Главная >> 5 >> 34 >> 1

ИСКУССТВО

Негламурный Моцарт


После столетнего перерыва в Большом появилась собственная "Волшебная флейта"


ОПЕРУ МОЦАРТА ПОСТАВИЛА БРИтанская команда - знаменитый режиссер Грэм Вик, художник Пол Браун и дирижер Стюарт Бедфорд. В будущем году мир отмечает 250-летие гения, а в России его любят мало, из двадцати двух опер знают только заболтанную "Женитьбу Фигаро" и к дате готовятся кое-как. Правда, "Флейта" тот еще подарок - прихотливое либретто с Тамино, Паминой, Папагено и Папагеной не выдерживает никакой критики. Тем не менее музыка роскошная, и Вик ставил эту оперу минувшим летом в Зальцбурге. Успеха не имел. Но контрактный механизм уже был запущен, и теперь он успокаивал всех тем, что сделает в России специальную русскую версию. Для Большого театра.


Вик не оспаривал репутацию самой загадочной из опер гения. Уже на увертюре сладкозвучие музыки урезонивал занавес с багряным рассветом и зияющей в этой красоте дырой. Три феи Царицы ночи появлялись на фоне стены с граффити (алые очертания павшей страны - СССР) в полном милицейском обмундировании, которое они эротично скидывали, обнаруживая леопардовые боди. В следующей сцене феи вышли клонами Мэрилин Монро с легендарной фотографии, и чтобы зритель окончательно почувствовал себя продвинутым, Вик пустил поддув. Три белые юбки дружно вздыбились, разом передав привет и Мэрилин, и умножившему ее светлый образ Уорхолу.


Русские реалии Вик свел к средствам передвижения. Самое важное колоратурное сопрано -Царица ночи у нас могла появиться только из черной "Волги", а проехать к старику Зорастру можно только на членовозе, убранном цветами как катафалк. Эти "русские" подробности - лишь милое вкрапление, свидетельство английского чувства меры: соблюсти здесь диспропорцию гораздо элегантнее, чем впопыхах напичкать "русскую флейту" скоропортящейся клюквой. Тем более что игра со зрителем все равно происходит: слуга Зорастра, огнепоклонника по происхождению, появляется из упаковочной коробки от электролампы. Веселенькие рабы шастают в классических клоунских костюмах, мальчики-ангелы - в гавайских рубашках. Самый зрелищный привет авторы отправляют "Амаркорду" Феллини - словно в замедленной съемке из кулисы в кулису движется торжественная процессия, в которой есть престарелая балерина, цирковой борец с пудовыми бицепсами, мясник с топором, примкнувшие к ним шахидка, православный поп и прочая, прочая. Избыток визуальной смеси будто выплеснулся в оркестровую яму: оркестр играл слишком густо, увесисто, не помоцартовски. То, что вокалисты регулярно не попадали в такт, отнесем на свойственные всякому прогону технические накладки. По-настоящему вкусно пел приглашенный из Вены Папагено - Флориан Беш, старательно -Памина - Анна Аглатова, прогибавшая под пение непривычный немецкий.


Когда упрятанный во фронтальный ряд открытых дверей хор неспешно натягивает костюмы биохимической защиты, штампы европейской режиссуры 30-летней давности начинают досаждать.


Но британцы опять элегантно выпутываются, и вот уже правильно взятый в руку противогаз не отличается от черепа бедного Йорика в руке Гамлета. Может, все дело в гении места: штампы еврооперы живо выглядят только в стенах, не так давно переживших возрождение "Мазепы" в исторически достоверных костюмах?


Лейла Гучмазова


***


Проклятые и забытые


ПОСТУПОК ПИТЕРСКОГО ПАРЕНЬКА, ШАГНУВшего от безысходности под пригородную электричку, спровоцировал невиданный скандал. Власти ищут того, кто должен за это ответить, а общество яростно спорит: что делать? Кто-то ищет ответы в пороках нашей школы, кто-то - в бездушии властей. Попробуем поискать в "важнейшем из искусств", на открывающемся в Москве Первом фестивале независимого американского кино "ИдиВид". Фестивальная программа - большая энциклопедия всех мировых (читай - и российских) бед. Если выразиться языком философа, речь идет о критической реконструкции современного постиндустриального общества, которому наплевать на все, и на молодое поколение в том числе. Об этом буквально кричат Грегг Араки, Ребекка Миллер, Гас Ван Сент, Тодд Солондз, Тодд Хейнс и другие культовые киногуру. Тот же Араки убежден: Америка неумолимо катится в пропасть, прихватив с собой и тинейджеров, которым, собственно, остается либо убивать, либо быть убитыми. "Бог помер, но никому до этого нет дела. Если и вправду существует ад - встретимся там", - поет лидер Nine Inch Nails Трент Резнор в начале ленты Араки "Поколение игры Doom". И под эти аккорды парень в ночном клубе выпрашивает у девушки дозу.


Если герои инфернального роуд-муви Араки в попытке соскочить с подножки обреченного поезда предпочитают убивать других, то музыкант Блейк из ленты Гаса Ван Сента "Последние дни" (прототипом главного героя стал лидер культовой Nirvana Курт Кобейн), напротив, рад свести счеты с жизнью. Весь фильм он, словно крест, таскает на плечах ружье, постепенно отрешаясь от лживой реальности. А в финале, известное дело, его душа, по версии автора чистая и светлая, отделяется от бренного тела. И аминь! .. И вообще персонажи всех фестивальных фильмов пугающе похожи.


Молодой Брайан Слэйд из "Бархатной золотой жилы" Тодда Хейнса инсценирует свое убийство для того, чтобы сохранить хоть какие-то остатки человеческого в себе. А простая американка Дон из дилогии Солондза "Добро пожаловать в кукольный дом" и "Перевертыши" решила уйти из жизни из-за безразличия собственных родителей.


Конечно, иной зритель скажет, что, мол, авторы этих фильмов, будучи яркими представителями "гнилой интеллигенции", склонны к гиперрефлексии и сгущению красок. Но статистика вещь упрямая. За последние 10 лет в Штатах число подростков-самоубийц в возрасте 10-14 лет выросло аж на 240 процентов. Вывод напрашивается однозначный: нынешнее поколение молодых стало обузой для американского общества, увязшего где-то между Эль-Фаллуджей и Уолл-стрит.


Впрочем, мы-то Америку давно догнали и перегнали. Мало кто обращает внимание на то, что Россия заняла первое непочетное место в мире по количеству самоубийств среди подростков - более двух с половиной тысяч человек в год. Почему-то мы только теперь, после щемящей истории питерского школьника Ромы вдруг поняли, какая творится уже не беда -катастрофа. Подростковый суицид был во все времена, страшно другое: сегодня количество молодых, гибнущих по собственной воле, пожалуй, уже сравнялось с официальными боевыми потерями в Чечне. Куда дальше-то? Ну можно что-нибудь еще запретить: клипы группы "Тату", концерты "Ленинграда", кинобоевики, фильмы ужасов, криминальную хронику... С этим бороться проще и приятнее, чем взять и спасти одного конкретного Рому, которому не хватило 350 рублей, чтобы сохранить свою жизнь.


...В психиатрии есть понятие "синдром Кассандры", названный по имени той самой прорицательницы, к чьим советам не прислушались жители Трои. Это такое специфическое заболевание, при котором предвидение сочетается с бессилием что-либо предпринять. И если американцы, остро чувствуя катастрофу, не в силах ее предотвратить, то мы, видимо, даже не слышим грома, чтобы хотя бы взять и просто перекреститься. Стас Лобастов


***


Служили два товарища...


Вышел в свет новый роман Юрия Полякова "Грибной царь"


ПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ ПОЯВИЛСЯ на читательском горизонте во времена перестройки, и уже тогда было заметно его умение ставить злободневные вопросы. Те, кто читал в конце 80-х журнал "Юность", наверняка помнят его повесть "Сто дней до приказа", посвященную кромешным армейским будням. Тогда же вышел и "Апофегей" -сатирическое описание нравов перестроечной интеллигенции. С тех пор за какую бы тему ни брался Поляков, везде заметна была авторская усмешка, а порой и изрядная доза сарказма.


Новый роман "Грибной царь" не стал исключением. Тем более что и повод вроде бы благодатный -автор рискнул вывести на сцену "героя нашего времени", преуспевающего бизнесмена. Усилиями Юлия Дубова ("Большая пайка") и Татьяны Устиновой ("Олигарх с Большой Медведицы") в российскую литературу пришел герой-олигарх. Герой же Полякова - не какой-нибудь супермагнат, а бизнесмен средней руки, пока еще не столь частый гость на страницах современной прозы. Это стареющий предприниматель Михаил Свирельников, владелец компании "Сантехуют", поставляющей клиентам высококачественную сантехнику. Впрочем, Свирельников предстает перед читателем и в более юном возрасте - как молоденький призывник, познающий первые радости любви. Временные планы в романе нарочно перепутаны, они то и дело перебивают друг друга - словно советское прошлое и постперестроечное настоящее спорят друг с другом за место под солнцем. Спорят они и в душе героя, и в его жизни.


Вначале, как говорит сам автор, вместо романа был задуман рассказ - "о двух друзьях, которые вместе служили офицерами, потом вместе пошли в бизнес, и как все закончилось кошмаром, как бизнес поломал и дружбу, и всю их жизнь". Эта сюжетная канва сохранилась в романе, но обросла семейными сценами и адюльтером, так что в итоге получилась история о несчастной дружбе, которая разрешается в напряженном любовном треугольнике. Задумав развестись и жениться на молоденькой любовнице, Свирельников неожиданно сталкивается с проблемой. Оказывается, компания оформлена на брошенную жену, а ее новый ухажер - бывший однополчанин и нынешний конкурент Свирельникова Вовико. В какой-то момент доведенный почти до нервного срыва герой готов поверить, что его жену и конкурента хватило на то, чтобы заказать его. Несчастный бизнесмен сам подумывает убить сладкую парочку, но затем события принимают самый неожиданный оборот. Написана эта душераздирающая история добротным, можно даже сказать, чуть-чуть суконным языком, не предполагающим ни головокружительных красот стиля, ни эскапад с нецензурной лексикой. "Вся жизнь и 36 часов почти одинокого мужчины" изложены, как в газетной передовице.


Евгений Белжеларский


***


В кассу!


Комедия "Одолжите тенора! " на сцене Театра им. А. С. Пушкина


У НАС ДАВНО ПРИНЯТО ДЕЛИТЬ ТЕАТральные зрелища на те, что сделаны для публики (попроще и посмешнее), и те, что адресованы немногим критикам и избранным интеллектуалам. Первые смешат народ, собирают полные залы и делают кассу, вторые ездят на фестивали, получают премии, сборами не интересуются и двигают вперед многострадальное искусство театра. Меж тем понятно, что и смешить людей, и заставлять их размышлять над судьбами мира надо уметь. Именно эта простейшая мысль и осеняет тебя в переполненном, умирающем от смеха зале Театра им. Пушкина, а вслед за ней приходит другая, гораздо менее очевидная. Вот как хотите, а хорошо поставить непритязательную комедию труднее, чем соорудить на сцене какой-нибудь новаторский и заумный изыск. Недаром все критики, "Одолжите тенора! " рецензирующие, дружно поминают мхатовский "N 13" Рэя Куни в качестве образца, а лет этому образцу сколько? То есть комедий навалом, а обрадоваться решительно нечему.


Для удачи на этом поприще самое главное - сохранить легкость. Не потеть, выжимая смех из сограждан (как это делают в наших антрепризах и аншлаговых представлениях), а отпустить себя на волю божественного промысла. Именно так, похоже, поступил вашингтонский юрист Кен Людвиг, решивший в один прекрасный день написать пьесу. Сел, отодвинув на время важные дела, и написал отличную комедию положений о том, как в 1934 году в отеле города Кливленда приключилась странная история. Знаменитый тенор Тито Мерелли (Александр Арсентьев) приехал в город, чтобы спеть партию Отелло, потом исчез и не вышел на сцену, и его заменил невзрачный молодой человек, ассистент директора местной оперы (бывший солист группы Smash Сергей Лазарев). Вокруг этой непритязательной завязки и вертится действие, уморительно смешное. Еще одно условие качественного результата - чувство меры. Им режиссер Евгений Писарев, как выяснилось, обладает сполна. Прелесть его спектакля в точном и тонком расчете, ничего лишнего постановщик себе не позволил, здесь даже реакция публики точно просчитана. Не говорю уж о том, как верно угадан исполнитель главной роли.


Сергей Лазарев, любимец юных девушек (на премьере они дружно сходили с ума от восторга), в этом театре несколько лет назад играл Ромео. Потом ушел на эстраду, группа Smash стала невероятно популярной, потом распалась, и вот экс-солист снова вернулся на сцену. Про Лазарева-певца не скажу, не знаю, но актер он от Бога, и роль нелепого очкарика, попытавшегося изменить свою судьбу, пришлась ему в самый раз. Он играет ее с той заразительной легкостью, о которой как раз и можно сказать, что она - божественна (при желании можно вспомнить Андрея Миронова, и, поверьте, это воспоминание будет вполне к месту). Не подвели и партнеры - Александр Арсентьев, Андрей Соколов (Сондерс), Ирина Бякова (Джулия), Анна Бегунова


(Мэгги) и все другие играют просто отменно.


А самый главный секрет успеха заключается в том, что подобная легкость с неба почти ни на кого не падает, ее можно добиться серьезным трудом, который многим теперь кажется чем-то совершенно необязательным. Оттого и радуешься "Тенору" так горячо и возбужденно.


Марина Зайонц


***


Между Невским и Тверской...


В октябре Москва и Санкт-Петербург отмечают 50-летие композитора Леонида Десятникова


ДЕСЯТНИКОВ - ФИГУРА В ВЫСШЕЙ степени загадочная. Ярлык постмодерниста, приклеившийся к нему после оперы "Дети Розенталя", не имеет ничего общего с подлинным духом его творчества -традиционного, кое в чем консервативного и в то же время эпатаж -ного. Вещи Десятникова требуют от слушателя особой культурной проницательности. Чего стоит хотя бы симфония "Зима священная", отсылающая к хрестоматийному творению Игоря Стравинского, или пьеса для двух роялей "В сторону Лебедя", за которой маячат романная эпопея Пруста и "Карнавал животных" Сен-Санса!


К юбилею композитора приурочен фестиваль его музыки, который проходит одновременно в двух столицах. Московской публике обещаны ранее не исполнявшиеся в столице кантаты -"Дар" на стихи Державина и "Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина", сделанное в фольклорном духе. Зато петербуржцы имеют удовольствие видеть на сцене Мариинки нашумевшую оперу "Дети Розенталя", которую везет им в подарок Большой театр. Сенсационный спектакль представляет труппа во главе с Александром Ведерниковым.


Разумеется, будут на фестивале хиты композитора - музыка к фильмам "Москва" и "Закат", "Свинцовое эхо" на стихи Дж. М. Хопкинса и многие другие десятниковские шедевры. Однако найдется место и для менее известных произведений. Прозвучит, в частности, "Бедная Лиза" - камерная опера, отмеченная любовью к Стравинскому. Эта вещь была первой попыткой Десятникова работать в большом жанре. Созданная еще в студенческие годы она, по словам самого автора, была написана без плана - как бог на душу положит, но отнюдь не устарела.


Любопытно, что сам Десятников не принимал участия в подготовке и составлении программы и подключился лишь в самом конце к редактуре и верстке буклета. А потому фестиваль целиком стал подарком юбиляру. Ведь на сцене - его друзья и соратники: Гидон Кремер с блистательным оркестром "Кремерата Балтика", пианист Алексей Гориболь, виолончелисты Алексей Массарский и Борис Андрианов, скрипач Илья Иофф с ансамблем "Дивертисмент", певцы Марат Галиахметов, Ольга Дзусова, Юлия Корпачева, Яна Иванилова...


А у виновника торжества между тем новые замыслы. Он признается прессе: "Как школьник, в сентябре я начал рабочий сезон. У меня очень много заказов, одно камерное сочинение, одно симфоническое. Вероятно, я буду работать в театре - Валерий Фокин предложил мне написать музыку к "Живому трупу" в Александринском театре, который через год - к своему юбилею - откроется после ремонта. Возможно, впервые в жизни я напишу музыку к сериалу".


Евгений Белжеларский


***


HOW MUCH


710 тысяч долларов - за такую сумму были проданы с аукциона золотые часы легендарного адмирала Нельсона. И еще почти 400 тысяч выложил анонимный покупатель за трость грозы французского флота. Часы преподнесли адмиралу офицеры корабля "Виктори" за два месяца до Трафальгарской битвы, произошедшей 21 октября 1805 года. А трость - дар жителей греческого острова Закинф (Занте). Ее вручили Нельсону после победы над французами в битве при Абукире в 1798 году.


7 миллионов 718 тысяч долларов собрал дебютный фильм Федора Бондарчука "9 рота" за первые пять дней кинопроката. Таким образом, картина, повествующая о событиях Афганской войны, выбилась в лидеры российского проката. Со дня премьеры фильм уже посмотрели 1 миллион 863 тысячи зрителей. На данный момент самым кассовым фильмом за всю историю отечественного кинопроката является "Турецкий гамбит" (более 18 миллионов долларов), на втором месте "Ночной дозор" (16 миллионов), на третьем - "Властелин колец: Братство кольца" (14 миллионов).


***


Непрофильный актив


ГМИИ им. А. С. Пушкина показывает последние приобретения


ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ВСЕ КРУПНЫЕ МУзеи устраивают "отчетные" выставки, на которых показывают, какими ценными приобретениями пополнилось собрание за последние пять, десять или большее число лет. Пушкинский, традиционно воспринимаемый как собрание западноевропейской живописи, удивил тем, что пополнение фондов в последнее время происходило в основном за счет русских художников. В небольшом Зале истории музея, находящемся за Греческим двориком, уместилось не так уж много работ, зато видно - отобраны лучшие. Перед устроителями стояла непростая задача собрать в едином пространстве художников конца XIX и всего XX веков и скомпоновать их таким образом, чтобы не получился безобразный винегрет. Удивительно, но устроителям выставки удалось эту задачу решить. Обычно на выставках, посвященных XX веку, упор делается на представителей авангарда 20-х годов, им отдается львиная доля выставочной площади, а остальной XX век идет неким прицепом к авангардистам -от каждого десятилетия по одной самой заезженной работе наиболее раскрученных художников. В Пушкинском не так - нежные акварели Зинаиды Серебряковой, сочные зарисовки Давида Бурлюка и нехарактерные эскизы Бориса Кустодиева уравновешиваются интересными и качественными работами авторов второй половины XX века. Вся композиция держится, по сути, на двух художниках - Николае Ге и Гарифе Басырове. Двусторонний эскиз Ге к "Распятию" определенно является сильнейшей работой всей выставки. А фантасмагорические рисунки Басырова, относящиеся ко второй половине столетия, затмевают и книгу-сундук "Полное собрание сочинений Даниила Хармса", и яркие пасьянсы Юрия Ноздрина. Конец XX столетия представляют очень интересные рисунки Сергея Цигаля, пара работ Дмитрия Плавинского, а также потрясающей красоты и точности иллюстрации Бориса Диодорова к "Удивительному путешествию Нильса с дикими гусями" Сельмы Лагерлеф. Большая часть представленных работ - дары известных коллекционеров, лишь малая часть куплена на средства из закупочного фонда. Все это великолепие приобретено музеем для научной работы и вряд ли когда-нибудь появится в выставочных залах. Постепенно Пушкинский превращается в музей западного типа -при фондах, используемых непосредственно в экспозиции, создаются еще и грандиозные по своей значимости архивы. Для полного соответствия иностранным аналогам ГМИИ не хватает серьезного научного центра, в котором могли бы заниматься молодые, подающие надежды историки искусства. КЮИ - Клуб юных искусствоведов, долгие годы существующий при музее, на роль научного центра, к сожалению, претендовать не может.


Наталья Филатова


***


ЖДЕМ-С!


Забавы молодых


Плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Редко можно встретить студента ВГИКа, который не мечтает о славе Андрея Тарковского или Ларса фон Триера, Фрэнсиса Копполы или Жана Люка Годара... Фильмы тех, кто, перефразируя слова известного персонажа, еще не стал Тарковским или Годаром, а только учится, можно увидеть на XXV Международном фестивале во ВГИКе с 10 по 15 октября.


"Всего-то дел - студенческие работы", - может свысока отмахнуться кто-то. И будет сильно не прав. Фестиваль во ВГИКе - дело очень масштабное, далеко выходящее за рамки отдельно взятого вуза и даже страны. 27 международных киношкол из 23 стран (в том числе из Польши, Германии, Франции, Швеции, Китая) прислали работы своих студентов. На каждую киношколу должно прийтись 40 минут показа, тогда есть шанс, что вся зарубежная программа уместится в отведенные 20 часов.


Что касается отечественных фильмов, то в их отборе принимали участие и преподаватели, и студенты, которые настояли на том, чтобы голосование было в этом году тайным (дабы не давили преподы своим авторитетом молодежь). В итоге в конкурсе участвуют работы 37 режиссеров. Среди хороших традиций -мастер-классы, которые на этот раз проводят документалист Артур Пелешан, оператор Влад Опельянц, режиссер Дмитрий Месхиев (он же возглавит жюри основного конкурса), президент гильдии монтажеров США Алан Хейм. Последний привез на радость студентам свой новенький фильм о магии монтажа.


Среди других новостей фестиваля -появление наряду с кинопрограммой еще и конкурса дипломных спектаклей театральных школ. Кроме постановок наших ВГИКа, РАТИ, Щукинского и Щепкинского училищ, участвуют также спектакли, привезенные Софийской и Лодзинской киношколами. Кстати, Джаник Файзиев, который отвечает за кинопроизводство на Первом канале, нашел в своем плотном графике время, чтобы поработать членом жюри театрального конкурса. Причина - не только нежная любовь ко ВГИКу (он окончил вначале актерский, а потом режиссерский факультеты ВГИКа), но и острый дефицит новых имен, актерских лиц, режиссеров.


От других кинофестивалей вгиковский отличается не только демократичностью, внятностью цели, но и разнообразием. Кроме фильмов и спектаклей, на фестивале можно обнаружить ярмарку сценариев, фотовыставку, конкурс киноведческих работ... Все - для профи. Для зрителей же - грядущее "Эхо фестиваля" в вузах и кинотеатрах Москвы.


Жанна Васильева


***


Маргарита Эскина, директор Дома актера:


У ДОМА АКТЕРА ЕСТЬ ТРАДИЦИЯ: мы собираем творческих людей и вместе едем куда-нибудь отдыхать, устраиваем различные посиделки с выступлениями. В этом году в большой компании, в которой были Юлий Ким, Фазиль Искандер, Сережа Маковецкий и много-много других актеров, писателей, поэтов, отправились на Мальорку. И там я впервые услышала стихи Фазиля Абдуловича, немного уступающие в профессиональном отношении его же прозе, но тем не менее очень глубокие, точные и актуальные, несмотря на то, что были написаны довольно давно. Там же мне подарил свой сборник наш замечательный поэт Юрий Ряшенцев, автор старой песенки "Пора-пора-порадуемся".


А отдельным "номером" мальоркской программы стал показ фильма художника и режиссера Рустама Хамдамова "Вокальные параллели". Эту картину Хамдамов начал снимать уже давно, но вывел ее в свет только на последнем Венецианском кинофестивале, где картина была показана в рамках программы "Горизонты". "Вокальные параллели" - это своеобразный фильм-концерт, посвященный контртенору Эрику Курмангалиеву, в свое время игравшему в знаменитом спектакле Романа Виктюка "М. Баттерфляй". А в роли конферансье-философа выступает Рената Литвинова. Невероятное, ни на что не похожее зрелище.


***


Живо, изобретательно, бойко


Вышел в свет альбом Igor Boiko Five


В СОВРЕМЕННОМ ДЖАЗЕ ОЧЕНЬ МНОГО сделано. О сделанном немало написано. Любой объект в контексте джаза сложен. Однако писать об альбоме Igor Boiko Five получается легко. Во-первых, следует признать за этой работой своеобразие и силу. Перед слушателем не сборник музыкальных номеров, а "номерной альбом", нанизанный на единый смысловой костяк. Во-вторых, нельзя рецензировать альбом, абстрагируясь от фигуры автора, а Игорь Бойко представляется фигурой весьма своеобразной. Он даже внешне отличается от гитарных героев (длинные волосы, косицы, темные очки) - короткая аккуратная стрижка придает Бойко образ романтичного боксера, хорошего парня из фильмов 50-х и 60-х. Он учился играть на электрогитаре под записи рок-виртуозов Ричи Блэкмора и Джимми Пейджа, начал профессиональную карьеру в ансамбле "Обрий" при филармонии города Сумы, жил и играл в Будапеште, Амстердаме и Нью-Йорке, чтобы вернуться в конце концов в Россию и занять прочное место на нашей джазовой сцене. Игорь


Бойко известен и как гитарист, владеющий языками джаза, блюза, фанка, и как преподаватель, автор книг и пособий по гитарной импровизации.


Five открывает минутное "Интро", в котором перешептываются электроника, струнные и перкуссия и в конце повисает гитарный флажолет. Переход к следующей вещи, "Дороге домой", - и первые ее ноты создают ощущение слитности, продуманности альбома. Звучит скэт-пение Сергея Манукяна и Евгения Панкова - это почти цирковой номер, с бульканьем и кудахтаньем. Пожалуй, только "точка" на ударных, поставленная в этой забавной и свободной вещи, показалась мне чересчур острой... особенно при переходе, через паузу, к следующему номеру, Freedom Jazz Dance (автор - основоположник фанка Эдди Харрис; заметим в скобках, что все остальные номера в альбоме написал Бойко). Существует множество версий "Танца", включая вариант Майлса Дэвиса, и браться за такую работу было непросто. Однако на диске этот фанк-манифест, в котором солируют гитара, тенор-саксофон (Игорь Бутман) и фортепиано (Юрий Погиба), получился искренним и незаигранным. В "Фанки клубе" и "Размышлении" Игорь Бойко открывает коробку с рок-н-ролльной пиротехникой, играет мощно, горячо, в конце пассажей его Fender Telecaster прямо взвизгивает! Нельзя не припомнить звук ранних джаз-роковых пластинок (например, второго альбома "Чикаго") или, из близкого времени, "грэмминосного" Майка Стерна. Импровизации в альбоме диалогичны и разнообразны. Медитативная беседа фортепиано Андрея Кондакова, фанковый, вразвалочку, говорок трубы Виталия Головнева, заоблачная скрипка Феликса Лахути, вибрафон Сергея Чернышева -их диалоги с бойковской гитарой, звучащей то ясно, то "нагруженно" и плотно, получились интересными. При этом не могу не выделить феноменальную игру на хроматической губной гармонике молодого петербуржца Максима Некрасова. Последний номер, "Хорошие новости", предваряемый загадочным голосом по радио, создает стильный гитарный рифф, подхваченный клавишными, и он звучит достойным завершением. Альбом отменно, с воздухом, записан и обработан Дэном Юровским и Сергеем Большаковым.


Самые главные достижения на "Пятерке" Игоря Бойко - новые мелодии. Здесь несколько явных удач, хитов, достойных частого вращения по радио (взять хотя бы "В настроении вальса", с каким-то битловским настроением, но при этом незаемным). Если бы только у нас умели любить инструментальные хиты!


Алексей Аграновский


***


"ИТОГИ" ПРЕДСТАВЛЯ


Когда играла музыку капель


Формально американская картина "Темная вода" - ремейк одноименного японского фильма. Но поставил ленту режиссер Вальтер Саллес, автор прошлогоднего хита "Че Гевара: дневники мотоциклиста", получившего три приза в Канне и "Оскара" за лучшую песню к фильму. Так что от истории о странных подтеках воды в обветшалой квартире разведенной матери-одиночки можно ожидать неожиданностей. В ролях Дженнифер Коннелли, Джон С. Рейлли, Тим Рот. На московских экранах с 13 октября.


Миссия выполнима


Участник Гражданской Галактической войны Малькольм "Мэл" Рейнольде честно заслужил репутацию космического


"морского волка". Но сегодня он, можно сказать, не у дел - пилотирует транспортный корабль. Однако приключения все же находят героя, когда на борт "Серенити" поднимается молодой доктор с сестрой-телепаткой. Спасаясь от военных сил тоталитарного Вселенского Альянса, от ужасных каннибалов Жнецов, команда Рейнольдса даже не догадывается, какая угроза таится на борту их собственного корабля... Режиссер картины "Миссия "Серенити" - Джосс Уэдон. В ролях Натан Филлион, Джина Торрес, Алан Тьюдик. Московская премьера -13 октября.


Островитянка


Звезда world music Сезария Эвора долгие годы пела исключительно mornas -песни, соединившие традиции португальских fado, африканскую музыку и бразильские мотивы. Только в середине


90-х к этой исполнительнице, поющей на кабовердийском креольском, пришла европейская слава. Еще через несколько лет альбом Эворы Cabo Verde был выдвинут на Grammy, и ее имя узнали за океаном. Наконец, в 2002-м она впервые приехала в Россию, где по сей день остается одной из самых модных гастролерш. 11 октября Эвора выступит в Государственном Кремлевском дворце.


Осколки войны


Борис Смирнов начал фотографировать еще в конце 30-х: гусениц на листе, бабочек на руке, глиняные игрушки. Он умело использовал оптику, играл с цветовыми пятнами. И хотя в историю искусства Смирнов вошел как классик отечественного стеклоделия, основатель своей школы, наиболее концептуальными его произведениями оставались фотографии. Особенно те, что были сделаны во время войны и теперь собраны на питерской выставке "Знаки войны", которая откроется 13 октября в Петропавловской крепости.


Ни ты, ни я так не умеем


Проект "Манекены" - результат творчества москвича Дмитрия Шорина и питерского фотохудожника Дмитрия Проворотова. В галерее "Файн Арт" покажут их работы, выполненные в смешанной технике, сочетающей шелкографию и живопись на холсте. Дмитрий Шорин так комментирует идею проекта: "Манекен - это не я или ты. У него одна, постоянно одна гримаса. Ни ты, ни я так не умеем. Это некий модуль, образец, "совершенство", собранное из наших представлений об идеале". Выставка работает с 10 октября по 11 ноября.


- ВАЛЕНТИНА ХОДАСЕВИЧ. "ПРОДАВЕЦ ОВОЩЕЙ" (1918 ГОД)


- МОСКВА И ПЕТЕРБУРГ ОТМЕТИЛИ 50-ЛЕТИЕ КОМПОЗИТОРА ЛЕОНИДА ДЕСЯТНИКОВА ФЕСТИВАЛЕМ


- СЕРГЕЙ ЛАЗАРЕВ (МАКС) И АННА БЕГУНОВА (МЭГГИ) В СПЕКТАКЛЕ "ОДОЛЖИТЕ ТЕНОРА! "


- "ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА" МОЦАРТА, ПОСТАВЛЕННАЯ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ ГРЭМОМ ВИКОМ, УДИВИЛА УЖЕ УВЕРТЮРОЙ