Повествование о "земле обетованной"
Все, что ни делается, к лучшему. За час до намеченного отправления в пресс-тур до владений общины Виссариона стало известно, что обещанный одной организацией автобус предоставлен не будет. Выезд перенесли на вечер, срочно вызвав из отпуска водителя Дома журналиста. В свой микроавтобус смогли загрузиться лишь восемь человек. В основном, это коллеги из районных газет...
М АЛЕНЬКОЙ такой компанией мы и двинулись в путь, догоняя упущенное время. Долго тряслись по грунтовой дороге, опыляемые лесовозами. Однако в полночь все же примчались в Курагино, где под звездным небом еще гуляли стайки молодежи. Поплутав по полутемному поселку, выбрались на проселочную дорогу до села Черемшанка. По предварительной договоренности, мы были определены на постой в информационном центре общины. Через часок припылили к огромному двухэтажному дому, который освещался лишь звездами.
Нас встретила шустрая, приветливая женщина, попросившая звать ее просто Валей. Она проводила нас на второй этаж в гостевые апартаменты, выдала белье и... бланки прибытия: кто, откуда, цель визита и т.п. Удивились мы такой детали. Оказалось, что сия процедура - требование районной администрации, а не общины.
Смыв с себя дорожную пыль, все блаженно вытянулись в кроватях. Впрочем, спать оставалось недолго. В семь утра уже светило солнце, пробиваясь сквозь туман окрестных гор. Величественная картина пробуждающейся тайги открывалась прямо с балкона. Наш дом - на улице Зеленой, что на краю села. Сразу за оградой - кедровый лес.
На летней кухне Валя приготовила нам завтрак: каша овсяная, овощной салат, домашней выпечки ржаной хлеб, масло, сыр, печенье, чай на травах. Некоторые скептически отнеслись к вегетарианскому завтраку, но потом еще и добавки просили. Каша-то тоже с травкой была.
Три дня радости
До деревни Петропавловка, где и проходил праздник 44-го года эры рассвета (считается от дня рождения Виссариона - 14 января 1961 года), мы ехали минут десять, обгоняя многочисленных велосипедистов, которые улыбались нам, несмотря на то, что наша машина окутывала их пылью. У людей праздник, не до мелочей.
Все празднование занимает три дня. День благодарения Земли, день благодарения Бога, день радости в единстве. Мероприятия проходили с раннего утра и до позднего вечера.
В восемь утра туман еще цеплялся за верхушки кедров в окрестностях деревни, а у храма уже было полно народа. Мы высыпали из авто и встали, как зачарованные, любуясь своеобразной архитектурой резного храма. Вокруг - аккуратно подстриженные газоны и цветочные клумбы, как в поместье какого-нибудь английского сэра. Чистота невероятная. А сколько деревень мы проехали, где лишь невзрачные домишки с покосившимися заборами, заросшими бурьяном, да брошенные, разворованные фермы, производящие гнетущее впечатление. Народ - словно в воду опущенный. Или пьяный.
А тут люди смотрят на тебя сияющими глазами. Женщины обращают на себя внимание сплетенными из цветов венками, мужчины - льняными белыми одеждами. И все улыбаются, обнимаются при встрече. Просто сердечное братство какое-то. Чувство реальности незаметно испаряется, зато появляется ощущение, что ты ступил на эту землю не просто из машины, а из машины времени.Причем не ясно: то ли ты в прошлом, то ли в будущем.
Кое-как удалось протиснуться в храм. По центру, на мягком зеленом паласе верующие стоят на коленях, остальные - впритирку вдоль стен. В храм входят босыми. Внутри убранство из дерева и ткани, сбоку портрет Виссариона, перед ним свечи и лампада. Священник Сергей Чевалков не столько читает молитву, причем сидя, сколько просто общается с паствой, подыгрывая на акустической гитаре женскому хору, время от времени запевающему псалмы.
- Пусть с радостью потечет по миру чистота. Войдем трепетно в мир, в который приглашает нас Отец...
Все склоняют головы.
- Мы готовы соединить пожелания, и пусть от алтаря священного зажжется огонь, и мы понесем его на остров, и пусть праздник будет...
Жестом обращается к верующим, как бы за подсказкой, а в ответ звучат восторженные синонимы: светлым, ликующим, лучезарным, сказочным, всепрощающим, волшебным.
- Пусть каждый будет творцом, - заканчивает священник. - Слава Тебе, Господи! Аминь.
- То ли молитва, то ли игра, - невольно вырвалась у меня негромкая фраза. На что стоящая рядом женщина, смиренно посмотрев, заметила:
- Ну что вы, какая же игра? Душа моя такой благодатью наполнилась, такой трепетностью...
Я спорить не стал. К тому же со своим уставом в чужой монастырь, как известно, не ходят. А их устав, или как тут говорят, последний завет, мне незнаком. Лишь здесь, в храме, я и увидел увесистый том в красном переплете. Говорят, что таких томов уже пять. Наскоком не осилить. Кое в чем однако я не без интереса попытался разобраться. И полистал книгу...
Том в красном переплете
Открываю его и читаю...
"Моя жизнь наполняется смыслом, когда я наполняю то, для чего был создан", - писал один богослов. Но для чего мы были созданы? В чем смысл жизни? Ответ на этот вопрос волнует, пожалуй, каждого. От ответа зависит, какую жизнь проживет человек. Нередко мы боимся задуматься о смысле существования хотя бы потому, что, как заметил один философ, "в этом вопросе мы находимся на грани полной неизвестности".
Попробуйте дать себе вразумительный ответ о том, что мы знаем о жизни, если не видим, в чем ее смысл?
Обратившись к Библии, мы читаем о том, что Творец говорит о смысле жизни. Лучше всего, пожалуй, это выразил Иисус Христос: "Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете моими учениками". Тем самым Бог открывает цели в разных областях жизни: духовной, душевной, физической и общественной. Для внутреннего удовлетворения и спокойствия мы нуждаемся в общении с Богом. Даже когда вокруг все рушится, мы сможем опереться на Него и всегда можем рассчитывать на Его помощь.
Но Бог далеко, а посланник его ближе. 18 августа 1991 года в маленьком поселке Городок под Минусинском впервые открыто прозвучало слово Виссариона, мессии, посланника Отца Небесного. На проповедь собралось ровно 33 человека, И молвил Виссарион: "Пришло время деяний, ибо время размышлений прошло"...
В основных положениях учения единой веры 19 пунктов. Приведу два из них.
"В настоящее время на земле начался сложный и ответственный процесс перехода человечества в новое качественное состояние. Люди должны будут понять правила своего развития во Вселенной, войти в гармонию с ней на основе расцвета души и достижения абсолютной невредности".
"Правила и сроки этого перехода, а также силы духовные для достойного прохождения его, даются ныне Отцом Небесным детям своим через Слово Свое Живое - особую избранную плоть - проводника Духа Святого и великой мудрости Творца. Новое духовное имя учителя Любви - Виссарион, что значит "дающий жизнь". Учение его призвано объединить все религии и духовные учения в одну религию всеединства, религию единой веры, сформировать миропонимание людей новой эпохи - эпохи Любви, Истины и Света, заложить основу духовного и культурного единения человечества в единый народ на Земле, и наметить пути его развития во Вселенной".
Мудрено. А остальные положения еще мудреней. Богом Виссарион себя не называет, он лишь - слово Его живое. Разные люди на подобную "скромность" посмотрят по-разному.
Костер на острове
С огнем из храма, священник Сергей Чевалков в окружении единоверцев, с пением псалмов, движется к острову на реке Казыр, что течет невдалеке от храма, чтобы совершить таинство благодарения Земли.
На островной поляне четыре-пять сотен последователей Виссариона становятся в круг. Священник призывает: "Почувствуйте себя сами, мы живые!" Хор запевает: "Матушка Земля, как люблю тебя, ты даруешь нам храм, храм для жизни святой..." Люди кланяются, взявшись за руки, ходят по кругу и садятся на землю. Священник уверяет, что "на этом маленьком кусочке Земли мы можем собрать через стихию водную духов со всей Земли". Потом все спускаются к речке, чтобы взяв по камушку, сложить в курган на поляне, приговаривая, откуда дух принесли - с Волги, Енисея, Иртыша, Оби...
Ближе к полудню место рядом со священником занял... монах, брат Аяс из монастыря в Туве, и предложил, объединив обряды, совершить камлание.
Начали разводить костер. Ветки, видимо, попались сыроватые, огонь никак не разгорался. Не помогли даже сухие можжевеловые веточки, которые тувинец достал из своего пакетика и обсыпал ими костер. Не помогло и сладкое, а его, говорят, любят духи. Аяс бросил в костер изюм и полил ветки медом. Тщетно! Тут я вспомнил, что у меня в сумке есть "Сегодняшняя Газета", и решил пожертвовать свежий номер на благое дело - очищение всей Земли, как-никак, а то дрова все плотнее обкладывали дарами природы, как приношениями. Мой дар спас положение. Скушав газету, огонь прочно зацепился за ветки и начал свою пляску.
Через духов Саянских гор Аяс пригласил духов других великих гор Земли прибыть сюда и вкусить то, что возложено, огнем. Потом он попросил воссоединиться духов лесов, а через речку Казыр пригласил к огню всех русалок. Духам, надо полагать, было весело и сытно. Надеюсь, духи не забудут про нашу газету и будут благосклонны к нам. Однако какой парадокс открылся мне: духи любят сладкое, а читатели - жареное (в смысле - факты). Но, впрочем, огонь тоже на сладости не клюнул, а вот газетная бумага с ее содержимым пришлась ему по вкусу.После обряда я уточнил у брата Аяса, как его занесло в церковь последнего завета. Ответ был прост: "С 93-го года я почувствовал учителя и стараюсь бывать на празднике. Мне уже не первый год поручают вести вместе со священником таинство. А буддизм почти на 100 процентов перекликается с учением Виссариона". Логичнее утверждать, что "учение" перекликается с буддизмом.
...Вскоре народ перешел в центр острова, там праздник взяли в свои руки жрицы, проводя различные обряды. А мужчины подтянулись к месту, где начались игры молодецкие, например, стрельба из лука. Направился туда и я. Но об этом в другой раз...