Главная >> 5 >> 34 >> 11

ВОТ ОНА КАКАЯ, УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО - АННА ТАРАКАНОВА

На первый взгляд кажется, что в этой молодой привлекательной женщине нет ничего особенного: обычная судьба самого обыкновенного человека. Закончила 19-ю школу, затем Абаканский педагогический институт. И вот уже шесть лет преподает английский язык в Абаканской гимназии.


Однако когда начинаешь ближе ее узнавать, понимаешь, что перед тобой - разносторонняя творческая личность. Интеллект, эрудированность сочетаются в ней с внутренним спокойствием и умением не показывать свои чувства на людях, даже когда на душе, что называется, кошки скребут.


Любящая жена и мать двухлетней дочери, хороший педагог. И вместе с тем - азартный человек, твердо идущий к своей цели: захотела научиться водить машину - и теперь ездит не только на легковом автомобиле, но и на мотоцикле, и на грузовике.


Она хорошо разбирается в людях. При новом знакомстве всегда пристально смотрит собеседнику в глаза, будто пытаясь понять, с добром он пришел или с камнем за пазухой. Человеку, которому она поверит, поможет всем, что в ее силах, станет верным другом. Но тот, кто ее обманет или предаст, окажется навсегда вычеркнутым из ее жизни.


Такая она - учитель английского языка Абаканской гимназии Анна ТАРАКАНОВА, ставшая лучшим педагогом Абакана и Республики Хакасия 2004 года.


- Анна Сергеевна, почему своим призванием вы избрали учительскую профессию? Ведь знание иностранных языков открывает много иных путей...


- Начнем с того, что вначале я выбрала иностранный язык, а уже потом профессию педагога. Английский язык привлек меня еще в школе, а когда я поступила в Абаканский педагогический институт, преподаватели кафедры английского языка, конечно, постарались (смеется). А если серьезно, то спасибо им: они меня многому научили, стали примером в жизни и в профессии, помогли понять, чего я хочу добиться, кем стать. Мне дали хорошие, крепкие знания, которыми захотелось поделиться с другими, поэтому я и пошла преподавать.


- Надолго планируете связать свою жизнь со школой?


- Может быть, навсегда. Конкретнее не скажу: в жизни все меняется, загадывать нельзя. Пока я ориентируюсь именно на школу и, думаю, мои взгляды долго не изменятся. За шесть лет работы в нее вложено столько сил и энергии, что, наверное, было бы глупо перекидывать их в другое русло.


- Что побудило вас участвовать в конкурсе "Учитель года-2004" сначала городского масштаба, а потом и республиканского?


- Необходимость профессионального роста. С одной стороны, у меня появились свои наработки и приемы, которыми хотелось поделиться с коллегами. С другой же, не хватало свежих идей, потому что, когда работаешь в одном и том же маленьком коллективе, замыкаешься в себе. А на конкурсе появляется возможность посмотреть на себя и других как бы со стороны.


- Что дал вам "Учитель года"?


- Большую уверенность в своих силах. А еще, мне кажется, я немного выросла в профессиональном плане и в личных качествах. К тому же любая победа - это внутреннее удовлетворение и повышение самооценки.


- Во время выступлений, конкурсных уроков вы чувствовали, что лидируете?


- Нет. И вообще, честно говоря, я не ожидала не только того, что стану победителем конкурса, но и даже того, что выйду в финал. Для меня все это огромная неожиданность. Конечно, я знала, что выступлю не хуже других, потому что была уверена в материалах, которые представляю, но о победе могла только мечтать. Все конкурсанты были достойными противниками: абсолютно разные и очень талантливые. Творческое начало чувствовалось в каждом из них. Когда жюри республиканского конкурса "Учитель года-2004" объявляло имена финалистов и их результаты в баллах, оказалось, что разрыва между нами нет: все были практически на одном уровне.


- На мой взгляд, взгляд наблюдателя, в финале все-таки преобладали эмоции, которые иногда даже через край перехлестывали...


- Может быть. Скорее всего, с профессиональной точки зрения жюри оценило участников еще во время конкурсных уроков. Ну, а финал представил нас как личностей.


Знаете, перед началом конкурсного урока я так расстроилась! Нужно было давать занятие совершенно неподготовленным детям. Если в нашей гимназии в старших классах практикуется 4-6 часов преподавания иностранного языка в неделю, то в обычной школе - всего два. Соответственно, языковая подготовка у детей ниже. Поэтому я сразу настроилась на худшее. Однако когда начался урок, оказалось, что ребята неплохо разговаривают по-английски, общаются, свободно мыслят на иностранном языке. Они меня очень поддержали, и моя победа - это и их заслуга тоже!


- Знаю, что вы написали очень интересное эссе, выбрав необычный жанр мыслей вслух. Причем эти мысли были очень честными и откровенными...


- Когда мы получили задание написать эссе, я поинтересовалась, в какой форме оно пишется.Оказалось, что единых требований, канонов нет - это чисто авторское произведение. А я очень люблю выражать свои мысли на бумаге. Вот и здесь просто отпустила их на свободу... Для меня эссе стало самым легким заданием. Гораздо труднее было обобщить опыт собственной работы с научной точки зрения.


- Но конкурс - это сильнейшая встряска, испытание. Многие участницы говорили, что от волнения страшно похудели! Как вы себя чувствуете?


- Вы хотите спросить, насколько я похудела (смеется)? Ни насколько, хотя после рождения ребенка такая проблема передо мной иногда встает. А если говорить серьезно, то дело даже не в том, как сильно волнуется человек, насколько он эмоционально подвижен. Участники конкурса были поставлены в жесткие временные рамки, и это наложило свой отпечаток. Нужно было вовремя сдать материалы. Самое сильное психологическое давление шло не со стороны жюри, а изнутри самого себя. Признаюсь, это очень тяжело.


- Так стоит ли победа таких испытаний?


- Стоит, потому что все это окупается сторицей. Во-первых, со стороны учеников, администрации школы, коллег я всегда чувствовала поддержку. А во-вторых, когда во время выступления общаешься с залом, получаешь огромный эмоциональный заряд!


- Тем не менее, после объявления результатов конкурса у вас были такие уставшие глаза!..


- Конечно, ведь напряжение спало. Говоря образно, когда электричество отключают, лампочка гаснет. Это не значит, что она перегорела, просто требуется "технический перерыв".


- Анна Сергеевна, что для вас было на конкурсе самым трудным?


- Момент ожидания перед объявлением имен финалистов и... конечного результата.


- Если бы повернуть время вспять, вы согласились бы вновь участвовать в "Учителе года", зная, какие испытания вам предстоит пройти?


- Да. К тому же я примерно представляла, что меня ждет, потому что учителя нашей гимназии уже участвовали в этом конкурсе и делились своими впечатлениями. Я тоже решила рискнуть, а потом уже поздно было сворачивать на полдороге: столько потрачено сил, энергии, денег, наконец!


- Чем, на ваш взгляд, отличается городской конкурс от республиканского?


- Оба достаточно сложны. Но республиканский конкурс осложняется тем, что комиссия выбирает, наверное, не столько лучшего педагога среди присутствующих, сколько человека, которому затем предстоит отстаивать честь учительства Хакасии в Москве. Добавьте сюда разнообразие педагогов и представленных материалов. Ведь если на городском конкурсе было 12 участников, то на республиканском - 28.


- Анна Сергеевна, за очень короткий срок вы стали лучшим педагогом Абакана и Хакасии нынешнего года. В подобных случаях часто появляются завистники - люди, которые грубо льстят в глаза, а за спиной разносят сплетни... Не боитесь такого поворота событий?


- К сожалению, так бывает, и я - не исключение. Но...как говорил Крылов:


"Таланты истинны на критику не злятся. Их повредить она не может красоты. Одни фальшивые цветы дождя боятся..."


Считаю, что если во мне есть внутренний стержень, то ни зависть, ни лесть, ни злоба не повредят. А если я не заслужила победу, если она досталась мне за какие-то непрофессиональные заслуги, то это сразу станет видно.


- Почти три месяца шла подготовка к конкурсам. Насколько в это время для вас была важна поддержка вашей семьи?


- Очень важна. У меня маленький ребенок - дочке буквально на днях исполнилось два года. Поэтому семья мне очень помогала: муж не только на словах поддерживал, но даже печатал работы, хотя в английском языке он - полный ноль. Обиходные фразы Сергей, конечно, знает, но чтобы печатать научные работы или помогать составлять разработки уроков!.. Всему этому он научился, и это для меня - огромное приобретение. Муж, вообще, почему-то всегда был уверен, что я одержу победу, и эта уверенность придавала мне силы, согревала душу.


- Где для вас пролегает граница между работой и семьей?


- Считаю, что человек счастлив тогда, когда дома ему хочется идти на работу, а на работе - домой. Если он затрачивает на них одинаковое количество времени и усилий, у него происходит профессиональный рост, и складываются нормальные отношения в семье.


- Тем не менее, не секрет, что дети учителей - самые запущенные, потому что педагоги занимаются воспитанием чужих ребятишек, а о своих им думать некогда. А ведь у вас тоже подрастает дочка...


- Конечно, такие опасения есть и у меня, потому что педагог проводит большую часть времени в школе. Но я надеюсь на помощь семьи. Между тем, если я пойму, что моей дочери со временем не будет хватать общения со мной, думаю, мне придется чем-то пожертвовать. Если бы меня поставили перед выбором: семья или работа, то, скажу вам, положа руку на сердце, я выбрала бы семью, хотя работа для меня очень важна.


- Ваше жизненное кредо?


- Оно заключается в двух мудрых фразах: "Будь завтра способным на большее, чем ты можешь сегодня" и "Самое высшее наслаждение - сделать то, что, по мнению окружающих, ты сделать не способен".


- А бывали ситуации, когда вы делали то, на что вас считали не способной?


- И не раз (смеется). Самое лестное мнение, которое я услышала в жизни и, в частности, после конкурса: "Оказывается, у тебя есть и голос, и слух!" А ведь человек вообще не знает, на что он способен.


- Анна Сергеевна, вы работаете в гимназии, где в основном учатся умные, талантливые дети. С кем, на ваш взгляд, труднее: с гимназистами или с ребятами из обычной школы?


- Не могу сравнивать, потому что нигде, кроме Абаканской гимназии, не работала. Но что касается талантливых детей, то они ставят очень высокую планку по отношению к себе и к учителю. И если педагог до нее не дотягивает, то падает уважение и к нему, и к предмету. Есть учителя, которые боятся признаться, что они чего-то не знают. Мне такое чувство не знакомо, и если кто-то из детей знает больше меня, я очень рада: он может поделиться со мной этими знаниями! Да и современные технологии развиваются такими темпами, что дети, как правило, знают больше взрослых. Например, в умении пользования Интернетом ребятам нет равных. Мне нужно потратить день усилий, чтобы что-то найти во всемирной сети, а они справляются с этим за час.


- Как думаете, насколько велика разница между детьми нашего с вами поколения и нынешними?


- Сегодняшние более практичны. Если я до 11 класса точно не была уверена, кем хочу стать в жизни, какую профессию выбрать, то нынешние ученики уже в 8-м классе четко знают, куда будут поступать, а иногда даже где работать.


- Впереди у вас Всероссийский конкурс "Учитель года-2004", на котором вам предстоит представлять все учительство Абакана и Хакасии...


- Да, и это очень большая ответственность. Между тем, я достаточно адекватно к себе отношусь и понимаю, что хотя я и лучший учитель, но только нынешнего года. В 2005, 2006 году будут другие лучшие учителя. Но я постараюсь выступить так, чтобы не посрамить честь хакасского учительства. Уже сейчас нужно оформить все документы и отправить их в Москву до 1 июня. Требования к всероссийскому конкурсу стали более жесткими: нужно отослать не только письменные работы, но и записи уроков на видео и DVD. Я не люблю делать что-то, будучи от кого-то зависима. А теперь придется полагаться на мастерство оператора, потому что, согласно требованиям, запись урока должна производиться на профессиональной цифровой видеокамере. Кроме того, я буду благодарна коллегам, которые в предыдущие годы побывали на Всероссийском конкурсе "Учитель года", за их поддержку и совет.


- Что ж, удачи вам, Анна Сергеевна! Будем болеть за вас и ждать с победой.


- А если я не стану победителем, мне что, домой не приезжать? (рассмеялась она напоследок).