Пушкин, как известно — наше все. Мы это узнаем с рождения и к концу жизни привыкаем к тому, что он нам строить и жить помогает, и вообще разруливает любую ситуацию, поищи только нужную цитату в его произведениях. Но также общеизвестно — за границей, несмотря на универсальность его творчества, он мало знаком даже просвещенной Европе. О чем достаточно откровенно говорил на пресс-конференции французский актер Филипп Сент-Пъер7 исполнитель моноспектакля «Дуэт с Пушкиным»:
— Проект родился в 1999 году, почти случайно (по предложению Нины Косенковой, ставшей режиссером спектакля). Во Франции мало кто знает произведения Пушкина. Имя слышали, но чаще через оперы Чайковского «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». А многие и не догадываются, что первоисточники опер Пушкин написал. Спектакль, который я сыграл на французском языке на родине уже 45 раз (всего 115 раз), тоже оказался загадочным для простых зрителей. Биография поэта неизвестна, и совсем уж мало кто знает о дуэли и Дантесе. Но жизненную атмосферу вокруг поэта чувствуют. Главное — после спектакля ко мне подходят и спрашивают: какие книги поэта можно купить и где найти хорошие переводы? Оказыва1 ется, творчество его понятно, актуально и современно сегодня.
Филипп — артист обаятельный. Кучерявые волосы, специально отпущенные бакенбарды, резвая мимика, сияющая улыбка — маленький, темненький, смешной. Внешне похож на наше национальное достояние, как достоверно известно, красотой не отличавшееся. Все-таки поэт — правнук арапа, а французы тоже с ними пересекались в крестовых походах и потом в Северной Африке.
На сцену выехал на велосипеде под дурашливое напевание «пари-пампам».Фрак с чужого плеча, шляпа походная, саквояжик, пледик. «Я молодой повеса» — читает весело, во французскую речь вставляя русские слова. И ведь хорошо покатило — через музыкальный ряд, эмоциональную жестикуляцию, атмосферный органический монтаж текстов нашелся ритм спектакля. Расстелил на опилках плед, присел, вскочил, выпил, станцевал, спел, почитал стихи. Пушкин — актер. Помечтал о Европе, куда царь не пускает. Покривлялся почти трагически о России. Даже под Стеньку Разина изобразил русский пляс с размахом рук. «Аи да Пушкин...» — ляпнул (здесь, конечно, аудитория звонко захохотала). Правда, не в том месте — не за Стеньку, а за Годунова ведь себя хвалил настоящий поэт.
Сенатскую площадь обошел стороной. Но про Анну Керн сочинил смешную мизансцену: вырезал из бумаги двух куколок и разыграл симпатичную кукольную импровизацию любви. «Я потерял голову», — и буквально ножницами отрезал голову своей кукле. И дальше все жизнерадостные куски текста ему лучше удавались, чем реальные чувства тоски и фальши среди не понимавших поэта людей. И чем больше Филипп кружил по сцене, чем больше читал и изображал путь к трагическому финалу, тем больше я понимала — автор путешествует по пушкинской биографии, трактуя ее как Бог на душу положит. А меня это не трогает — следила только за актерской игровой стихией. На сцене победила школа французского представления. Русское переживание осталось за кадром. Получился сценический коллаж, заразительно понятный даже не знающему французского языка зрителю.
С другой стороны, приятно, что ростовчане тоже увидели (благодаря центру «Альянс Францез-Ростовская область» и его директору Сирилю Жерардону) масштабный поли культурный проект, внутри которого не только обмен, как раньше, культурными мероприятиями. Это уже обмен, объединивший культурные корни разных народов, интересный взаимопроникновением и нахождением общих ценностей.
Помимо спектаклей, проводились мастер-классы, общение с публикой, разговор о Пушкине, разумеется, который думал и по-французски, и был частью дворянской культуры, объединившей два разных народа еще в XIX веке. Всего спектакль был показан в десятке российских городов, и везде с успехом. Потому закономерно: Филипп Сент-Пьер стал лауреатом Всероссийского телевизионного пушкинского конкурса «России — первая любовь...» (1999 г.) и лауреатом Международного театрального конкурса «Славянский венец» (2001 г.). Наконец, спектакль получил признание на главном Пушкинском фестивале в Пскове, куда его привозили два года подряд. Второй раз по просьбе зрителей:
— Пушкин — это Россия. Я не сразу увлекся поэтом. Я полюбил Россию и потом только понял, что он писал. Когда увидел степь, метель над степью, я понял «Бесов». Что они значат. За 9 лет я больше и больше чувствую Россию. Вашу страну в принципе невозможно понять и объяснить, но почувствовать что-то можно. Здесь я и жену свою нашел. И нашел страну, где я не могу не жить, как не могу теперь жить только во Франции. Здесь я получаю много сил и энергии.
***
Филипп Сент-Пьер — лауреат Международного театрального конкурса «Славянский венец» (2001 г.)
фото: ... Филипп — артист обаятельный. Кучерявые волосы, специально отпущенные бакенбарды, резвая мимика, сияющая улыбка — маленький, темненький, смешной. Внешне похож на наше национальное достояние...