Главная >> 5 >> 33

ПРАЗДНИК АВИАТОРОВ

В конце прошлой недели и подмосковном Жуковском не было человека, который не смотрел бы на небо. Интерес вполне объясним: на территории Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени М.М.Громова и над ней проходил первый Международный фестиваль пилотажных групп.


Подобный праздник в России проходит впервые. В августе 1933 года был учрежден День Воздушного флота, и в его честь в Москве провели первое аэрошоу. Через два года его повторили. Так началась история знаменитых авиационных парадов в Тушине.


После начала "холодной войны" праздник в Тушине стал единственной отдушиной для любителей авиации. Однако у него был существенный минус - ни о каких наземных экспозициях, где технику можно было бы "пощупать", не было и речи. Между тем за рубежом авиационные выставки переживали небывалый подъем, становились предметом национальной гордости.


Организацией авиационных салонов в Жуковском занялись в 1986 году. Именно тогда здесь провели первую выставку новинок авиапрома. В 1992-м состоялось "Мосаэрошоу" с участием зарубежных компаний. После этого многие заговорили о возрождении международных авиасалонов в России. Именно о возрождении, ведь первая подобная выставка была проведена у нас еще в 1911 году в Санкт-Петербурге. Потом пришли знаменитые МАКСы. Однако у них тоже было свое "но": полеты были на них лишь дополнением к наземной программе.


В этом году у пилотов появился свой праздник, на который они могут пригласить коллег из-за рубежа. То, что это произошло именно в 2004-м, символично. В этом году отмечается столетие со дня рождения Валерия Чкалова - летчика, прославившегося на весь мир, нашей национальной гордости. Именно о гордости за страну, давшую такого пилота, сказал на открытии вице-мэр Москвы Валерий Шанцев.


- Я счастлив, что сегодня мы вспоминаем и чествуем Валерия Чкалова, человека-легенду. В свое время отец назвал меня в его честь, и хотя я не стал авиатором, всегда буду помогать проведению летных фестивалей.


В рамках фестиваля были развернуты выставки, рассказывающие о развитии авиационной промышленности в стране и в столичном регионе, состоялось несколько научно-технических семинаров. Однако главными были все же не они, а полеты. Причем разные: и виртуальные, и наяву.


"...Смотри, с хвоста заходит...", "За землей следи, дурень, собьют ведь...", "Не зевай, жми на гашетку! .." Это не записи переговоров летчика и "земли". Такие комментарии можно было слышать во время проведения открытого Кубка Валерия Чкалова по авиационным симуляторам.


Небольшое шале, в нем десяток компьютеров, за которыми сидят мальчишки. На экранах мониторов -кабины истребителей, за стеклами которых - земля, небо и вражеские самолеты. Пути в авиацию неисповедимы, и кто знает, может быть, через несколько лет кто-нибудь из этих "компьютерных асов" сядет за штурвал настоящего самолета. А надежда такая есть: многие мальчишки после своих виртуальных полетов шли смотреть на полеты настоящие.


Почетное право парадного вылета было предоставлено пилоту Александру Павлову. Его МиГ-25, обгоняя звук, пронесся над аэродромом и открыл фестиваль. Затем парашютисты ЛИИ имени М.М. Громова пронесли в небе над Жуковским флаги России, ВВС и своего института.


Летчики старшего поколения когда-то не могли даже представить, что станут свидетелями полета в российском небе знаменитого "Миража". И вот над небом Жуковского капитан ВВС Франции Яник Валей, чей пилотажный стаж насчитывает три с половиной тысячи часов, демонстрирует российским зрителям возможности этой машины и свое искусство. Самолет, находящийся на вооружении ВВС Франции, во время демонстрационного полета менял скорость от 180 до 900 километров в час. Пилот при этом испытывал невероятные перегрузки.


313-й пилотажной эскадрилье ВВС Италии "Фречче Триколори" определенно не везло во время нынешнего визита на фестиваль. Прошедший накануне грозовой фронт едва не сорвал последние тренировочные полеты "Трехцветных стрел". Лишь к вечеру небо прояснилось, и десять самолетов MB339CD взмыли ввысь. Показательный пилотаж они всегда выполняют в составе из девятки самолетов, десятый - солист. Он иногда подходит в полете к строю, но в основном занимает внимание публики, когда основная группа выходит из виду при перестроениях. Пилотажный комплекс состоит из 18 фигур, среди которых уникальный элемент "Аризона" - солист выполняет "колокол" над распускающейся группой.


Под шестым номером среди итальянских асов на нынешнем фестивале выступал почетный президент МАКСа Герой России Магомед Толбоев. У него была достаточно выигрышная позиция - он находился в самом центре группы. Но в плотном кольце коллег ему было важно соблюдать точность и плавность движений. На состоявшейся позже пресс-конференции Магомед Толбоев признался, что ему легко находить взаимопонимание с итальянскими летчиками благодаря такому же, как у них, южному темпераменту.


Похоже, именно страстность итальянской натуры -причина того, что основным моментом при поступлении в эскадрилью "трехцветных" является длительное тестирование на совместимость. Как сообщил журналистам Андрэ Сайя, их пресс-атташе, можно быть трижды высококлассным пилотом, но единство в группе - самое главное.


Уже не первый год российские журналисты мечтают вот так же накоротке пообщаться со своими соотечественниками - знаменитыми "Стрижами" и "Русскими Витязями". Но их МиГи и Су взлетают в небо с аэродрома в Кубинке и, продемонстрировав свое высокое пилотажное искусство, возвращаются обратно. Организаторы авиасалона ведут с ними переговоры, и, быть может, в будущем легенды российского высшего пилотажа, к всеобщей радости, приземлятся в Жуковском.


К моменту выступления "Фречче Триколори" в первый день праздника вновь появились грозовые тучи. Но это не испугало "трехцветных", и они блестяще выполнили свою программу, которая смотрелась даже эффектнее на фоне потемневшего неба. Зарядивший сразу после этого дождь заставил многих зрителей укрыться в шале. Но и здесь им не пришлось скучать. Их вниманию были представлены выставки авиамоделей и более 6000 значков и знаков, посвященных авиации и космонавтике.


Спортсмены Независимой ассоциации радиоуправляемых видов спорта во время праздника провели Малый пилотажный фестиваль моделей летательных аппаратов. Достоверность этих полетов была такова, что издалека трудно было определить: находится ли в воздухе модель или это взлетает очередной участник "взрослого" шоу.


Гости фестиваля получили уникальную возможность рассмотреть вблизи и посидеть в кабинах самолетов Су-30МКИ, двухместного многофункционального истребителя, экспортируемого в Индию, спортивного


Су-29. Среди покупателей этой популярной машины - США, страны Западной Европы, Австралия, ЮАР. Легкий многоцелевой самолет для перевозки четырех пассажиров, для патрулирования автодорог, нефтепроводов, лесов Ил-103, амфибия Бе-200 для борьбы с лесными пожарами, Ту-204-300, самый молодой представитель этого семейства лайнеров - вот далеко не полный перечень образцов статической экспозиции праздника.


Вновь установившаяся погода позволила продолжить летную программу фестиваля. Долгожданные "Стрижи" и "Русские Витязи" на этот раз выступали единой командой: четыре МиГ-29М и пять Су-27УБ выполнили уникальный пилотажный комплекс, где маленькие маневренные МиГи словно порхали между мощными Су. Авиационная группа высшего пилотажа "Стрижи" входит в состав 237-го Центра показа авиационной техники. Их динамичный групповой и индивидуальный пилотаж получил высокую оценку во многих странах мира. Программа "Стрижей" обычно насыщена огромным количеством фигур и перестроений. Причем все перестроения выполняются на глазах у зрителей, они как бы вплетены в общую картину. А уникальность "Русских Витязей" состоит в том, что это единственная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на тяжелых истребителях.


Фестиваль был организован блестяще. Единственная "недоработка" - с погодой: в субботу снова зарядил дождь, и полеты были отменены. Однако организаторы сделали красивый жест, разрешив использовать билеты нынешнего представления на МАКСе-2005. Так что встречаемся через год в те же дни на том же месте.


А в это время в подмосковном Монине прошла международная военно-историческая выставка "Асы Второй мировой войны". На ней демонстрировались раритетные самолеты из авиационных музеев России, Англии, Франции, Германии и США. В экспозиции были представлены автобиографии, документы, личные вещи, награды и фотографии летчиков-асов, проявивших высокое профессиональное мастерство и героизм в годы войны. Особое внимание посетителей привлек раздел, посвященный Александру Покрышкину. Он совершил 650 боевых вылетов и в 156 воздушных боях лично сбил 59 самолетов противника.


С особым интересом посетители осмотрели инсценированный полевой аэродром ВВС РККА. Здесь были представлены оборонительные сооружения, блиндажи, палатки, а также самолеты из экспозиции музея ВВС "Монино": Ил-2, Ту-2, По-2, Ла-7, Як-11 и другие. Они стояли в боевых порядках, которые занимали в 40-х годах. Около каждой машины летчики-ветераны рассказывали о воздушных сражениях той кровопролитной войны.


Отдельные эпизоды воздушных боев были показаны в специальных программах "Отражение атаки противника на боевые позиции аэродрома" и "Налет на позицию аэродрома". В них участвовали "летающие легенды": По-2, И-16, Ли-2, Як-3, Як-11, Ла-5, Aero Cobra P-39, Mustang P-51, А-26В Invader, AT-6G Texan, Harvard Super Six, Boeing Stearman, Storch, Junkers-87. Иностранные летчики, ветераны и авиаторы Калужского авиационного училища РОСТО показали воздушные бои со сложным пилотажем.


Динамичная, захватывающая программа авиашоу была построена на контрастах полетов раритетных и современных российских боевых самолетов. Мощь нашей авиации блестяще продемонстрировали пилотажные группы "Стрижи", "Русь", "Русские Витязи". Затаив дыхание зрители наблюдали, как исполняли они знаменитые фигуры высшего пилотажа -"колокол" и "кобру Пугачева".


Аэродром Монино стал местом проведения праздника не случайно. У него богатые военные традиции. Например, в 1941 году именно отсюда взлетели советские самолеты бомбить Берлин. Планируется, что начиная с этого года Монинский авиагарнизон станет центральным местом проведения праздника ВВС и Дня Воздушного флота, который прежде проходил на Тушинском аэродроме.