Главная >> 5 >> 34 >> 3

Дядя Крайнев подыграл юным

и предложил президенту взять под патронат конкурс им. Чайковского


Есть в нашей серьезной культуре такая традиция: победители Международного конкурса юных пианистов Владимира Крайнева, который вот уже семь раз проводился в Харькове, выступают затем в Киеве и в Москве в Большом зале Консерватории. На этот раз событие совпало с 60-летием знаменитого маэстро. В столице юбиляр выступит в ансамбле со своими лучшими учениками, лауреатами престижных международных конкурсов (в том числе и харьковского) Валерией Мирош, Ильей Рашковским, Тонг Бо, Игорем Четуевым. Вместе с камерным оркестром "Musica viva" под управлением Александра Рудина они исполнят концерты для двух фортепиано с оркестром Баха, Моцарта и Пуленка.


Несколько вопросов лауреату Государственной премии России 2002 года, народному артисту СССР Владимиру КРАЙНЕВУ.


- На каких роялях играют нынче в Харькове юные конкурсанты?


- Японская фирма "Yamaha", которая давно принимает участие в моих акциях, и в этот раз прислала юным конкурсантам свой превосходный инструмент. Приехали 66 пианистов из 9 стран мира. В жюри входят авторитетные музыканты из Германии, Франции, США, Китая, Кореи, Японии и, конечно, России и Украины.


- Сегодня музыкальный мир будто отравлен конкурсным прагматизмом, все гонятся за премиями. Юным, наверное, особенно нелегко...


- Да, они еще не "обременены" мастерством владения огромной звуковой палитрой инструмента, жизненного опыта маловато, но профессионально они вполне "подтянуты". Чаще всего побеждает тот, кто стоит чуть выше среднего уровня. Когда же обнаруживается еще и индивидуальность, это производит впечатление разорвавшейся бомбы. Очень важно и родителям и педагогам беречь и развивать этот неповторимый дар. Педагогически очень трудно не задушить то замечательное, что в каждом из юных музыкантов есть.


- Но и ваша школа в Ганновере дала миру 48 лауреатов самых престижных международных конкурсов! И никто с вами не расстается, даже приезжают к вам обкатывать свои новые программы.


- Так и есть. И будет впредь. Такова традиция русской пианистической школы. Я, например, своему учителю Станиславу Нейгаузу играл в последний раз 35-летним. А Рихтер пришел к Генриху Нейгаузу играть Второй концерт Бартока почти шестидесятилетним! Учиться можно и нужно всю жизнь. Таково кредо нашей профессии. Может быть, еще и поэтому русская исполнительская школа завоевала весь мир. Я вообще убежден: если бы Азия не вошла в контакт с Россией и Европой и если бы наши музыканты не эмигрировали в невероятном количестве на Запад в течение целого века, то в конечном итоге музыкально-исполнительского искусства не было бы нигде, кроме как в России. Парадоксально, но факт.


- А вы по-прежнему убеждены, что национальная идея России -это культура?


- А что же еще? Спорт, техника - да, нефть, алмазы - даровано природой. Но в первую очередь мы должны гордиться великими творцами духовных богатств, творцами русской культуры, обогатившими человечество. Чемпионы по боксу приходят и уходят, а вот Пушкин и Чайковский - это навсегда. Потому и убежден: необходим в нашем обществе, и прежде всего во "властных структурах", коренной поворот внимания к культуре. По-прежнему в тяжелейшем положении Московская консерватория! А в каком тяжелом - финансовом и организационном - состоянии находится наш прославленный конкурс Чайковского! А ведь все это действительно наша великая национальная гордость. В отличие от Московского международного (теперь ежегодного!) кинофестиваля, по-прежнему уступающего киносмотрам в Канне, Венеции, Берлине, конкурс имени Чайковского в Москве как был, так и есть самый престижный в мире. Убежден, самому президенту надо взять его под свой патронат. Ведь существует такая мировая культурная традиция. Музыкальный конкурс в Брюсселе еще полвека назад создавался под патронатом королевы Бельгии Елизаветы (и получил ее имя). Знаменитый Международный конкурс пианистов имени Шопена в Варшаве всегда проходил и проходит под патронатом президента Польши (ныне - Квасьневского). Это необходимо для повышения статуса события, составляющего национальную гордость.