Главная >> 5 >> 34 >> 1

Хакасской культуры хозяйка

Бывшая хозяйка театра кукол "Сказка" , а ныне министр культуры Хакасии Светлана ОКОЛЬНИКОВА - личность в нашей республике известная. Ее назначение на этот пост год


- Светлана Анатольевна, давайте начнем наш разговор, так сказать, с вашего послужного списка.


- Если кратко, то родилась в Черногорске, в шахтерской семье. Училась в Абаканском музыкальном училище по классу баяна. После окончания получила распределение в Саяногорский отдел культуры, где работала преподавателем Черемушкинской детской музыкальной школы.


- А потом оказались на Крайнем Севере. Как это получилось?


- Муж настоял (улыбается). С Игорем мы познакомились на вступительных экзаменах, учились в одном в училище. И вот как-то он встретил своего знакомого, который рассказал, что музыканты на Севере очень нужны. Время тогда было такое, что многие ехали осваивать трудные территории. К тому же Игорь сказал, что там мы сможем заработать на машину. Ну, а желание мужа - закон. В Чукотском автономном округе, действительно, была острая нехватка кадров, поэтому меня назначили директором музыкальной школы, которая затем была реорганизована в школу искусств. А через несколько лет я стала начальником отдела культуры Шмидтского райисполкома.


На Чукотке мы прожили 12 лет. В то время искусство там расцветало. В каждом горняцком поселке, где добывали золото, были шикарные школы искусств, мы имели возможность вывозить коллективы на гастроли, конкурсы и фестивали. Удалось построить и открыть два новых центра культуры, две национальные мастерские...


- А почему же вернулись в Хакасию? Многие уезжали на заработки, да так там и оставались...


- Так ведь дом-то наш здесь! Мы всегда знали, что рано или поздно, но обязательно вернемся домой.


- В Хакасии ваше имя напрямую связывают с театром кукол "Сказка". Каким ветром вас в него занесло?


- После возвращения с Севера министр культуры Хакасии Владимир Чаптыков, которого я знала со времен учебы в музыкальном училище, предложил мне занять вакантную должность директора театра "Сказка".


- Вы пришли на это место в очень тяжелый момент для страны и для "Сказки" , в частности, которая тогда находилась в полном упадке. Вскоре образовался очень интересный тандем: управленец Окольникова и творческая личность Ибрагимов. Этот союз не просто поднял театр на ноги, но сделал его обладателем мыслимых и немыслимых наград...


- Евгения Ибрагимова я знала как талантливого студента, который поставил у нас свои дипломные спектакли и уехал в Питер. Причем возвращаться в Хакасию не хотел ни под каким предлогом. Я увидела две его работы - "Старик и волчица" и "Иуда Искариот" - и сразу влюбилась и в них, и в режиссера. Это настолько разные, но в то же время талантливые и самобытные постановки! Я поняла, что Евгений Николаевич необходим "Сказке" как творческий лидер и вдохновитель, и стала уговаривать его работать у нас. Сейчас Женя вспоминает, что я звонила ему даже в три часа ночи. "Но у вас же денег нет - театр в долгах. Крыша протекает, в помещении холодно!" - пытался возразить он. И все же мне удалось его уговорить.


Практически сразу мы стали работать над спектаклем "Калиф-аист". Одновременно отправили "Иуду Искариота" на театральный конкурс "Золотая маска" , и спектакль получил ее даже без предварительного просмотра, что бывает крайне редко. А дальше пошло-поехало...


Я считаю, что сочетание менеджера и творческого лидера, которые не делят чемоданы и не выясняют отношения, а делают общее дело, очень важно. Убеждена: прежде чем что-то делать, нужно поставить задачу, проанализировать и попытаться увидеть результат. Тогда просыпается азарт, и ты всеми силами начинаешь продвигать этот проект, каким бы нереальным он ни казался на первый взгляд. Именно так осенью получилось с участием "Сказки" в таком престижном международном фестивале, как "Европалия".


- Действительно, кто бы мог подумать, что театр из Хакасии будет блистать наравне с Мариинкой, Большим, Эрмитажем, Третьяковкой...


- Под лежачий камень вода не течет. Сегодня формирование бюджета идет по принципу: "бюджетирование, ориентированное на результат". Многие его не понимают, а я всегда работала именно так. Любая вложенная копейка должна приносить результат! В 1999 году СаАЗ впервые выделил "Сказке" 50 тысяч рублей на поездку в Прагу для участия во Всемирном фестивале театров кукол, где соревновались 30 стран. Мы привезли тогда два диплома: третье место в номинации "Лучший спектакль мира" , а также Ирина Токарева получила звание "Лучшая актриса мира". Понятно, что после такого успеха руководство алюминиевого завода поверило в нас и стало другом и постоянным партнером.


- Умение управлять дано далеко не каждому. Этому нужно либо учиться, либо родиться с такими способностями. У вас они врожденные или приобретенные?


- С ними нужно родиться. В последние годы менеджменту стали учить, однако по-прежнему найти хорошего менеджера - огромная проблема. Особенно в такой сложной отрасли, как культура. На производстве запустил какую-то деталь и знаешь, что к такому-то периоду она будет готова. Сфера же культуры и экономически сложна, и юридически несовершенна. А ведь, казалось бы, между культурой и духовностью прямая связь. Без развития культуры невозможно духовное становление общества, а без духовности цивилизованное общество вообще немыслимо. Но почему-то об этом мало кто задумывается, и национальной концепции духовного развития России нет. Потому сейчас мы пытаемся создать свою модель в Хакасии, ищем пути развития каждого культурного учреждения.


- Светлана Анатольевна, признаться честно, должность министра культуры не столько почетная, сколько хлопотная, потому что эта сфера всегда финансировалась по остаточному принципу. Да и творческие люди - народ особый, они капризные, как дети...


- Точно-точно, некоторые их действия не поддаются никакой логике... А в первые дни после назначения я больше соболезнований принимала, чем поздравлений (смеется). И все же, я бы не согласилась на это предложение без осознания того, что я должна и, главное, могу что-то изменить.


- Какие задачи вы ставите перед собой?


- Направлений много, потому и задачи разные. Нужно развивать профессиональное искусство, которое является визитной карточкой региона. Недавно у нас на гастролях были театры из Улан-Удэ, Якутии, московский театр под руководством Армена Джигарханяна, которые собирали полные залы. Это значит, что искусство востребовано, и нужно добиваться, чтобы такая любовь зрителей была и у наших театров.


Нельзя забывать о коренной культуре. В этом плане у нас огромный потенциал: прекрасные фольклорные ансамбли, горловое пение.


Необходимо сохранять историко-культурное наследие, ведь ни одна нация не сможет себя уважать, если не передаст потомкам свою историю.


- В нашей стране в последнее время наблюдается духовный спад! Кроме телеканала "Культура" смотреть нечего - сплошные реалити-шоу или боевики...


- Про телевизор вообще не говорите - для меня это больной вопрос! Я смотрю его крайне редко, и каждый раз - с болью и возмущением. Судя по нашему телевидению, в нашей стране идет период дебилизации! И Министерству культуры России необходимо задуматься и принимать какие-то кардинальные меры, пока не стало слишком поздно.


- Но нынешние дети растут именно в этой среде, впитывают ее в себя! В театры ходит мало молодежи...


- С этим не согласна. Я очень люблю зрителей и всегда анализирую, кто приходит на спектакль. В "Сказку" на взрослые спектакли идут и молодые, и пожилые, и люди среднего возраста. А это значит, что театр востребован и доступен.


- Так то "Сказка"...


- Ну, на спектакли театра Джигарханяна тоже пришли разные возрастные поколения. У молодежи есть стремление и тяга к искусству, даже несмотря на то, что они уже получили огромную дозу бездуховности и безнравственности. Никогда компьютер не заменит настоящую книгу, а телевизор - театр. Это чудо, когда во время спектакля актер и зритель дышат единым пространством!


И между тем, нельзя не признать: многое за эти годы было упущено. Недавно в Абакане проходил концерт классической музыки лучшего саксофониста России Вальда. Этот концерт был ярчайшим событием уходящего года. И поэтому вдвойне обидно было видеть полупустой зал...


- Какие у вас планы на следующий год?


- Их очень много. Год обещает быть насыщенным разными культурными событиями. Начнем с того, что мы будем отмечать 15-летие со дня образования Республики Хакасия, и к этому событию начинаем готовиться уже сейчас. 6 июня ждем в гости каирский балет - потрясающе красивое зрелище. Пройдет и традиционный международный эколого-этнический фестиваль "Чир Чайаан" , а также 70-летний юбилей Хакасского краеведческого музея...


Также в следующем году предстоят большие строительные работы. Впервые за много лет за счет республиканского бюджета пройдут ремонты в районных учреждениях культуры. Конечно, предпочтение отдается помещениям, которые находятся в аварийном состоянии.


К Новому году в Центре культуры им. Кадышева откроется новый танцевальный зал, а филармония получит собственные помещения. Начнется реконструкция драмтеатра. Закончится ремонт Национальной библиотеки. Кстати говоря, 19 декабря в ней откроется уникальный фонд общественного доступа. Теперь читатели смогут совершенно бесплатно работать за компьютерами и пользоваться услугами правовых систем "Гарант" и "Консультант".


Начнется строительство здания республиканского краеведческого музея, который будет находиться недалеко от магазина "Универмаг".


Кроме того, после 26 лет работы театр "Сказка" наконец-то обретет настоящий сказочный фасад. Сейчас дизайнеры и архитекторы совместно с актерами разрабатывают его макет.


- Кстати, как складываются отношения с нынешним директором театра "Сказка" и вашим супругом по "совместительству"?


- Мы много лет работаем рука об руку и хорошо понимаем друг друга.


Конечно, самый больной вопрос - нехватка денег. Но сегодня мы должны ставить его по-другому: как заработать? Культуре никогда не давали больших денег и, скорее всего, не дадут. Мы должны научиться продавать спектакли, концерты, выставки. Разумеется, культура и, в частности, театр никогда не станет самоокупаемым. Даже самые известные московские театры не окупают полностью свои постановки. Однако мы обязаны зарабатывать так, чтобы решать хотя бы основные вопросы, необходимые для развития.


- Какими принципами вы руководствуетесь при работе с людьми?


- Самый главный принцип - любить людей. Без этого взаимопонимание невозможно. А любя можно и требовать, и ругать, и хвалить.


- А неприятные решения вам приходится принимать?


- Бывает. Всегда неприятно за какую-то провинность лишать человека премии.


Чувствуешь, что человек и так материально незащищен, но иногда наказание рублем оказывается самым действенным методом.


- Говорят, что у каждого человека обязательно должны быть враги, которые подталкивают его к дальнейшему развитию. У вас они есть?


- Наверное, нет. А вот завистников много.


- Что же тогда заставляет вас двигаться вперед?


- Дело! Я не обращаю внимание на недругов - пусть завидуют, если сами не способны что-то сделать. Мы все находимся в равных условиях, только одни ищут возможности для работы, а другие - причины, чтобы ее не делать. Профессионализм, честность и трудолюбие. Эти три составляющие помогают добиться успеха в любом деле.