Главная >> 5 >> 34 >> 13

Главные по красоте

Есть профессии, азами которых владеет каждая женщина: визажист, стилист, косметолог, парикмахер, спец по маникюру и педикюру, модельер... Если будет надо, и Вавилонскую башню на голове воздвигнем, и "кошачий глаз" нарисуем, и завтрак в питательную маску превратим... Но именно азами. Перед действительно волнующим или важным событием (свадьба, ответственное свидание, съемки в телепередаче, фотосессия...) мы забываем девиз "я сама" и топаем к профи. Хорошие спецы по красоте всегда в цене: без работы не сидят и сами могут выбирать себе клиентов. Очень выгодный расклад! Но в то же время они почти как саперы - ошибаются один раз. Напортачишь - во второй раз не придут да еще и друзьям отсоветуют... И прощай, клиент.


Сказка не про Золушку


В принципе, историю Анны Михайленко можно было бы окрестить очередной вариацией сказки про Золушку. Мол, пришла "девочка с улицы" на первый в своей жизни конкурс (так, на минуточку - второй регионалый чемпионат по визажу "Серебристый ландыш-2004") - и сразу отхватила Гран-при. Жюри просто не смогло не оценить чистоту ее исполнения макияжа... Только это конкурс первый. А в профессию Аня пришла далеко не вчера: за плечами - семь лет практики.


Справка


Анна МИХАЙЛЕНКО, визажист-консультант. Победительница в номинации "Вальс" и обладательница Гран-при второго регионального чемпионата по визажу "Серебристый ландыш-2004". Закончила биофак ННГУ по специальности "биолог" и курсы визажистов. Место работы за семь лет не меняла ни разу: Анна - продавец-консультант и визажист магазина "Косметика Люкс". Замужем, сыну 11 лет.


- Зачем было заканчивать биофак ННГУ, чтобы потом работать визажистом? В сферу бытового обслуживания обычно идут люди без высшего образования...


- Я хотела стать биологом, но врачи и лаборанты получают очень мало. Когда я писала дипломную работу в отделении ВИЧ-инфицированных второй инфекционной больницы, ясно увидела, во сколько государство оценивает труд людей, каждый день рискующих своим здоровьем. К тому времени у меня уже были семья, ребенок, и муж сказал: "Этим ты заниматься не будешь". А работа визажиста мне всегда нравилась... Я с детства любила рисовать лица. Ни ноги, ни руки не получались, туловища для бумажных кукол мне рисовала мама, а вот лица - другое дело. И захотелось перенести это с бумаги... Биологическое же образование в новой профессии мне как раз очень помогает. Визажисту необходимо знать проблемы кожи при нанесении косметики. А поскольку я химию в вузе изучала, то знаю точно, какие компоненты теней или тонального крема могут дать аллергическую реакцию.


- До этого года в профессиональных конкурсах вы не участвовали...


- Да. А тут директор моего магазина вызвал к себе в кабинет и спросил, не хочу ли я подать заявку. Я подумала: почему бы и нет? После этого наступил месяц волнений. Я даже не подозревала, что буду так переживать. В общем-то, это был очередной экзамен на профпригодность. Хорошо, когда клиентам нравится то, что ты делаешь, но все же хотелось узнать мнение профессионалов. Но ни на какие регалии я не надеялась, максимум - красивый букет. Даже попросила свою модель посчитать их: всем ли участникам хватит... (Смеется. - Н.Ф.). Номинаций на чемпионате "Серебристый ландыш" было две: "Вальс" (романтический макияж) и "Джаз" (авангардный). Кто именно из конкурсантов в какой будет участвовать, решалось жеребьевкой. Мне выпал "Джаз", но я поменялась с одной девочкой: все же классический стиль мне ближе. Теперь очень хочу попробовать себя в московском конкурсе визажистов, сертификат на участие в котором я получила как обладательница Гран-при. Предполагаю, что там будет намного сложнее, чем в Нижнем, поэтому хочу до конкурса закончить курсы повышения квалификации, ведь практики подиумного макияжа у меня пока нет... Думаю, жюри выделило именно мою работу еще и потому, что я пользовалась лишь средствами декоративной косметики. Обошлась без накладных элементов - искусственных ресниц, страз, сухих блестков, которых было много у остальных участников, и этим выделилась на общем фоне.


- Кто ваш клиент?


- Все совершенно разные. Одна неординарная девушка просит накрасить ее то в китайском стиле, то под "металлиста": так принято в ее компании... Но в основном, конечно, это невесты, выпускницы и деловые дамы накануне презентаций и переговоров, то есть перед ситуациями, где нужно хорошо и уверенно себя чувствовать. А деловой макияж в этом помогает. Ничего броского, все выдержано в естественном стиле, но при этом черты лица - подчеркнуты. Женщина, которой предстоит выступать с докладом, должна иметь выразительные глаза, чтобы привлечь внимание, и не яркие, но четко очерченные губы. Слушая речь, на рот, естественно, внимание обращают в первую очередь.


- А мужчины к вам не обращались?


- Был только один неудачный опыт. Он сказал, что трансвестит и придет с вечерним платьем... Но, к счастью, не пришел. Конечно, можно сделать макияж и мужчине, но трансвестит - это все же другой случай. Это должно быть что-то неординарное, даже подиумное.


- Деловой и праздничный макияж, консультации - тут все понятно... А в косметическом магазине визажист что делает?


- Я должна не только предложить покупателю какой-то товар, но и рассказать о его качестве, сроках годности, особенностях использования и тому подобное. Если это декоративная косметика, то обязательно посоветовать, какие тона подойдут этой даме, предложить попробовать ее нанести - человек заранее должен знать, что собирается купить. Целый день непрерывно говорить не приходится: у нас же не продовольственный магазин, потока покупателей нет. Хотя во время праздничных ажиотажей иногда случается, что возвращаешься домой и просишь мужа: "Давай помолчим".


- Визажист - выгодная профессия?


- Если работать в салоне, процент оплаты не такой уж и большой. Если в частном порядке, возникают сложности с налоговыми структурами... Так что не особенно. Все же макияж - не настолько популярная услуга, как, скажем, стрижка. Ведь если обросшим все равно ходить не будешь и в конце концов придешь к парикмахеру, то без мейк-апа можно и обойтись. Посмотреть на себя в зеркало и сказать: "Да ладно, я всегда и так выглядела неплохо"... Услуга это довольно дорогая, потому что визажист сам покупает косметику. Плохой работать невозможно, а хорошая, профессиональная, и стоит недешево, и найти ее в розничной продаже в Нижнем нелегко - приходится ездить за ней в Москву. Но так как я работаю в косметическом магазине, то мне с этим проще, чем другим.


Парикмахеры без работы не сидят


Редко когда на поиск героя интервью приходится тратить столько времени, как в этот раз. "Ох, сегодня ни минуты свободной, позвоните в субботу... Нет, и сегодня никак, - давайте в понедельник". Ну нельзя же столько работать!.. В итоге приходится идти к старой знакомой "Карьеры", которая уж точно не откажет, - Наталье Звонкович. Но и c ней общаться приходится прямо на ее рабочем месте: это проще, чем напрасно ждать "окошка"... В результате образуется "тройственная композиция": Наталья за креслом - с ножницами и феном, в кресле - блондинка, которую Звонкович стрижет, я с диктофоном - сбоку на табуретке. Что на какой фразе Наталья пускала в дело, видно по расшифровке интервью. Когда ножницы - реплики получаются длинные и обстоятельные. Когда фен - короткие выкрики. Вопрос - ответ. Пароль - отзыв.


Справка


Наталья ЗВОНКОВИЧ, мастер салона причесок "Саша". Сотрудничает с модельным агентством "АСС", работает с манекенщицами как на показах ("Все толкаются, бегают... А так - модели ничем от других клиентов не отличаются"), так и вне их. "Мы все у нее стрижемся, она очень хорошая", - убеждала меня накануне интервью хозяйка "АССа" Елена Кораблева. А я что? Я верю. На Нижегородчину Наталья три года назад приехала из Молдавии ("В Приднестровье сейчас трудное положение, а здесь у меня приятельница"). За парикмахерским креслом - с 17 лет. На родине, в Бендерах, закончила парикмахерские курсы при комбинате бытового обслуживания. Сейчас живет на Бору.


- Трудно было работу в Нижнем найти?


- С моим стажем - 15 лет - абсолютно нет. Возьмите любую газету с объявлениями, везде: "Требуются, требуются...". И не только парикмахеры. Если устраиваться не на государственное предприятие, то никакой проблемы в том, местный ты или приезжий, нет. Тяжело только тем, у кого стажа нет. Стараюсь "поддерживать класс" - каждый год участвую в семинарах и мастер-классах, их проводят и "Лонда", и "Велла", и "Лореаль". Да, польза от них есть: там и тенденции дают, и направления модные, и какие-то новые техники окраски... В конкурсах участвую. В позапрошлом году на "Серебристом ландыше" заняла пятое место, в прошлом - второе. Последний решила пропустить. Клиентов много, некогда.


- Прямо вот столько работы?


- Достаточно. Ко мне запись - на неделю вперед.


- Самое сложное в профессии что? Может, что на ногах весь день стоять приходится?


- Самое сложное - когда с клиентом не достигнуто взаимопонимание. Если понять друг друга, никаких проблем вообще нет. Любую ошибку можно исправить, что-то переделать. Я об этом всегда говорю честно. Вот, хотела девушке сделать один цвет - а он не получился. Сделала ей большую скидку... Стоять же целый день мне не так и трудно, - наверное, тренировка сказывается. От аллергии на препараты Бог миловал.- А вот говорят, современные средства настолько безопасные, что эта проблема уже и не актуальна, - вспоминаю я услышанное от одного директора школы парикмахеров.


- Ничего подобного. Еще не придумали перфектной краски без аммиака или перекиси водорода. Так что если на эти компоненты есть аллергия - придется тяжело.


В дверях салона появляется новый персонаж: "Примите без записи?" Ишь какой! Но Наталья отзывается: "Минут через сорок, хорошо?" И называет "персонажа" по имени.


- Постоянный клиент? - догадываюсь я.


- Да, но я помню даже тех, кто приходит ко мне раз в год. И что я ему делала в прошлый раз помню.


- Вы и мужчин стрижете?


- И детей тоже. Строгого разделения на мужских и дамских мастеров - как когда-то - сегодня нет. Голова у всех одинаковой формы. Сейчас мужчины носят длинные волосы, делают завивку, красятся, а женщины стригутся очень коротко... Как-то у меня одна дама-клиентка сидела с краской на голове, когда в салон зашел ее сослуживец. Она просто вся извертелась, - лишь бы он ее не заметил. Сослуживец сел в кресло, и ему тоже нанесли на волосы краску... Когда они все же встретились взглядом, были смущены - но в равной степени. Все это было и раньше - мужчины и красились, и завивались - только не так часто, как сейчас.


- Ваш самый необычный клиент?..


- Еще в Бендерах ко мне пришла девушка с длинным каре и попросила постричь ее наголо. Я удивилась, но сделала, как просят. После этого она достала из сумки красный парик и сказала, что у нее в жизни было две мечты - стать лысой и носить парик. И вот обе они сбылись. Ушла она очень довольная.


- Клиенты на юге и в Нижнем чем-то отличаются друг от друга? Наверное, предпочтения разные?..


- Там чаще улыбаются. И это - все.


- Парикмахер - денежная профессия?


- Конечно, денежная, - с зарплатой воспитателя детского сада или учителя не сравнить. Хотя существуют и парикмахеры, сидящие на окладе в две-три тысячи рублей в месяц и не имеющие постоянных клиентов. Видимо, так работают. Но если за пять лет человек не обзавелся ни одним постоянным клиентом, ему явно не стоит заниматься этим делом. Потому что если действительно хочешь - сможешь выйти на любой уровень. Практика - это все. Мелкая моторика пальцев со временем сама развивается - года через два. Но если же человек хочет от профессии только денег, то он не туда пришел. Сначала нужно захотеть сделать что-то бесплатно - просто потому что тянет. Я иногда, когда вижу людей с некрасивой головой, готова их бесплатно стричь! Зато потом - приятно.


Подстриженная и уложенная блондинка встает из кресла. Ее место занимает кудрявый мужчина - блондинкин муж. Раздается вопрос: "Как обычно?" - и ответ: "Сейчас подумаю..." Если вы подумали, что первая реплика принадлежала мастеру, а вторая - клиенту, вы заблуждаетесь. Все как раз наоборот. Вот оно - доверие.


- Как узнать "своего" мастера, если приходишь в салон первый раз? - спрашиваю напоследок.



- Люди должны друг другу понравиться - иначе ничего хорошего не выйдет.