Главная >> 5 >> 34 >> 1

Чего ждут женщины?

"Женщины ждут" - так называется спектакль по пьесе финской писательницы Хеллы Вуолийоки, который в Семипалатинском русском драматическом театре им. Ф. М. Достоевского поставила московский режиссер, кандидат искусствоведения Дамеш Арынгазиева.


- Не знаю, могу ли отнести выбор сценария, который стал предмартовской премьерой, себе в заслугу, - говорит Дамеш Рахманкуловна. - Скорее, надо разделить ее с директором театра Яковом Горельниковым. Во всяком случае, нам обоим импонирует в драматургии нацеленность на добро, способность театрального действа вызвать сопереживание зрителя. А пьеса Хеллы Вуолийоки, которую мы на сей раз предлагаем публике, именно такова. И хотя действие происходит в 20-30-е годы прошлого столетия, герои драмы - Юстина, Хильда, сенаторша, Роберт - живут в преодолении инерции бытия, в стремлении добиться жизненной гармонии. Пьеса актуальна, потому что подвигает зрителя к поиску ответа на вечный вопрос: что есть любовь?


- Мы, работники СМИ, с большим удовольствием в свое время рассказали своим читателям, как нынешний известный режиссер - девчонка из казахстанской провинции - Дамеш Арынгазиева одолела конкурс в Московском ГИТИСе: 150 человек на одно место...


- И по его окончании получила одновременно два "красных" диплома: актерский и режиссерский. В ГИТИСе я училась на курсе Юрия Александровича Завадского, в группе, где среди большого числа парней было только три девушки, и мне довелось сыграть много ролей в учебных спектаклях. По окончании ГИТИСа в течение двух лет училась в аспирантуре, в мастерской Марии Иосифовны Кнебель - известного театрального педагога, воспитавшего многих знаменитых актеров. Потом защита диссертации по практической режиссуре и работа рядом с ней в театральном институте. По возвращении из Москвы работала в Академическом театре драмы имени М. О. Ауэзова в Алматы, преподавала мастерство актера и курс режиссуры в Алматинском театральном институте.


А еще я работала в Немецкой театральной академии в Алма-Ате, куда меня пригласили в качестве директора и художественного руководителя специалисты ФРГ, субсидировавшие этот проект, а я привлекала специалистов из многих стран мира. И, возможно, поэтому на театральных конкурсах, проводимых в Европе, мастерство наших актеров отмечалось высокими баллами. Как это было, например, в Базеле.


Восемь лет назад Москва позвала Дамеш и ее мужа Виталия Шабельникова - доктора психологических наук, профессора, к себе. Дамеш Рахманкуловна - доцент кафедры режиссуры в Институте современного искусства. Ее перу принадлежит несколько монографий. Одна из них - "Театр без масок" - о мировых театральных школах, режиссерских и актерских проблемах, о психологии человека в театре. Д. Арынгазиева еще и режиссер, практикующий, по существу, в театрах всей Евразии. По приглашениям она нередко отправляется ставить спектакли и в театрах дальнего зарубежья. А уж Казахстан в ее маршрутах, как говорится, вне очереди. И это притом, что Дамеш - любящая, заботливая мама троих детей и бабушка троих внучат.


- Узнавая о многоплановости ваших жизненных ролей, Дамеш Рахманкуловна, я восхищаюсь! Несомненно, в процессе интерпретации драматургических задумок в спектаклях вам есть что вложить в них из запасов собственной души...


- Театр - искусство коллективное. Все вместе мы стремимся правдиво раскрыть сложность внутреннего мира человека, его устремления. Добиваемся эмоционально-духовного единения сцены и зрителей. Надеюсь, что и на сей раз своей работой молодые, но зримо растущие актеры театра Ф. М. Достоевского: Елена Калинина, выпускница Новосибирского театрального училища, дебютирующая в главной роли Юстины, Елена Волкова, Андрей Глушков, а также давно известные зрителям мастера: заслуженная артистка Республики Казахстан Светлана Сергеевна Забелкина, Людмила Владимировна Никонова и другие сумели ярко и образно показать сложность и богатство человеческой души.


Мне особо хочется сказать о новаторском стиле деятельности театра имени Ф. М. Достоевского. Известно, что собственного главного режиссера в последние годы здесь нет. Все постановки осуществляются режиссерами-гостями. Репутация коллектива такова, что сюда просятся, есть выбор. Собрался состав единомышленников, для которых главное - хранить и воссоздавать для каждой новой аудитории зрителей атмосферу одухотворенности, интеллигентности, праздника. Репертуар складывается так, что в нем - зарубежная и русская классика, поднимающая вечные проблемы человеческой души. Есть также мелодрамы, комедии, сказки для детей. А главное - здесь действует заповедь - "Кто, если не я". Спектакли проходят без сучка и задоринки, благодаря и отличной работе художника по свету Нурлана Канаева, художника-бутафора Галины Марченко, работников пошивочного цеха во главе с Жанной Берикпуловой, начальника технического отдела Михаила Крылова, заместителя директора Хайдара Мотышева, главного администратора Гули Садыковой. Театр - участник многих крупных смотров, на которых он становился лауреатом. Режиссеры, осуществляющие здесь постановки, оценивают коллектив как театр европейского уровня. И во всем этом, несомненно, главная заслуга директора Якова Горельникова, который возглавляет театр свыше двадцати лет, а работает в нем практически всю сознательную жизнь.г. Семипалатинск


P. S. ...Завершен еще один этап работы театра и режиссера. У Дамеш Рахманкуловны - новые приглашения, новая работа. И ставшая постоянной деятельность в российском филиале Семинара-лаборатории американского драматурга Юджина О'Нила. Где исследуют новые направления в драматургии. Каждый год актеры, режиссеры, драматурги выбирают лучшие пьесы и восемь новых проигрывают на своеобразном профессиональном конкурсе. В России филиал возглавляет известный драматург Александр Гельман. Поставленный там Дамеш Арынгазиевой спектакль по пьесе Юрия Колесова "Монолог" признан лучшим.


А в душе казахстанско-российского режиссера зреет идея - создать фестиваль исповедальных спектаклей. Волнуют душу и много других задумок. Можно, конечно же, сказать, что как и героини ее спектаклей, Дамеш не просто ждет счастья, она его создает и дарит людям.