Вечная мечта человека парить рядом с птицами впервые воплотилась в России в 1803 году, когда в Санкт-Петербургской губернии поднялся в небо воздушный шар с воздухоплавателем на борту.
Так что петербургская земля по праву может считаться родиной отечественного воздухоплавания и авиации. Но лишь восемьдесят лет спустя при Императорском русском техническом обществе был открыт Воздухоплавательный отдел, осуществивший в 1886 году первый подъем воздушного шара в научных целях. А 7 августа 1887 года на аэростате поднялся в небо для наблюдения солнечного затмения организатор отдела химик Д.Менделеев.
Однако настоящая революция в покорении воздушного пространства началась с созданием аппарата тяжелее воздуха. Первый самолет А.Можайского - моноплан весом около одной тонны - приводился в движение двумя паровыми машинами, которые вращали три воздушных четырехлопастных винта. Каким неуклюжим и примитивным представляется это творение сегодня! Как далеко шагнула за это время авиация! Без преувеличения, она стала главной тяговой силой в научно-техническом, индустриальном развитии страны. И не только.
После беспримерного 63-часового беспосадочного перелета Валерия Чкалова, столетие со дня рождения которого отмечено в этом году, Георгия Байдукова и Александра Белякова на АНТ-25 из Москвы через Северный полюс в Ванкувер были сказаны знаменитые слова о том, что русские летчики этим геройским поступком сделали для укрепления отношений между народами СССР и США больше многих дипломатов. А утверждение тех лет - кто силен в воздухе, тот в наше время вообще силен - актуально и по сей день.
Сегодня только Россия, США и объединенная Европа могут создавать и создают суперсовременную воздушную технику, имея в виду полный цикл - от проектирования до готового изделия. Отсюда можно сделать вывод: мы сильны. Но с оговоркой - пока. Праздник работников воздушного транспорта, который отметим 15 августа, и прошедший накануне День Военно-воздушных сил России все-таки получаются с горчинкой.
Да, наши авиаконструкторы создали отличные образцы современной техники - магистральные пассажирские лайнеры Ту-204, Ту-214, Ил-96 и другие, но на отечественных и международных трассах курсируют только единичные экземпляры этих машин. Большие надежды возлагали на лизинг. Но две лизинговые компании пока реализуют программу по строительству лишь 17 самолетов. Что это при наших пространствах и потребностях в пассажирских и грузовых авиаперевозках? До сих пор их обеспечивает (и даже с некоторым ростом общих по стране показателей) в основном физически и морально устаревшая техника. К тому же более 40 процентов пассажиров перевозит авиапарк иностранной техники. Тревожный звонок! По утверждению специалистов, Россия не сможет сохранить статус авиационной державы, не занимаясь разработкой и производством гражданской авиационной техники.
Да, мы сейчас разрабатываем боевой самолет пятого поколения, но армия страны ощущает острый дефицит новых машин даже четвертого поколения. А то, что строят авиазаводы, - это, как правило, экспортные заказы.
Наверное, можно утверждать, что сегодня отечественная авиация находится на переломном этапе. Сможем реализовать свои потенциальные возможности, развернуть во всю мощь производство новых самолетов (а кадровая, научная, техническая, материальная и производственная база для этого у России до сих пор остается) и оснастить ими наших авиаторов - значит реально укрепим могущество государства. Не сможем... Даже думать, ей-богу, об этом не хочется. Должны, обязаны смочь. Этого ждут и российские авиаперевозчики, и те, для кого они работают. Так что с праздником, дорогие авиаторы, и с надеждой на добрый завтрашний день!