Главная >> 5 >> 34 >> 10

Теорема Лагранжа озадачила педагогов

Ученые считают, что детям не надо "вдалбливать" в школе лишнее


Под занавес Всероссийского слета лучших учителей его участники встретились в Аничковом дворце с питерскими педагогами и учеными. Выяснилось, что коллеги говорят друг с другом на одном, профессиональном языке, не вздрагивают от слова "реформа" и не хотят тратить время на "ненужные" знания.


Прежде чем углубиться в тему образования, ректор РГПУ им. Герцена Геннадий Бордовский поделился с коллегами недоумением по поводу скромного пиара конкурса "Учитель года". "Меня всегда раздражает, что сам конкурс, церемонию награждения освещают куда хуже, чем всяких "мисс России" и "мисс мира". Хотя там семнадцатилетние девушки, а здесь - люди, которые жизнь посвящают образованию", - посетовал ректор. По признанию Бордовского, он не относится к числу тех коллег, которые вздрагивают от слова "реформа". Мир изменился, а значит, должен меняться и сам учитель. И коли мы пришли к информационному обществу, то сегодняшний учитель по определению не может быть главным носителем информации и знаний. Более того, с развитием информационных технологий он даже перестает быть транслятором знаний. Получается, что педагоги переходят в некое новое состояние "учителя жизни". Это сложнее, чем просто научить химии, физике или географии.


Другая головная боль, по мнению ректора, связана с образовательными технологиями и смыслом работы учителя. Бордовский не принимает ЕГЭ в той форме, в которой тот сегодня развивается. "Наши традиционные экзамены - это проверка знаний учащихся, а тесты в их первоначальном смысле не могут быть главной целью. Потому что это технология самопроверки учащегося. В тех странах, которые придумали и развивают эти тесты, положение ученика совсем другое. Там он контролирует сам себя. А может, мы потому и оказываемся постоянно в положении догоняющих, что у нас образовательные технологии отстают", - рассуждает ректор РГПУ.


Член-корреспондент Российской академии образования Олег Лебедев и его коллеги из Академии постдипломного педагогического образования решили выяснить, а каковы, собственно, результаты школьной учебы. Во-первых, они заинтересовались так называемыми отсроченными результатами и посмотрели, что остается от знаний через несколько лет после окончания школы. Оказалось, что остается совсем немного. Ста руководителям школ предложили ответить на 90 вопросов по 9 предметам из обычных экзаменационных школьных билетов. Так вот, ни на 90, ни на 80, ни на 60 не ответил никто. С шестьюдесятью справился один человек. Большинство одолели 20-30 вопросов. Несколько человек вообще заявили, что впали в состояние стресса и ничего не помнят. Практически никто не смог сформулировать, что такое "мейоз и митоз", в неудобное положение поставили респондентов теорема Лагранжа и свойства первообразных.


"Такие специфические знания нужны только для продолжения образования по определенному профилю, - справедливо полагает Олег Лебедев. - А нам надо серьезно думать над тем, как в структуре школьного образования разделить знания на те, которые нужны части учеников, и те, которые нужны каждому. Чтобы не затрачивать время на "ненужные знания" в ущерб другим".


Участники другого опроса - петербургские студенты - задумались о том, чего не дала им школа. В наибольшем дефиците оказались знания в области информационных технологий, иностранных языков и коммуникативные навыки. По признанию одного студента, школа не научила его "разбираться в людях и их хитростях". Третий проект - "образовательный марафон" - позволил убедиться в том, что нынешние школьники в целом способны к интенсивной работе, мобилизации сил и умеют работать в команде. Ученые Академии постдипломного педагогического образования намерены и дальше анализировать отсроченные и надпредметные результаты.


Заведующий кафедрой педагогики и андрогогики Семен Вершловский ратует за усиление нравственного начала в школьной жизни. В этом его убедили результаты многолетних опросов выпускников питерских школ. Ученых, например, настораживают откровения старшеклассников по поводу того, кто может завоевать у них авторитет. В ответах преобладают не интеллект, знания или уровень культуры, а умение выкручиваться. Судя по общим результатам исследования, в целом готовность выпускников к взрослой жизни растет, но роль школы в этом год от года уменьшается. "Если мы не будем обращать на это внимание и не выработаем стратегию развития школы, на "проклятые вопросы бытия" жизнь будет давать школьникам свои ответы", - предупреждает Вершловский.