На все про все давалось пять дней: форму подогнать, домашнее задание подготовить. А дальше уже как повезет, какой билет выпадет. Выпал - счастливый. Номер семь. Нет, речь не о школьном экзамене. Хотя определенное сходство есть. Волнения, билеты, комиссия. Пусть она называется жюри, суть от этого не меняется: она выставляет оценки. Вот и нашим выставила. В результате Шарья прозвучала в полную силу: самые обаятельные и привлекательные проводницы работают в нашем резерве. Как вы уже поняли, речь идет о профессиональном конкурсе на Северной железной дороге. Инна Короткова получила титул "Мисс Северная магистраль", Светлана Пикунова заняла 3-е место.
Мы разговариваем с Инной (Светлана уехала в очередной рейс).
- Итак, где проходил конкурс? Состав жюри и участников?
- В Ярославле, в ЦДК железнодорожников. Участвовала 21 проводница из Вологды, Буя, Воркуты, Сыктывкара, Костромы... Были и совсем молодые, и с солидным опытом. В жюри -представители управления дороги.
- Из каких номинаций состоял конкурс?
- Домашнее задание - "Визитка": рассказать о себе, не называя города. Представить свою профессию, ее плюсы и минусы. Свой знак гороскопа. Ответить на дополнительный вопрос.
- И как ты этот рассказ готовила?
- Пошла в наш центр досуга. Там помогли, написали стихи.
Сама я таким даром не обладаю, так что требовалось от меня только одно - запомнить.
- Кто-нибудь еще на конкурсе пошел по этому пути?
- Никто, я одна.
- В Ярославле какая-то подготовительная работа была?
- Нет, буквально все "с колес". На сцене показали - вот за эту черту не заходить, чтобы освещение было удачным. Выступил зам. начальника управления, дальше -мы. Билеты еще тащили, как на экзамене. Мне достался номер седьмой, по жизни счастливый. А Светлане - семнадцатый. Волновались, конечно, все страшно: с такой сцены выступать никому не доводилось.
- Интересно, как выглядел твой стихотворный отчет о работе?
- Постоянно в пути я, Как все проводницы, Неудобства, лишения часто терплю. Но в полете всегда я, как вольная птица, И работу свою беззаветно люблю. Пусть зима и весна Сменят лето и осень, За вагонными окнами Лет череда. Пожелаете к нам? Что же, милости просим. Пассажирам хорошим Мы рады всегда.
- А бывают, наверное, и не очень хорошие?
- У меня и про плохих было:
Встречается частенько и такое: Нетрезвые садятся люди в поезд...
- Действительно, какие-то необычные ситуации у тебя бывали?
- Так они каждую поездку происходят.
- Ну, например.
- Наш поезд отправляется из Москвы. Буквально в последнюю секунду в вагон запрыгивает молодая семья: мама, папа, ребенок. Поезд трогается. Беру билет. Ехать им совершенно в другую сторону и, соответственно, на другом поезде - причем он отправляется позднее нашего. Что делать? Решение в таких ситуациях принимает начальник поезда. Но в любом случае - не высадишь же людей в чистом поле. Это они с Кипра ехали, переполненные впечатлениями. В общем, довезли до Ярославля, там уж они должны были "встать на верный путь".
- А ты сама почему выбрала эту профессию? Кстати, фамилия у тебя "железнодорожно-известная".
- Да. Муж, его родители и мои, брат - все были или до сих пор связаны с дорогой. Вообще-то я получила профессию закройщика-портного. Но между делом окончила и курсы проводников. Временно поработала летом. А потом вняла совету свекрови: "Дорога - это стабильная работа". На тот момент, кстати, в городе это был действительно едва ли не единственный остров стабильности. Стала работать. Оказалось, это совсем не так легко. Оставлять семью, сына: в летние сезонные перевозки командировки длятся две-четыре недели. Психологически тяжело: люди ездят разные. Кому жарко, кому холодно, кому весело, кому грустно. Кто спать хочет. А кто никак не угомонится. Очень много людей раздраженных, издерганных, но со всеми надо ладить.
- В какое время года ездить тяжелее?
- Зимой. Иногда приходится заменять электроотопление угольным: топишь всю ночь. Ломом околачивать колесные пары, чтобы не накапливался лед. Заклинит колесо - вагон может скинуть...
- Мне кажется, самое сложное - не спать ночами.
- Привыкаешь. Иногда по двое суток не спишь. Домой приходишь полностью выжатой.
- Как твои близкие восприняли участие и победу в конкурсе?
- Дима, ему восемь лет, очень переживал. Убеждал меня: "Мама, ты победишь!" Муж тоже верил в победу. По правде говоря, ни я, ни Света особо на нее не рассчитывали. Поэтому когда объявили, что "Мисс Северная магистраль" — участница под номером семь ("Представьтесь, из какого вы города"), я с радостью ответила: "Шарья, резерв проводников".
- То есть жюри не знало, кто откуда?
- Нет. Таким образом сохранялась объективность. А уж когда объявили, что Света заняла третье место, радости вообще не было предела. Даже неважно, кто из нас на каком месте. Важно: дважды прозвучала Шарья. И еще: Шарья будет представлять Северную железную дорогу на всероссийском конкурсе.
- То есть именно ты?
- Не обязательно. Каждая его участница имеет дублера. А кто именно из нас будет выступать, это решится уже в Москве. Да, еще об итогах. У нас очень дружная бригада, и строго было наказано: "Как станет что известно, сразу звоните". Сразу позвонила по сотовому начальнику поезда. Он выслушал. И задумчиво говорит: "Инна звонила. Стала Мисс... А у Светы 3-е место. Шутят, наверное". Тут все начали взывать к житейской логике. Ну ладно, она могла про себя пошутить. Но еще и Свету добавить, с ее призовым местом. Нет, так не шутят. Значит, правда.
- А как насчет призов?
- Более чем скромно. Две книги и букет цветов. Возможно, потому что сейчас солидные средства вкладываются в подготовку. Будущий конкурс - не столько профессиональный, сколько конкурс красоты. Сейчас нам шьют платья. С нами будут заниматься в Ярославле театральные педагоги - сценическое движение, речь. Кроме того, должны снять клипы с нашим участием в красивых местах Северной магистрали.
- Это где же?
- В Костроме и Великом Устюге.
- Сколько всего будет участниц?
-17 дорог, каждую будет представлять своя участница. То есть готовятся две, как мы. А кто будет выступать, решит отборочная комиссия.
- Насколько я помню, 17 -число для вас счастливое...
- Надеяться, конечно, нужно прежде всего на себя. Очень хотелось бы занять какое-то место и на российском конкурсе.