Рассказывает инспектор манежа Цирка на Фонтанке Виктор Цветков
ТЕ ИЗ ВАС, кто уже знаком с историей Древнего мира, знают, что на самом деле слово "цирк" известно было еще с римских времен. Только тогда в цирке демонстрировали бои гладиаторов, гонки колесниц и борьбу с хищными зверями. Так что тот цирк к нынешнему имеет слабое отношение.
СРЕДНИЕ века никак особенно не запечатлелись в истории цирка. Тогда были скоморохи, шуты, факиры, пожиравшие огонь, но все эти зрелища все-таки были ближе к театру, чем к цирку. А вот в XVIII веке появляется англичанин Филипп Эстлей - бывший военный, конник, который, выйдя в отставку, сначала организовал школу верховой езды, а потом стал устраивать представления, показывая публике, что могут делать лошадь и всадник. Выступления английских конников вскоре стали настолько популярны, что труппа перебралась в Париж, где и открыла "Конный амфитеатр Эстлея". Уже из названия понятно, что площадка, на которой демонстрировались чудеса верховой езды, была круглой, располагалась в центре, а ряды зрителей окружали ее со всех сторон, ступенями поднимаясь вверх. Нынешняя конструкция цирка именно так и выглядит.
Наступает XIX век. К этому времени известной становится и другая труппа - "Конный театр Франкони". И именно Франкони первым стал привлекать к участию в представлениях не только наездников, но и артистов других жанров - акробатов, музыкантов, фокусников, чтобы сделать зрелище более разнообразным и увлекательным. Но в 1806 году Наполеон издает интереснейший указ: "Театром, - говорилось в нем, - может называться только высокохудожественное зрелище, все же остальное так называться не может". Вот тогда-то и вспомнили про слово "цирк". А к середине XIX века сложился и окончательный размер манежа - 13 метров. (Помните, это был один из вопросов нашей цирковой викторины?)
Постепенно и до России стали доезжать небольшие западные цирковые труппы, где свое искусство демонстрировали наездники, фокусники, акробаты, а публику смешили клоуны. Развивался не только цирк как многожанровое зрелище, развивался и конный цирк - помимо лихих наездников и дрессировщиков лошадей, заставлявших этих грациозных животных выполнять в манеже всяческие "па", появились акробаты и балерины на лошадях гротеск-наездницы (кстати, этот вопрос тоже был в нашей викторине).
В Петербурге к середине XIX века было несколько цирковых трупп, имеющих свои здания. Но наиболее предприимчивой и успешной стала труппа итальянца Гаэтано Чинизелли, который и построил всем вам известное здание нынешнего Цирка на Фонтанке. Первое представление состоялось здесь 26 декабря 1876 года.
Внимание! Имя победителя нашего очередного циркового конкурса будет названо в "Песочнице" в следующую пятницу.