Главная >> 5 >> 33

Лейся, песня, от Каунта Бэйси

Вчера в Москву съехались звезды мирового джаза на международный фестиваль


Для удачи джазовых фестивалей в саду "Эрмитаж" - а вчера открылась его седьмая серия - нужны две вещи: хорошая музыка и отсутствие дождя. Первые пять фестивалей прошли на удивление гладко - не лило, не дуло и даже светило солнце. Организаторы акции (Комитет по культуре правительства Москвы, МДА Юрия Саульского и дирекция сада) каким-то таинственным образом могли обеспечивать своему мероприятию самую благоприятную и музыку, и погоду.


Правда, в 2002 году погода была не ахти, но ненастье прекратил своими могучими "заклинаниями" известный фольклорист Сергей Старостин. Это не шутка, заклинания подействовали, чему свидетелями были несколько сотен зрителей! Серые облака, пугающе нависшие над Москвой, рассеялись, и все кончилось миром. Прошлогодний - шестой - фестиваль тоже прошел под аккомпанемент капели, но дождя никто особо не испугался, зал прикрылся разноцветной чешуей зонтиков, дезертировали единицы. В эти выходные если дождь и пойдет, то будет неопасен: зрительскую площадку прикроет просторный пластиковый тент.


Итак - очередной, седьмой по счету Международный московский фестиваль джаза. Кажется, такой вот именно акции москвичам как раз всегда недостает: посидеть под вечерним небом, послушать музыку, хлебнуть пивка, насладиться классным звуком. Музыкантов, желающих принять участие в этом ярком празднике, с каждым годом все больше - как в России, так и за рубежом. Организаторы умудрились втиснуть в три фестивальных дня немыслимое число коллективов разного формата и стиля - от трио до биг-бэндов и от би-бопа до этно-джаза.


Фестиваль совпал с крупной джазовой датой - сегодня, 21 августа, исполняется ровно 100 лет со дня рождения великого американского джазмена - пианиста, аранжировщика, руководителя биг-бэнда, ставшего образцом горячего негритянского свинга, - Уильяма Каунта Бэйси. В школе он играл на ударных, потом стал пианистом в оркестре Элмера Сноудена. С 1927 года жил и работал в Канзас-сити, причем настолько удачно сопровождал своей игрой немые фильмы, что любители специально ходили в кино "на пианиста".


В 1936 году возглавил оркестр, почти все музыканты которого были импровизирующими джазменами. Успеху оркестра способствовал также темпераментный блюзовый вокалист Джо Вильяме (диск Count Basie Swings - Joe Williams sings). С оркестром Бэйси выступали Элла Фицджеральд, Фрэнк Си-натра, Тони Беннет, был концерт-состязание с коллективами Бэйси и Дюка Эллингтона...


Все пятнадцать коллективов, приехавших в Москву, конечно, не перечислишь. В ряду самых ярких - три биг-бэнда, играющие в первую очередь композиции из репертуара самого Бэйси. Это джаз-оркестр Олега Лундстрема под управлением Георгия Гараняна, детский биг-бэнд Андрея Мачнева из Ростова-на-Дону и эстонский Dream Big Band, аккомпанировавший вокалисту Денису Роуланду, ветерану оркестра Каунта Бэйси.


Среди других ансамблей выделяется квартет саксофониста Александра Довгополого (с пианистом Алексеем Беккером, басистом Сергеем Хутасом и ударником Павлом Тимофеевым), молодой израильский гитарист Йотам Зильберстейн, аргентино-испанский квинтет Алехандры Мартин, квартет двух старых друзей - гитаристов Николая Громина (проживающего сейчас в Дании) и Алексея Кузнецова, а также группа американского трубача Эдди Хендерсона и московского пианиста Якова Окуня.


Эдди Хендерсон знаменит еще и тем, что играть на трубе начал с девятилетнего возраста, а несколько первых уроков ему дал не кто иной, как сам Луи Армстронг. В четырнадцатилетнем возрасте Хендерсон поступает в консерваторию Сан-Франциско, где одним из его учителей становится Майлс Дэвис. Сейчас Хендерсон является одним из наиболее известных мировых трубачей-виртуозов. А среди россиян не менее интересным исполнителем на трубе безусловно следует назвать Германа Лукьянова, блестяще выступившего со своей группой "Кадан -Миллениум".


Словом, открывшийся вчера фестиваль обещает подарить москвичам удивительные вечера проникновения в глубины современного джаза.