В историю профсоюзного движения России золотыми буквами вписаны имена многих выдающихся деятелей профсоюзного и рабочего движения. Николай Иванович Ананьев - один из них, почти четверть века был председателем Якутского территориального комитета профсоюза авиаработников. Думаю, вряд ли кому-то еще члены профсоюза доверяли защиту своих интересов одиннадцать отчетно-выборных сроков.
...Мальчишке из подмосковного города Нарофоминска судьба уготовила нелегкие испытания. Вечерняя школа, московское ремесленное училище, работа на заводе "Каучук". Шла война, фашисты остервенело рвались к Москве. Все взрослое население столицы встало на защиту Родины - дни и ночи на укреплении оборонительных рубежей, слабо вооруженное народное ополчение направлялось на передовую линию фронта отражать натиск отборных немецких дивизий. На заводах и фабриках женщины и подростки стояли за станками по 14-16 часов, выполняя срочные военные заказы. Все это прошел и Коля Ананьев, а в 42-м, едва ему исполнилось 18, добровольцем ушел на фронт.
В войсках остро не хватало командных кадров, открывались экстренные курсы младших командиров. Николая направили в Первое Московское пулеметное училище, и в 1943 году младший лейтенант Ананьев прибыл командиром пулеметного взвода на Калининский фронт. Свой боевой путь он прошел в составе Калининского, Западного, Второго Белорусского фронтов, в кровавых сражениях освобождал Родину, многие страны Восточной Европы от фашистской чумы. Трижды был ранен, но после короткого лечения в госпиталях снова возвращался в строй. За героизм, проявленный в боях, лейтенант Ананьев отмечен орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями "За отвагу", "За победу над Германией" и другими. Война для него закончилась под Берлином.
После войны часть перспективных молодых командиров направляли в военные училища. Ананьев оказался в Новосибирском пехотном, где курсантов готовили к поступлению в Военную академию имени Фрунзе. Чего лучшего мог себе желать боевой офицер! Однако высокой мечте не суждено было сбыться. В сентябре 45-го вышел приказ Верховного главнокомандующего: все офицеры, имеющие три и более ранений, подлежали демобилизации. Пришлось вернуться в родной Нарофоминск, устроиться военруком в средней школе.
Видно, судьбе угодно было, чтобы связал он свою жизнь с гражданской авиацией. В Рижском авиационном училище освоил эксплуатацию английских радиолокаторов, обеспечивающих слепую посадку самолетов. Работу по специальности получил в Красноярском управлении ГВФ и легко вошел в коллектив авиаторов. Быстро завоевал авторитет - сказался командирский опыт, - его избрали секретарем парторганизации аэропорта, а вскоре направили на учебу в Ленинградское высшее авиационное училище на факультет партийно-политического обеспечения безопасности полетов.
Получив диплом, попал в Бугурусланское училище подготовки летных кадров гражданской авиации. Работа с курсантами замполиту пришлась по душе, три года пролетели быстро. Не успел основательно обустроиться с семьей в новой трехкомнатной квартире, как вдруг вызывает начальник политотдела и объявляет о переводе его в Якутск. Николаю порядком надоели скитания, и вот офицер, привыкший беспрекословно подчиняться приказам, впервые в жизни ответил категорическим отказом. Однако начальник был непреклонен, ответил так:
- Поезжай в политуправление в Москву. Там откажись, а я посмотрю, что из этого получится.
Ананьев приехал в политуправление с твердым намерением отказаться, но ему заявили:
- Мы для чего вас готовили? Не поедете - лишитесь диплома!Пришлось скрепя сердце соглашаться.
В Якутском управлении направленца радушно встретил начальник политотдела С.В.Дружинин:
- С прибытием, Николай Иванович! Ждем с нетерпением. Опытные политработники нам очень нужны. Принимайте должность замполита аэропорта Якутск.
...В те годы в республике развернулись широкомасштабные поиски коренных месторождений алмазов, золота, олова, нефти, газа, угля и других недровых богатств. Выполнение этой важной государственной задачи на бескрайних северных просторах немыслимо без развития авиации. Ускоренными темпами шла замена старой авиационной техники, создавались новые авиапредприятия, расширялась география полетов, росли объемы применения авиации в народном хозяйстве и авиаперевозок. Из года в год увеличивалась численность персонала. Но земля продолжала отставать от темпов развития авиации. Остро не хватало жилья, детских учреждений, условия работы далеко отставали от требований. Не хватало дипломированных специалистов на авиационно-технической базе и в летных подразделениях, в аэропорту их были единицы. Между тем аэропорт должен был обеспечивать не только технологические нужды летных подразделений, но и развивать наземную производственную и социальную инфраструктуры.
Все эти проблемы нелегким грузом легли на плечи вновь назначенного замполита. Ананьев сумел наладить совместную плодотворную работу партийной, комсомольской, профсоюзной организаций. В коллективах широко развернулось социалистическое соревнование, распространялся передовой производственный опыт. Год за годом преобразовывался Якутский авиагарнизон. Появился клуб со зрительным залом на 350 мест, за три года ввели 5752 кв. м жилья, бетонированную взлетно-посадочную полосу, многие производственные объекты, началось строительство каменного здания аэровокзала. Во всех этих достижениях коллектива был вклад активного, инициативного профессионала и организатора Ананьева.
И вот очередной крутой вираж в трудовой биографии. Политотдел управления рекомендовал ему возглавить терком профсоюза авиаработников. Не хотел бросать налаженную систему работы в аэропорту, но пришлось подчиниться партийной дисциплине. 20 января 1962 года на V отчетно-выборной профсоюзной конференции теркома профсоюза его избрали председателем.
На этой ответственной должности в полной мере раскрылся талант Николая Ивановича как руководителя, организатора крупного масштаба. За годы руководства Ананьевым профсоюзом был совершен гигантский скачок в решении социальных проблем более чем 21-тысячного коллектива авиаторов республики. Конечно, не стоит умалять и роли в огромных достижениях руководства управления, авиапредприятий, самоотверженного труда специалистов, всего персонала.
Авиация стала одним из решающих факторов в социально-экономическом и культурном развитии республики. При непосредственном участии авиаторов строились предприятия-гиганты цветной металлургии, более чем 400-километровый газопровод Мастах-Якутск, высоковольтные ЛЭП, города и поселки. Каждый житель республики в среднем 2,5 раза в год пользовался услугами авиации. Управление не раз выходило победителем всесоюзного и республиканского соревнований.
Повышению эффективности производства способствовало объявленное профсоюзами соревнование за экономию топливно-энергетических и других материальных ресурсов. Николай Иванович считал, что без знания рядовыми работниками экономики отрасли нельзя достичь высоких производственных результатов. Он организовал широкую сеть школ коммунистического труда и экономического образования. Пропагандистами в них стали и руководители управления, предприятий В.И.Кузьмин, И.С.Кычкин, В.Т.Пинаев, И.С.Дергилев и другие. Эффект от этой работы, безусловно, был.
В создании благоприятных условий на производстве и обеспечении безопасности труда Ананьев занимал жесткую позицию. Не один хозяйственный руководитель это испытал на себе, некоторых за грубые упущения даже освободили с занимаемых должностей по требованию профсоюза. Практически на всех крупных производственных участках оборудовали раздевалки с сушилками, душевые с саунами, в аэропортах построили столовые с отдельными летными залами. Доверенный врач ЦК по заданию председателя контролировал режим рабочего времени летного и диспетчерского состава, рацион и калорийность их питания. Особое внимание уделялось обеспечению спецодеждой, средствами индивидуальной защиты и спецпитанием работающих во вредных условиях.
При активном участии Н.Ананьева были построены два санатория-профилактория на 125 мест в Якутске и Алдане, где за год оздоравливались до 1200 работников. Открытый в начале 50-х пионерский лагерь "Сокол" из года в год развивался и стал, как и санаторий-профилакторий им.Чкалова, одним из лучших в республике. За летний сезон в два заезда детская здравница принимала до 1500 ребят. Николай Иванович сам, имея недюжинные художественные способности, радел об оформлении пионерлагеря и санаториев-профилакториев. Его заботу о детях авиаторов можно было видеть в подготовке с апреля до середины июня огромного хозяйства лагеря к приему школьников. В сезон отдыха аппарат теркома, можно сказать, дневал и ночевал в лагере. Таковы были требования председателя. Зато тут ни разу не случалось вспышек заболеваний, каких-либо ЧП.
Тем временем при авиапредприятиях построили двенадцать ДК и клубов, восемь спортзалов, действовали сеть библиотек с общим фондом в 120 тысяч книг, семь киноустановок. Занятость спортзалов доходила до 16 часов в сутки, физкультурно-спортивными мероприятиями охватывалось до 45% персонала. В спортивную летопись республики и МГА яркие страницы вписали футбольная команда "Аэрофлот", боксерская дружина авиаторов, волейбольная, баскетбольная, легкоатлетическая, шахматная команды, детский хоккейный клуб и другие коллективы.
Кипела работа в ДК им.Гагарина и клубах. Творческие коллективы Якутского, Мирнинского, Нюрбинского, Тиксинского, Батагайского, Колымо-Индигирского авиапредприятий неоднократно становились лауреатами всесоюзных, зональных, республиканских конкурсов художественной самодеятельности. ДК им.Гагарина был награжден дипломом ВЦСПС.
Важное значение в укреплении трудовой и технологической дисциплины имели общественные комиссии, такие как советы профилактики, командиров воздушных судов, наставников, общественных инспекторов по безопасности полетов, по культуре обслуживания пассажиров, женсоветы и другие.
Первостепенное значение председатель теркома придавал обеспечению авиаторов хорошим жильем, обеспечению детскими дошкольными учреждениями. В те годы ЦК профсоюза имел решающий голос при распределении средств МГА на эти цели. Николай Иванович в полной мере использовал свой авторитет для решения тех задач. В одиночку многого не решить. Помогали прекрасные деловые отношения с руководством управления, партийными, советскими органами республики и районов. К середине 80-х в Якутске и во многих других районах выросли авиагарнизоны с благоустроенным жильем, детскими садами, спортзалами, клубами. К сожалению, происшедшие в стране изменения не дали осуществить дальнейшие планы жилищного строительства.
Требовательный руководитель уделял серьезное внимание подбору и подготовке профсоюзных кадров, мог жестко спросить за упущения, но в то же время относился к ним очень бережно. Он воспитал целую плеяду отлично подготовленных профсоюзных работников. Среди них председатели профкомов В.А.Кормухин, М.Ф.Банчик, А.И.Алексеенко, В.А.Перегибенко, Н.С.Цыбенко, О.Н.Романов, Т.М.Вишнякова и многие другие. Когда в 1986 году я сменил Ананьева на должности председателя теркома, мне, далекому от профсоюзной работы, помог быстро освоиться отлаженный ветераном за десятилетия аппарат теркома.
Николай Иванович продолжал свою трудовую деятельность в политотделе управления вплоть до ликвидации политорганов МГА. Но и сегодня, находясь на заслуженном отдыхе, он продолжает жить заботами якутских авиаторов.
За 30 с лишним лет Н.И.Ананьев внес огромный вклад в становление и развитие авиации Якутии. Его имя в истории отрасли стоит в одном ряду с именами В.И.Кузьмина, В.В.Кузакова, П.А.Кухто, А.Я.Евдокимова, С.И.Климакова, И.О.Кычкина. Отрадно, что заслуги ветерана оценены по достоинству: он награжден орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", медалью "За трудовую доблесть", знаком "Отличник Аэрофлота", высокими профсоюзными наградами, ему присвоено почетное звание "Заслуженный работник народного хозяйства ЯАССР". Много лет прошло, а живет добрая память об одном из крупных общественных деятелей, профсоюзном лидере в среде авиаторов и профсоюзного актива республики.
Мы желаем Николаю Ивановичу встретить свое 80-летие в полном здравии и активного долголетия.