23 апреля
В последний день на марафоне собрались и физики, и литераторы, и учителя физкультуры, и географы... Потому что любой предметник рано или поздно примеривает на себя роль классного руководителя.
А какой он, самый классный классный? Об этом рассказали победители конкурса "Самый классный классный".
И как же стать настоящим классным руководителем? "Освоить множество способов", - сказала Татьяна Ковалева, ведущая мастер-класса "Тьюторское сопровождение школьников в работе классного руководителя". Каждого ребенка приемлемым именно для него способом нужно вести к его собственному результату. Никакая дифференциация не заменит индивидуализации. И профильное обучение - тоже не решение проблемы. Три, пять, десять профилей - это все равно не индивидуальное развитие.
Какой должна быть воспитательная среда? Этот вопрос прозвучал в выступлении Любови Асмоловой "Роль классного руководителя в организации образовательной среды школы". Прежде всего она не должна быть такой, где за детьми ухаживают, как за растениями в теплице. Воспитательная среда - скорее среда деятельности. Ради чего работает классный руководитель? Может, главная его задача - научить детей общежитию, толерантности. Развить потребность быть деятелем не только там, где светит прямая выгода самому ребенку, но и ради общего блага, постараться для других.
Во время дискуссии "Класс как открытая система" ведущий Александр Лобок затронул другую грань проблемы: как классному руководителю вывести детей в общее пространство, пробудить в них интерес к общественно полезной деятельности, если они смотрят на школу прагматично? От нее им нужны только знания, которые позволят сделать карьеру, стать востребованным на рынке труда, и распылять свои силы по мелочам они не хотят.
Но ни для кого не секрет, что дети, которые настроены только на академические успехи, на усвоение программного материала, довольно часто неуспешны в личной жизни. Им недостает открытости, готовности всмотреться в другого. Да и в профессиональной деятельности гораздо важнее свободное мышление, а не сумма усвоенных знаний. Елена Петриченко, классный руководитель из частной школы, перевела дискуссию в новую плоскость - к работе с родителями. Учителю все время приходится сталкиваться с несовпадением нравственных ценностей - своих и родителей, своих и ребенка, родителей и ребенка. Постоянно попадать в такие ситуации, когда что-то очень даже устраивает ребенка, но никак не родителей. Или наоборот. Тогда требуется долгий, внимательный диалог, помощь психолога. О проблемах взаимоотношений с родителями говорила Ирина Хоменко на мастер-классе "Как выстроить систему взаимодействия с родителями". Практическая направленность мастер-классов учителям понравилась. Участники марафона самыми интересными называют именно мастер-классы, выступления практиков с большим стажем. Благодарят за тренинг, который провел Дмитрий Сороков, - "Психотехника классного руководителя". Ведь классному руководителю тоже нужны помощь и внимание, чтобы не наступило выгорание, не навалилась усталость.