Милый управдом
Путешествие по семейному альбому
О важности той или иной отрасли в городе или стране красноречивее всего говорят должности во властных структурах.
В Уфе первый заместитель городского главы всегда отвечал за жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство.
И должности руководителей домоуправлений были ответственными и "стратегическими".
Таким руководителем в 60-е годы была Наиля Халиковна Насырова.
Мы сидим в ее квартире неподалеку от горсовета. Сегодня такие с изрядной долей презрения называют "хрущевками". А 40 лет назад каждый уфимец, даже горожанин в пятом поколении, мечтал справить новоселье в пятиэтажке с горячей водой и центральным отоплением. И радость от вселения длилась не одно десятилетие. Поэтому дворы и подъезды были буквально обласканы самими жильцами. Энтузиастом-активистом был, пожалуй, каждый обитатель новых кварталов.
А самым главным - управляющий домами, или попросту управдом.
Жилищное хозяйство - отрасль, в которой много женщин. Ставки дворников, бухгалтеров и лифтеров занимали и занимают именно они.
На бухгалтерскую должность в домоуправление
N 22 в 1963 году была принята Наиля Насырова. В Уфу семья приехала после большой демобилизации Советской Армии. Офицерские жены всегда старались получить какую-нибудь работу. Наиля не была исключением. Так что в 34 года у нее накопилось уже десять лет стажа.
Обычно в домоуправление шли работать те, кто нуждался в жилье. Насыровой важна была только возможность в перерыв проведать детей-школьников.
В 1963 году не проходило и месяца без сдачи в эксплуатацию новых домов. Сдавались пятиэтажки на проспекте Октября. Домоуправление N 22 скоро стало предприятием высшей категории, то есть в штате его было около ста человек.
- Вот одна из первых моих жилищных фотографий, - показывает Наиля Халиковна, - наш коллектив на благоустройстве двора. Вот представитель от районного комитета партии. А это - жильцы.
Посадка деревьев закончена, и группа людей позирует перед фотоаппаратом. Лица сияющие.
У Наили та же прическа, что и сейчас, только пышнее.
- Всю жизнь так ходила, - смеется моя собеседница, - четыре приколки и никаких проблем. Одевалась всегда скромно. У меня был один костюм, два платья и несколько блузок. И этого было достаточно, чтобы выглядеть всегда прилично.
Через пять лет, в 1968 году, Наилю Насырову, отличного бухгалтера одного из лучших домоуправлений, неоднократно завоевывавшего Переходящее Красное знамя Уфы, пригласили в исполком.
Квартирную плату тогда начисляли в домоуправлении. 13,2 копейки стоило содержание одного квадратного метра. Для военнослужащих и персональных пенсионеров действовал льготный тариф - 0,8 копейки. За начислением строго следили сами жильцы и различные контролирующие органы. Жалобы на то, что бухгалтер ошибся на две копейки в пользу государства, были нередки. Наиля Халиковна подумала, что приглашение "на ковер" как раз по такой жалобе. А ей предложили должность управдома.
В некоторой растерянности она пришла домой. Решила посоветоваться с мужем и детьми. Но мужа не было дома: командировки на неделю для работника Министерства внутренних дел были обычным делом. Сын и дочь пришли в восторг.
- Мама-управдом? Здорово! - воскликнули они. - Ни у одного нашего товарища нет мамы, занимающей такую должность!
В Уфе тогда Наиля Халиковна была единственной женщиной-управляющей домами. Впрочем, и сегодня их в столице Башкортостана всего две.
Вернувшийся из командировки муж удивился, что в квартире установили телефон. Все же выполнили мою заявку, подумал он, но дети пояснили, что телефон поставили маме.
Аппарат звонил беспрерывно днем и ночью. Спрашивали Насырову, товарища управдома, Наилю Халиковну.
Руководителем Наиля была строгим. Слесари ее боялись: не дай Бог, увидит навеселе в рабочее время. Тогда прощай, служебная квартира. Не терпела и неисполнительных.
Однажды накануне Первомая дала поручение трактористу съездить в питомник за саженцами. День был предпраздничным, коротким. С жильцами Наиля Халиковна договорилась, что они помогут после обеда посадить деревца в уже выкопанные ямки. Тракторист же решил по-своему: рабочий день кончился, я ухожу домой. Завел трактор и демонстративно поставил его перед окнами домоуправления. Весь дым шел в открытую форточку.
В питомник поехал другой тракторист. А за уволенного прогульщика ходатайствовали перед Насыровой немало людей. Не приняла она его назад. "Не хозяин", только и твердила просящим за любителя отдыхать.
- Вот еще одна фотокарточка, - показывает Наиля Халиковна. - Я ее очень люблю. "Щелкнули" меня на волейбольной площадке.
И опять высокая прическа, белая блузка в черный горошек и строгий костюм.
Домоуправление шестидесятых и сегодняшнее - это, как говорят в Одессе, "две большие разницы". Тогда работа по месту жительства была приоритетным направлением партии. "Зеленый патруль", стенные газеты, спортивные соревнования, концерты дворовых коллективов были привычными.
- Хорошо, что сегодня это все возрождается, - говорит Наиля Халиковна. - Тогда связь управдома с жильцами была очень тесной. Спортинвентарь покупала я сама. Сетку и мяч с таким трудом добыла. На нашей волейбольной площадке все лето слышался стук мяча. Днем играли дети, а по вечерам и их родители соревновались команда на команду. Приезжали из других концов Уфы сразиться с нашими ребятами. Ну, и болельщиков хватало.
А зимой почти в каждом дворе дворники заливали катки. У Наили Насыровой первая же хоккейная коробка вызвала бурю негативных эмоций. Декабрь 1969-го выдался теплым и бесснежным. Ежедневные оттепели попортили немало нервов жилищникам. 26 декабря, в сороковой день рождения, управдома Насырову вызвали в горком партии. Поздравят с юбилеем, наивно подумала женщина. Однако вызов оказался по поводу... льда. "Для галочки" - так называлась заметка в "Вечерней Уфе". В ней критиковалось качество льда на одной из хоккейных коробок 22-го домоуправления. Мол, земля просвечивает через тонкий ледок.
Наиля выслушала упреки в нерадивости, извинилась, что не может немедленно выехать с комиссией на проверку, так как сегодня ее юбилей.
- Но в тот же вечер оценку льду на катке дали самые строгие судьи - ребята на "дутышах" и "снегурках". Уж, какие они выделывали фигуры! Был бы лед корявый, ничего бы у них не вышло, - рассказывает Наиля Халиковна. - Это было первое и последнее мое общение с прессой. Больше я с журналистами дел не имела.
Договариваясь о встрече, я удивлялась сопротивлению Насыровой. Теперь-то мне ясно, почему она отказывалась от общения.
"Мы были энтузиастами" - эта фраза звучала не раз во время нашего достаточно длинного разговора о жилищниках вообще и жилищнице Насыровой в частности. Действительно, без энтузиазма и любви к своему делу в этой сфере просто нельзя было обойтись.
Оклады здесь были ну о-о-о-чень смешными. Ставка дворника в 60-е годы составляла 40 рублей. Техник-смотритель получал 75 рублей. Управдом расписывался за 120 рублей.
А обязанностей у жилищников была уйма. Содержание территорий летом включало в себя и полив тротуаров и газонов (тогда у каждого подъезда был специальный кран для шланга).
Снег убирали вручную. А зимы почему-то были многоснежными. Сугробы на газонах усилиями дворников вырастали в два-три человеческих роста, а бордюры всегда были чистыми.
В сборе пищеотходов участвовали все работники жилищных организаций. Раз в неделю специальные бачки отвозили на свиноводческую ферму под Уфой.
"Экзаменов" в году было много: проверялись подготовка к зиме, зимнее и летнее содержание территорий. Но главным все жилищники считали День цветов. К этому августовскому празднику готовились тщательно. Еще весной обдумывали композиции, которые держали в строжайшем секрете.
- Выращивали цветы, а потом из них собирали не только букеты, но и панно. Земной шар, звезды, герб СССР, портреты, лозунги - это всегда присутствовало на Дне цветов, - говорит Наиля Халиковна. - Вот еще одно фото. Август 1972 года. Парк имени Гастелло. Мы стали победителями городского конкурса.
Управдомом Наиля Насырова была пять лет, а затем ее пригласили на работу начальником планового отдела городского жилищного управления. Жизнь здесь была намного преснее, энтузиазма требующая меньше, но зато спокойнее. До 1984 года, до выхода на пенсию, Наиля Насырова проработала здесь.
Дочь Светлана и сын Ринат не пошли по стопам матери. Дочь стала врачом, а сын - юристом.
- Хватит с нас одного управдома в семье, - полушутя-полусерьезно говорят они. - Вместо мамы мы видели только мамин портрет. Правда, отдыхали всегда вместе.
Сейчас Наиля Халиковна в дела своих дворовых жилищников не вмешивается.
- Дворников и уборщиц я не встречаю и их труда не вижу. Нет служебных квартир - нет и энтузиазма у жилищников, - констатирует факт ветеран. - Надо возродить порядок, когда управдом, дворник, уборщица и другие жилищники живут там же, где и работают.
На снимках: Наиля Насырова в 1968 и в 1999 годах.