Главная >> 5 >> 34 >> 10

Линия красоты

Своей книге "Анализ красоты" знаменитый английский художник, основатель социально-критического направления и теоретик искусства ХШ века У. Хогарт дал подзаголовок: "Написано с целью закрепить неустойчивые понятия о вкусе". Это солидное исследование, потребовавшее от автора больших усилий, знаний и привлечения многолетнего опыта. Появилось оно около двухсот пятидесяти лет назад, за последующие годы было издано много сотен, если не тысяч высоконаучных работ по эстетике.


Однако понятия о вкусе остались столь же не устойчивы. Более того, не так давно произошло неслыханное прежде кровавое столкновение именно на эстетической почве, переходящей на этическую (здесь трудно определить границу), - столкновение, которое политики пытаются перевести в область религиозных страстей. Нет-нет, я не исповедую (во всяком случае - так фанатично) ни одну из религий, но разделяю негодование людей, бросившихся с оружием на защиту истинной красоты. Речь идет о недавнем инциденте в Нигерии, где хотели провести конкурс красоты, выборы "Мисс Вселенной". Эти "выборы" пришлось отменить. Тогда в противостоянии нигерийцев этой "невинной" затее погибло, если мне не изменяет память, более сотни человек...


Представляю, сколько гневных обличений обрушится на меня за эту мою позицию! Как вознегодуют запечные тараканы "свободомыслия", молящиеся на кумиров, созданных шоу-бизнесом, именующих "звездами" всяческих хрипунов и лишенных малейшего дарования составителей их "хитов" (нашли же словечко!). Пусть я прослыву ретроградом, мракобесом, ханжой, - откровенно скажу: в данном случае я с "отсталыми" аборигенами Африки. Неужели не понимают корыстные организаторы этого шоу, что этим они унижают человека, низводят его до скотского состояния! Это, покупая лошадь, измеряют ее стать, заглядывают в зубы и т. д. И что же дает такой конкурс? С какой целью он проводится? Красота женщины определяется не объемом ее груди и талии, не ростом. И определяется не с помощью циничных "спецов", собранных в жюри. Красоту воспринимаешь ты один, она находится в окружающем многообразном мире только тобой одним! Какие могут быть стандарты в этой области!? Мнение посторонних не имеет никакого значения. Мне вспоминается множество знакомых и товарищей, выбравших когда-то себе спутницу жизни по "стандартным меркам", и как они потом всю жизнь отбояривались от своей избранницы, чтобы затем соединиться с "дурнушкой" - дурнушкой по определению окружающих!


Вспомним любимых героинь отечественной и мировой литературы, опыт жизни которых, опыт любви и счастья так или иначе откладывается в сознании читающей публики, в том числе и женщин. Вспомним Таню Песоцкую из глубочайшей по замыслу повести Антона Чехова "Черный монах", в которую страстно влюблен главный герой Андрей Коврин. Чехов несколько раз подчеркивает, что она была некрасива (в линейном, что ли, понимании). Ну хоть кого ни возьми - никаких "параметров", с помощью которых нынче выбирается красавица, у них не наблюдается. Ни у Татьяны Лариной, ни у Наташи Ростовой, ни у Катюши Масловой, ни у Анны Карениной, ни у Эммы Бовари, ни у Аксиньи Астаховой. Наоборот, если помните Элен Курагину из "Войны и мира", которая по мнению света неотразима, - она ничего, кроме брезгливости, вызывать не может. А между тем из-за тех, кого я перечисли чуть раньше, происходят драматические события, в них безумно влюбляются, из-за них стреляются на дуэли... А что, вышла бы в финал соревнования по красоте Мона Лиза (Джоконда), которой любуются зрители всего мира вот уже несколько веков? А очаровательные героини Сандро Боттичели, они что, пошли бы на такое соревнование? Очарование их в стыдливой целомудренности, поэтичности, богатстве личности... А конкурсы - это обкрадывание наших представлений о подлинной красе, это - для пресыщенных и скучающих бездельников, для тех, кто с жиру бесится, а главным образом - для отвлечения молодежи от серьезных мыслей, от чтения, от великого искусства, оставленного нам тысячелетиями. Да и вообще, выйдите на улицу, и вы встретите по дороге на работу множество неотразимых красавиц, которым выбранные в качестве образца красотки не годятся в подметки...


Это не так безобидно, как покажется на первый взгляд. Эстетика - часть философии, подчас определяющая мировоззрение человека. В данном случае - политика. Как-никак худо-бедно мы изучали эстетику по первоисточникам, помнится, у нас в Союзе писателей до распада страны был постоянно действющий семинар по эстетике, и надо было видеть, какие горячие дискуссии возникали в часы занятий. К нам на занятия не надо было загонять палкой, приходили из соседних организаций - художники, музыканты, даже ученые-математики. Мне довелось несколько лет подряд руководить этим семинаром, подчас меня "вызывали на ковер", чтобы внушить "правильные" понятия, иной раз столкновения носили очень неприятный характер, меня буквально терзали правоверные руководители идеологии за смехотворные отклонения от "правильной линии". Но я вспоминаю об этой работе с ощущением счастья...


Какие же понятия внушаются людям, вступающим в жизнь, сегодня? Все покупается, все имеет свою цену. Ты можешь быть уродом, а имея деньги, возьмешь первейшую красавицу. Что такое тысячелетние пламенные исследования литературы и искусства в этой области? Так, тьфу. Что стоят тут твои способности, твои труды и благородные порывы, если они не приносят тебе больших барышей? Богатый бездельник - вот идеал современного искусства. Передачи ТВ, писания СМИ полным-полны сообщений о сексуальных приключениях артистов, всяческих дельцов, обладающих несметными богатствами и т. д. И это бесстыдно подается как норма. Такими "героями" и "героинями" надо, по мнению авторов, восторгаться и подражать им. Сатана там правит бал...


Можно много распространяться на эту тему, ссылаясь на творчество западных писателей и поэтов, - да нет особой нужды. Возьмите любой роман наиболее видных западных писателей реалистического направления, и вы увидите - подлинное искусство не приемлет "мораль" капитала. Помнится, на войне мне попалась в руки книга Драйзера "Гений", я читал ее урывками, один раз прячась под "студебеккером" от дождя (едва не поплатился жизнью - машина тронулась, я едва успел выскочить из-под колеса), - до сих пор помню то ощущение сочувствия и горького переживания за судьбу героя романа - богато одаренного художника, вынужденного продать свой дар рекламному бизнесу, а затем заплатить и жизнью за мнимый "успех" - за проклятые денежки. Участвуя тогда в войне, я чувствовал, что несу избавление и герою романа "Гений". И честное слово, я, человек добрый по природе, не желаю добра миру чистогана. Нам хотят внушить, что все продается, таков закон жизни. Но не хочется жить в таком мире. И далеко не все там, на Западе, живут по правилам, диктуемым "золотым дьяволом". Как писал один поэт-американец: "Остановите земной шар, - хочу сойти". А вот что пишет современный английский поэт Том Пикард: "Поставщики разврата облюбовали наши богатства и полетели конфетти избирательных бюллетеней...эй, отец, очнись... всю жизнь ты кормил паразитов" (сохраняю правописание автора). Пикард живет в промышленном районе севера Англии, для сведения местных наших, кишиневских "покровителей искусств" добавлю, что в Ньюкасле, столице этого края, издается множество литературных журналов: "Айрон" ("Утюг"), "Норден лайт" ("Северный свет"), "Стрэнд" ("Берег") и др. В Англии регулярно выпускается множество антологий поэзии, перечислю лишь некоторые, вышедшие десятилетие назад: "Современная поэзия", "Богатство английской поэзии", "Современные поэты мира", "Поэзия для удовольствия" и т. д. и т. п. Упоминаю только Англию, потому что начал с имени английского художника. В Кишиневе такого не наблюдается. Тусуются угодные политикам графоманы, которым необходимо еще пройти хотя бы литературный ликбез...


Но, тем не менее, "конфетти избирательных бюллетеней" уже готовы взлететь... При молчании поэзии...


На этом месте споткнулся Маяковский, писавший: "Коммунизм - это место, где исчезнут чиновники, и где будет много стихов и песен". Чиновников расплодилось неисчислимое количество, а подлинных стихов и песен что-то совсем не слышно, все какие-то "хиты"...


"Цивилизация оставляет за собой пустыню", - заметил один из классиков философии. Да, исчезают реки, моря, леса. Истощаются залежи угля, нефти, газа, руд, сметается плодоносный слой почвы. Пустыня наступает. Однако, на мой взгляд, современная цивилизация особенно цинично губит литературу, а также искажает эстетику, чем низводит до половой тряпки мораль, совесть и нравственность. Теперь при помощи модных слов "свобода", "демократия" сметаются основополагающие табу (ведь культура - это система запретов, выработанных человечеством на пути развития, чтобы не погибнуть), в искусстве вытравляется мысль, художественный и философский (поэтический!) замысел подменяются сумбуром. Пресловутый черный квадрат становится "черной дырой" Вселенной, где пропадает человеческая суть художника, - так в природе "черная дыра" поглощает свет - он не в состоянии вырваться из ее нутра на волю. Так гибнет подлинная красота и является яд растления...


Все и всюду (подчас противоположное по смыслу) делается под одну молитву - о демократии, общечеловеческих ценностях, о свободе. А, как выразился Гете, свободен тот, кто умеет себя ограничивать. Можно добавить: свобода - это ответственность, это чувство долга, это великодушие и благородство устремлений, а не самоутверждение своего шершавого самолюбия. Слово же "демократия" означает в переводе "власть простого народа". Как могут пробится к власти нижние слои общества, когда применяются особые предвыборные технологии, основанные на больших деньгах?! Как может осуществиться власть народа, когда выработан способ взять власть небольшой кучкой молодежи с помощью инсценировки под условным названием "революция"? Может ли простой человек создать мощную газету, телепрограмму, не имея в запасе миллионы, а точнее - миллиарды "зелененьких". Уроки прошлого в этом отношении очень предметны. Ведь Христа распяли под "демократические" вопли толпы: "Распни его!" Гитлер пришел к власти путем демократических выборов...


Все искусства заменило кино, почти еженедельно в мире проводятся кинофестивали, чествуют актеров, и вообще - исполнителей.Оно поддается управлению, манипуляции. Фильм стоит огромных денег, тот, кто дает деньги, выберет соответствующий сценарий. Фильм за денежки же и "раскрутят", создадут ему мощную рекламу. Творцы вытесняются откровенными халтурщиками. Как ни странно, с одиночкой-художником властям справиться труднее, чем с коллективом исполнителей. Это, надеюсь, понятно.


В недавней телепередаче о юбилее известного актера ведущий вещает: "Его реплики из кинофильмов повторяет весь народ". Да не его это реплики! Не его, а писателя! А актер деланым голосом призносит не свои слова. И таким образом АВТОР заслонен исполнителем. Что-то я не помню, чтобы чествовали так крупного писателя. Подчас даже не упоминают о нем. Так прошло почти незамеченным 175-летие самого Льва Толстого! Чего же ожидать, когда речь заходит о современном создателе литературного произведения...


Оттеснена на задний план и живопись. Что ни говори о советской власти, у нас была великая живопись. Нестеров, Пластов, Дейнека, - первые вспомнившиеся имена, это же национальная гордость. Даже те, кто исполнял парадные портреты вождей, чтобы получить должность и власть над сотоварищами, были замечательными художниками. Посмотрите поэтические пейзажи и натюрморты А. Герасимова, одно время возглавлявшего Академию художеств! А его до сих пор поносят... Истинная живопись, а не раскраска, требует и определенной подготовки зрителя. Так же и восприятие подлинной поэзии - это требует труда читателя, его интеллекта, его восприимчивости к красоте. И тут нужно воспитание, учеба нужна! Нужна ГОСУДАРСТВЕННАЯ забота об этом.


Когда Карл Брюллов привез в Неаполь свою картину "Последний день Помпеи" - великолепный живописный, так сказать, роман о силе человека и человечности перед буйством стихии, - в городе был праздник, был устроен карнавал, поэты писали о нем стихи, художника носили по городу на руках... Так встречали в нашу эпоху первого человека, прорвавшегося в космос... А что теперь? Кого мы знаем из живописцев новейшего времени?


Кто бывал в местах поблизости от Байкала, тот слышал это выражение - "омуль с душком". Не знаю, как сейчас - давно не был в тех местах, - а, бывало, идешь по местному базару и вдруг ощущаешь волну вони. И тем не менее, смотришь, там у прилавков толкутся покупатели. В мое время было большое число страстных любителей этого "деликатеса". Такие, не глядя на вороха свежего омуля, спешат именно туда, где эта дивная рыба уже провоняла. И было видно, таким любителям рыба эта очень по душе, аж слюнки текут. По всей видимости, в старину, когда не было холодильников, приходилось волей-неволей употреблять в пищу и слегка протухшую рыбу. Скорей всего, таким образом некоторые со временем пристрастились к ней, нашли прелесть именно в таком продукте. Я как-то пробовал такой омуль, но, мягко говоря, не нашел его привлекательным. Предпочитал, как и большинство, свежую рыбу...


Не то же происходит в искусстве, когда за новое слово выдается протухшая продукция? Более того, такую продукцию - живопись без живописи, стихи без рифмы и поэтического замысла, кино без жизни, действия и философской мысли, - такую продукцию объявляют элитной, для избранных знатоков, подчас вроде бы навеянной божественным наитием... А омуль-то с душком. Да-с...


Закончу же цитатой из великого физика современности Нильса Бора: "Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа". Эта мысль укрепляет надежду, что линия красоты все же выведет нас к истине, подлинным духовным открытиям и основательному чувству понимания изящного. А это значит, что человек не сделается механическим придатком машины.