколько - это уж кому как повезло.
Однако конкурсы субботы 27 марта начались для детей не с четырех часов - времени, когда началась запись телеконкурса, а с самого утра. Факультет приготовил для них творческий конкурс, конкурс по иностранному языку, а также по русскому языку и литературе. А результаты этих конкурсов "отцы" "дети" представили для широкой аудитории позже, перед камерами канала НТВ. Двадцать "детей", которых отобрали после первого тура -сочинения на заданную тему, были разделены на основных и запасных игроков.
В десятку основных вошли те абитуриенты, которые получили большее количество баллов на прошедших в этот день конкурсах. Основным задавались вопросы, и если кто-нибудь из них не отвечал, то его ставили в угол. Тогда на выручку приходили запасные игроки. Только правильный ответ мог освободить наказанного игрока из угла, рядом с которым стояла кадушка с длинными, до самого потолка, розгами.
А иначе и быть не могло. Едва Ева и Адам вкусили от древа познания, как у человечества начались проблемы с детьми. Дети упорно не хотят жить по материнскому хотению и отцовскому велению. И постоянно стремятся доказать, что они умны и без родительских наставлений. А родители убеждены, что путь ребенка лежит через ремни и розги. С розгами все ясно - они стояли в самом страшном для всех детей месте - в углу, а вот с ремнями все было гораздо интереснее.
Когда для проведения литературного конкурса на сцену вышел Лев Ефремович Кройчик, любимый и обожаемый всем журфаком преподаватель, случилось неожиданное. Он начал расстегивать ремень. Да еще приговаривая при этом что-то устрашающее. Все девочки, понятное дело, рты пооткрывали от удивления и в ожидании дальнейших действий уважаемого Льва Ефремовича. Но ничего непредвиденного не случилось, потому что Кройчик все предусмотрел. Под широким наружным ремнем скрывался второй, более узкий. Девушки приуныли, а Лев Ефремович тем временем читал оду отцовскому ремню, который он держал в руках:
-Сегодня я стою перед вами как профессор, и всем этим я обязан ему. - Чмок! - это Кройчик поцеловал достопочтеннеший ремень. Но выпороть им он так никого и не выпорол. "Дети" отвечали в основном хорошо, а если кто-то из них и попадал в угол, друзья тут же выручали его из беды.
Такие наказания применялись только на экзаменах по литературе и русскому языку, на остальных же этапах телеконкурса телесные наказания не только не приветствовались, напротив, "отцы" настолько беспокоились за здоровье "детей", что постоянно подпаивали их водой, проветривали помещение и сулили им под конец съемок два сладких торта.
Путешествие "отцов" с "детьми" по тургеневским местам получилось очень занимательным и замечательным. Они побывали в краю знаменитого Бежина луга и орловских усадеб, в которых опять-таки разворачивались события романа Ивана Сергеевича. При этом "отцы" успели выяснить, что знают "дети" не только о произведениях Тургенева, но и что вообще им известно о людях, живших в эпоху русского писателя, а также насколько хорошо ребята понимают слова и выражения, которые использовались в речи XIX века. Правильные ответы приносили отвечающему дополнительные баллы, так что в итоге могло оказаться, что кто-нибудь из запасных игроков мог войти в состав основных, а кто-нибудь из основных мог переместиться, скажем, с третьего на пятое место, и наоборот.
А чтобы выяснить, на одном ли языке говорят разные поколения, был проведен конкурс по иностранному языку, для которого ребята приготовили рассказы о проблемах современной семьи на том языке, который они изучали в школе. По всей видимости, "отцы" (а именно преподаватели английского, немецкого и французского языков) вполне поняли "детей", потому что в конце выступлений большинству участников они выставили довольно высокие баллы.
Наиболее интересным был творческий конкурс (а как же иначе - журналистика ведь профессия творческая). Вначале "дети" прочли свои эссе, написанные на темы предложенных им афоризмов - они могли согласиться с ними или же оппонировать им. А суть афоризмов заключалась в том, что "детей" по заданию редакции отправили в Европейский суд, где проходили заседания по делу Герасима, утопившего Муму, поезда, задавившего Анну Каренину, медведя, развалившего теремок.
Как известно, фотографировать в Европейском суде запрещено, а редакция требовала обязательной иллюстрации к эссе. Пришлось начинающим репортерам взяться за карандаши и фломастеры, и показать "отцам", как все было на самом деле - кого суд оправдал, кому, напротив, вынес суровое наказание. Вот здесь-то мнения "детей" часто не совпадали с утверждениями афоризмов. "Дети" оказались более сердечными, так сказать, желающими миру мир.
А потом начались "детские шалости". В форме стихотворных, и не очень, од и даже в стиле рэп, дети обращались к своим любимым предметам, которые помогают им творить на поприще журналистики. Все рекорды побил компьютер, за который если сесть, то "возникнут из ниоткуда статьи, стихи и интервью" -считают "дети". Хотя некоторые из них до сих пор предпочитают более традиционные способы написания журналистских текстов, а именно карандаш, коему была посвящена самая, на мой взгляд, стихотворная ода.
По окончании тура декан журфака Владимир Васильевич Тулупов и Лев Ефремович Кройчик подарили "детям" розги из кадушки, которая по-прежнему стояла рядом с углом. "Дети" почему-то пришли от этого в восторг:
-Дома мы поставим эти розги в свой угол и будем бояться. Так что теперь, когда нам не будет хотеться учить уроки, нам будет достаточно одного взгляда на эту хворостину, чтобы с новыми силами взяться за дело.
Если бы роман Тургенева получил продолжение, то закончиться он должен бы был здесь, на журфаке, на радостной ноте - "отцы" подтвердили, что у них еще есть порох в пороховницах, "дети" доказали, что с ними нужно считаться. Но самый важный вывод "отцы" сделали в конце. Они признали, что "дети" и "отцы" нужны друг другу. Ведь нет учеников без учителей, как нет и учителей без учеников.
Это был лишь второй тур, результатом которого стал отбор десяти участников на заключительный третий тур, который пройдет 17 апреля. В этот день жюри выберет трех или четырех лучших конкурсантов, которые будут зачислены на факультет журналистики ВГУ без вступительных экзаменов. На таких же условиях поступят на журфак и те из десяти участников, которые не войдут в заветную тройку (четверку) победителей, но по окончании школы будут иметь золотую или серебряную медаль. Художественными произведениями, по которым абитуриенты будут готовиться к финалу, были объявлены рассказы Бабеля и роман "Конармия".