Мельтешат на телеэкране копирующие западные поделки криминальные сериалы, нашпигованные семейными разборками, в которых супруги объясняются в своих горячих чувствах с помощью наемных киллеров. К счастью, жизнь полна и светлыми примерами. Шароновы - очень симпатичная железнодорожная семья, обеспеченная и счастливая. Потому что ценят друг друга. Им бывает нелегко, но они весело и азартно строят будущее своих детей.
1
Коллега по отделу остановил Евгения в коридоре и поинтересовался: мол, готовишь ли свою боевую семью к творческому турниру? У вас есть все шансы на успех! Так Евгений Шаронов, работавший тогда заместителем начальника отдела грузовых перевозок Московско-Курского отделения, узнал о том, что Дорожным комитетом профсоюза объявлены условия первого в истории магистрали конкурса "Молодая семья Московской железной дороги". Информация засела в сознании. А почему бы и не попробовать, в самом деле? В объявленные конкурсные параметры семья вписывается. Возраст до 35 лет? Ему скоро исполнится только 33. Стаж работы на транспорте превышает необходимые пять лет. Детей двое. И сын, и дочка явно талантами не обделены. Одиннадцатилетний Виталий более чем успешно занимается бальными танцами, Ксюша - художница, пять лет, а рисует так, что специалисты ахают. Жена, по образованию педагог, - активистка и выдумщица. Сам он, учась в МИИТе, как секретарь комсомольской организации организовывал факультетские вечера и КВНы.
Жена Юлия тоже загорелась, но и высказала сомнение: успеют ли они в столь сжатые сроки достойно подготовиться к конкурсам? У сына день расписан по минутам. Два раза в неделю - занятия по английскому языку, еще два дня отнимают бальные танцы. В субботу - горные лыжи, в воскресенье - компьютерные курсы. Дочка Ксюша посещает развивающие классы. И сам ты, папочка, никогда не расстаешься с работой ровно по звонку. То борьба с травой, то с сосульками.
Вечером, на семейном совете, Шароновы решили: участвуем!
2
Железнодорожником Евгения Шаронова сделала бабушка. Непоседливая бабушка Наталия жила в глухой деревушке Пушкинского района и имела обыкновение часто кататься по гостям к своим семерым взрослым детям, расселившимся по различным городам и весям. А так как бабушка была неграмотная и в преклонном возрасте, ее всегда сопровождал внук Женя. В свои шесть лет он изучил все электрички, назубок помнил остановки. Знал, если бабушка собралась к сыну в Перловку, то ему, Жене, надо планировать пересадку в Мытищах, так как в Перловке прямая электричка не останавливалась. В этих бесконечных путешествиях Евгений полюбил вокзальную суету, людные поезда, надежную железную дорогу. У него скопилась уникальная коллекция расписаний пригородных поездов с 1977 года. Оканчивая МИИТ, Евгений выбрал тему для диплома не без влияния бабушкиных маршрутов: "Оптимизация пригородного движения Московско-Ярославского направления". А колеи дальнего следования Евгений Шаронов постигал со второго курса в составе студенческого отряда проводников. Четверокурсником проходил практику дежурным по парку. Перед дипломом устроился регулировщиком на станцию Лосиноостровская - на штатную должность. Шаронов никогда не боялся работы и ответственности. Может быть, потому что с третьего курса был женат: одноклассница познакомила с кудрявой подружкой, студенткой пединститута. Родился сын - не тянуть же средства с родителей: отца - заводского водителя и мамы - диспетчера по производству. Евгений предпочел сам зарабатывать копейку на содержание молодой семьи. Диплом писал в выходные дни. Как только защитил, его сразу перевели дежурным по горке. Потом он становится маневровым диспетчером. И везде трудился на совесть. Его старания, эрудицию и разностороннюю практику оценили быстро - уже через два года после окончания института Шаронова назначают заместителем начальника большой железнодорожной станции Лосиноостровская. Здесь выпускник отраслевого вуза проходит профессиональные университеты. Поучиться было у кого, так как посчастливилось трудиться рядом с опытными, влюбленными в свою работу специалистами: заместителем начальника по оперативной части Алексеем Суровщиковым, бригадиром хозяйственников Еленой Ревякиной, дежурной по станции Надеждой Лазаревой, диспетчером Анатолием Лебедевым. И многими, многими другими. Своим главным учителем Шаронов считает Николая Ивановича Мирушина, 15 лет проработавшего начальником станции. О нем до сих пор вспоминает с теплотой и признательностью. Конечно, должность заместителя по технической и грузовой работе хлопотная. Границы трудовой смены не очерчены. И уезжаешь до свету, и возвращаешься затемно. Подрастающий не по дням, а по часам и проявляющий разносторонние способности сынишка Виталька требовал все большего отцовского внимания. А когда родилась дочка Ксюша, домашних забот вообще прибавилось на голову. Жене Юлии, выросшей от учителя младших классов до директора школы, пришлось позабыть о своей заметной карьере и целиком посвятить себя детям. Но, конечно, требовалось отцовское влияние. Потому, когда Евгения перевели в отделение - заместителем начальника отдела перевозок, его жена Юлия не скрывала своего удовлетворения: - Теперь, надеюсь, у тебя, конторского служащего, будет более упорядочен рабочий день, станешь почаще бывать с детьми! "Конторскому служащему" вменили в обязанности вопросы безопасности и охраны труда по хозяйству перевозок. А Московско-Курское отделение необъятное. 116 станций: начальники, дежурные, составители, сигналисты... Плечи направлений за две сотни километров. Поедешь - можешь не вернуться в те же сутки. Шаронов на часы не поглядывал. Заместитель начальника отдела по технической работе внедрил немало дельных усовершенствований для обеспечения безопасности. Вносил выверенные предложения по реконструкции станций. Домой, в Сергиев Посад, как правило, возвращался поздно, но и тут не прекращал служебную деятельность: готовил приказы, согласовывал их по телефону и отправлял адресатам по факсу, который установил в квартире. Кроме всего прочего, в отделении существовали те же ночные дежурства: то срочно искали полувагоны, то снаряжали хозпоезда.
3
Шароновы готовились к конкурсу дружно, но чаще без папы - в разгаре был осенний комиссионный осмотр, требовали времени другие бесконечные служебные хлопоты. Но глава семейства безотказно помогал по телефону: подсказывал идею, строчку, рифму. Если случался выходной, включался в творчество со всей свойственной ему энергией. С шутками да прибаутками готовили номера. Юмор в семье ценится, подковырки и розыгрыши - дело обычное. Орудуя ножницами и клеем, папа рассказывал: хоть в младших классах рисовал он не так здорово, как Ксюха, но очень любил математику, да и по литературе всегда имел пятерки. О годах учебы Евгений способен вспоминать часами. Уверен, ему повезло: в школе небольшого поселка Лесной были отличные преподаватели, они умело развивали в детях тягу к знаниям. Очень благодарен за чуткость и терпение своей классной руководительнице Надежде Николаевне Николаевой, которую они звали за глаза "Три Н". Минуло немало лет после выпускного бала, но неизменно Шаронов второго декабря покупает букет роз и едет поздравлять с днем рождения свою любимую учительницу.
Чета Шароновых воспитывает детей не только байками. Собственными буднями. Внимательность друг к другу, уважение к старшим Евгений наблюдал у родителей. Юлия жила тоже в дружной семье. И сами стараются быть такими же между собой. Неизменно относятся с заботой к тем и другим родичам, помогают по хозяйству. Евгений Павлович и Валентина Ивановна, родители Юлии, живут неподалеку, огород в 30 соток обеспечивает хорошую нагрузку с весны до осени. Виталий и Ксюша видели, как их папа, не очень-то рано приехав с работы, лез на лестницу и старательно красил дом тестя. Энергично помогал строить баню. Такой наглядный пример оставляет глубокий след.
4
Евгений Шаронов - человек сегодняшнего дня: ежечасно полное напряжение сил. Расслабляется не алкоголем - новыми нагрузками. И отдых только деятельный. Шароновы неизменно проводят свои короткие отпуска в путешествиях: Кипр, Египет, Тунис. Поставили сыну задачу: исправить четверки, и в качестве поощрения за успешное перемещение в отличники - прогулка по Елисейским полям.
В своих детях Шароновы стремятся развить жизненную активность. Вовлекают в работу на бабушкиных грядках, не жалеют сил и времени для спортивных вылазок. Не считают для себя обузой возить сына из Сергеева Посада в Москву на бесконечные соревнования. Совсем не случайно Виталий в свои 11 лет успел занять пятое место среди юниоров на международном конкурсе бальных танцев. То, что дети и музыкальны, и обладают явными художественными талантами, видимо, не случайное явление. Мама Юлия окончила музыкальную школу по хоровому пению и фортепьяно. Ксюша, кроме всего, явно унаследовала способности бабушки Валентины Ивановны, посещавшей художественные классы.
Но Шароновы понимали: при всех их талантах непросто будет им состязаться - около 70 молодых семей продемонстрируют свое искусство во всех отделениях и дирекциях дороги.
Сначала семья Шароновых выступила в ДК Лихоборы. Заняли первое место по Московско-Курскому отделению, но увидели многие свои просчеты. Теперь предстояло главное состязание с наисильнейшими командами.
В начале ноября 2003 года Евгений Шаронов возглавил столичную станцию - любимую Лосинку.
Можно сказать, вернулся в свои пенаты. За три года тут произошли немалые изменения. Появились новые люди. Но костяк коллектива остался прежним.
В связи с подготовкой скоростного движения Москва-Мытищи строились новые платформы, разительно меняла облик не только сама мытищинская станция, но и другие этого направления. Лосиноостровская буквально преобразилась, она словно искупалась в живой воде. Платформы и переходы укрылись под крылатыми крышами. В новых кассовых павильонах встали турникеты.
5
Если раньше Шаронову не хватало свободного времени, то теперь его не было совсем. Станция находится в черте города, требуется навести порядок не только на главном ходу. Негоже, когда по фасаду-ХХI век, а на задах - XX. Начали с рабочих мест. Сделали так, чтобы везде была холодная и горячая вода, удобные шкафы. И конечно, чистота и порядок. Убрали ямы да колдобины на задворках. Вылизали вокруг постов. В этом году планируют обновить здания дежурных по станции и по парку, техконтору. На следующий возьмутся за административные здания, построенные еще в 30-х годах. Усиленная подготовка скоростного движения Москва-Мытищи требовала полной отдачи сил. Вдруг выяснилось, что не предусмотрели проектом освещение в большой московской горловине с 16 стрелками. Опоры поставили, а про кабель и светильники запамятовали. Шаронов - в группу заказчика. Проект быстренько поправили. Но потребовалось три недели, прежде чем стрелки получили достойное освещение.
Станция Лосиноостровская почти шесть километров в длину, обслуживает северное направление. Через нее бегут составы на Урал, в Воркуту, Красноярск. В среднем через станцию проходит около трех тысяч грузовых вагонов, 36 пар пассажирских поездов, 212 пар пригородных. Это самое напряженное пассажирское движение не только в России, но и в Европе. Так что хлопот у начальника невпроворот. В 5.30 он соскакивает с постели, в 6.15 выезжает из Сергиева Посада. Богом отмеченное, красивейшее место, но чтобы добраться до Лосинки требуется немалое время. Евгений Алексеевич старается появиться на работе пораньше, до планерки, которую начинает без десяти восемь, и на которую опоздать никто не имеет права. А вечером, в 19.20, собирается вся заступающая смена. Ставится задача ночным дежурным: что необходимо сделать в первую очередь, что на подходе, что надо сформировать. Диспетчеры докладывают, где какие прорехи: где освещение перегорело, где вилка сломалась. Возникшие неполадки заносятся в книгу, и их стараются устранить тут же, днем. Но если что-то не получилось, вопрос выносится для решения.
6
В понедельник объявили, что финальный этап конкурса в ЦЛКЖ состоится в пятницу.
- Оставшиеся четыре вечера плотно занимаемся репетициями, - сказал папа дома.
"Плотные" занятия начинались в 23 часа, так как глава семьи приезжал с работы поздно. До половины первого рисовали и пели, нарушая строгий детский режим. Соседи терпели - благо дом свой, железнодорожный: от отделения Шароновы получили необременительный кредит для покупки трехкомнатной квартиры. Условия для ночных репетиций были. Мама Юля сочинила песню про семью. Нарисованный на огромном листе ватмана паровоз оживили стихами: "Паровоз наш мчится в ЦДКЖ столицы..." Семейный девиз сочинили такой: "Быть хочешь машинистом - будь, а хочешь - будь министром! Где б ни работал ты, стремись всегда быть оптимистом!". Каждый рассказывал стишок про себя. Лучше всех получалось у Ксюши: все слова помнила без запинки. Она и папе успевала подсказывать: "Еще в МИИТе я учился, когда в Лосиночку влюбился". Вчетвером, нарядившись в валенки, пели задорные частушки.
А номинацию конкурса "Профессиональное мастерство" папа предложил провести в форме производственной вечерней видеоконференции, напоминающей селекторное совещание. Квадраты ватмана: "Студия мамы", "Студия сына", "Студия дочки". Папа появляется в железнодорожной форме. "Селекторное" начинается со строгих вопросов: почему у сына за последнюю декаду упала успеваемость на 0,1 балла? Почему дочь медленно растет? Последним шел кадровый вопрос - о прибавлении семейства. Дети вдохновлялись так, что их было не уложить. А самим и совсем не до сна. Проснувшись ночью, Евгений Алексеевич находил жену в освещенной кухне - Юлия сочиняла новые строчки. Хочешь - не хочешь, Евгений подключался.
А ведь конкурс поблажек не давал - утром требовалась боевая рабочая форма. Дел на станции было невпроворот. На линии - предпусковой период. Руководство дороги и отделения поставили задачу: главные пути должны содержаться образцово чистыми. А снег валил и валил. Не справлялись снегоуборочные машины, приходилось то и дело мобилизовывать людей с лопатами. И начальник станции, и все замы не ухолили со шпал. Работали, почитай, без выходных.
7
Трудно, ох как трудно достается хлеб железнодорожникам. Конечно, хлеб этот не без масла - сейчас они зарабатывают неплохо, но какого напряжения, какой самоотверженности требует их каждодневная служба. Смотришь и диву даешься: когда люди успевают восстанавливать силы?! Начальник станции Шаронов нередко добирался до порога дома около полуночи, до часу продолжал руководить по телефону, а в четыре-пять его уже поднимал на ноги сердитый звонок его начальства: почему задерживаешь снегоуборочные машины? Евгений Алексеевич понимал, как непросто ему будет отпрашиваться на пятницу у руководства. Возглавлявший в то время Московско-Курское отделение Владимир Ильич Молдавер отпустил с напутствием: "Не займешь первое место, уволю!" Дружная семья Шароновых одержала в ЦДКЖ блистательную победу, завоевав первое место среди девяти команд. Председатель жюри-заместитель начальника дороги Николай Фомич Синицын смеялся от всей души над "селекторным совещанием". Известная телеведущая Татьяна Судец, входящая в состав жюри, высоко оценила слаженно исполненные всей семьей частушки - в шесть баллов при пятибалльной шкале. Когда начальник станции Шаронов дисциплинированно доложил о победе Молдаверу, тот отреагировал коротко: "Попробовал бы не выиграть!"
***
Шароновы весело и азартно строят будущее своих детей.