Что вы знаете об одиссеях, кроме покрытых мхом басен старого Гомера и романтических фантазий Стивенсона? Пора развеять грезы мальчиков-девочек о водных путешествиях, будто это увеселительные прогулки по горящему от заката морю, с "интересными" опасностями и трудностями, которые герой одолевает одной левой как раз в тот самый момент, когда все уже молятся о лучшей доле на том свете. В награду же за свою смелость он получает поцелуй, а затем руку и сердце красавицы. Все это розовые промокашки для наивных душ. В настоящие одиссеи ходят только настоящие мужчины. Именно они сушили весла в городах нашего округа несколько недель.
Дорогой Ермака
Идея пройти на веслах маршрут заселения Сибири родилась несколько лет назад в новосибирской школе юнг. Сначала будущие командиры флота, а пока студенты училища имени С. И. Дежнева, решились доплыть до Байкала. Показалось мало. Тогда подумали: "А не махнуть ли нам от самого глубокого озера до самой родной реки-матушки Волги тем же самым маршрутом, каким плавали наши предки, осваивавшие Сибирь?" Первопроходцем в этом деле был сам Ермак со товарищи, нанятый Строгановыми для разборок с местными угорскими князьками.
После воссоздания маршрута воссоздали средство передвижения: ял размером 6 на 2 метра напоминает струги казаков, бороздивших Иртыш в XVI веке. На нем нет ничего лишнего, так как все ненужное рано или поздно окажется сперва на горбу у путешественников, а потом без долгих сожалений на земле. Еще одна фишка этой экспедиции - маршрут заселения уже невозможно повторить ни на чем другом, кроме этого яла, который выбрали путешественники.
На одном из ханты-мансийских затонов, в котором расположилась экспедиция, мне удалось пообщаться с Алексеем Зоновым. Настоящим моряком, с обветренным лицом и уставшими от гребли руками.
- Тяжело плыть?
- Конечно. Можешь себе представить четырехчасовую греблю, без перерыва. Когда ты видишь только затылки товарищей, воду, небо, солнце и все время тянешь весло на себя. Физически это очень тяжело. Зато эту часть путешествия у нас в экипаже решили скрасить: чтобы мы просто не сидели, не проклинали все на свете - нам рассказывают об истории заселения Сибири, о том, что происходило на этих берегах, которые мы проплываем. Очень увлекательно, я даже представляю себя иногда в команде казаков, лет этак четыреста назад.
- Экстремальные ситуации были?
- Экстрим на каждом шагу, на каждом взмахе весла. Как-то уже под вечер мы не могли найти удобное для стоянки место. Берег был высокий, и к нему даже пристать не удавалось. Пришлось плыть ночью. Пытались заснуть, но в яле просто сидеть не очень комфортно, а спать вообще нереально. В общем, пока мы возились, в темноте чуть не налетели на яр. Другая ситуация. Всю неделю был встречный ветер, сначала мы пытались его переждать. Потом решили идти. Ужасно тяжело было грести, река неспокойная, ял подбрасывает. Как после кораблекрушения в море себя чувствовали. Тогда за 8 часов проплыли всего 20 километров.
- Какова ваша средняя скорость?
- Обычно в три раза больше - 6-7 километров в час. Но, разумеется, все зависит от погоды, от ветра, от течения. Сейчас нас ждет переход вниз по Иртышу, против течения. Думаю, что будем плыть медленно, хотя и ветер попутный.
Мы заплыли в XVII век
- А что интересного случалось в пути?
- Самое интересное было в Сургуте, когда мы нашли еще одного члена экипажа. Вернее, он сам нашелся - пес Кузя. Возвращаемся с увольнения к ялу, а в нем уже сидит собака и приветливо хвостом виляет. Решили взять с собой. Теперь у нас в команде настоящий речной пес имеется. А так всего даже не вспомнишь. Самое большое впечатление на меня староверы произвели. Мы в их деревне несколько дней жили. Вот тогда я ясно себе представил, как наши предки жили. Дома свои вечерами они лучиной освещают, все очень набожны. Учатся по старославянским книгам еще допетровской эпохи. Девушки в платках ходят, прямо как на востоке. Учительница в школе только четырех учеников имеет, к ней детей староверы не отправляют, потому что она в брюках ходит и волосы коротко подстригла. Мужчины не бреются, все с бородой. Просто никакой цивилизации, одно слово - XVII век. Думаю, что наше путешествие не только географическое, но и временное. Тогда мы реально в прошлое заплыли.
- А что открыл для себя нового в этой поездке?
- В различных переходах я с 14-ти лет, так что вся эта речная обстановка для меня не в новинку. А что для меня действительно памятно: в этой одиссее я праздновал совершеннолетие - весьма символично, на мой взгляд. Экипаж приготовил для меня сюрприз. Встал утром, выхожу из палатки, а тут: "С днем рождения, Алексей". Я очень удивился, думал, никто не знает. В тот день у нас был настоящий праздник: хороший стол, песни под гитару, танцы у костра. В таких долгих путешествиях, как наше, проблема общения выходит на первый план. Даже лучшие друзья надоедают друг другу, а здесь собрались люди даже мало знакомые. Не подпасть под чужое влияние и сохранить свое собственное "я", суметь выйти из конфликтной ситуации - все это необходимо в трехмесячном плавании. Если я на кого-то и был в обиде, то после дня рождения весь экипаж стал мне родным.
- В плавании тоскуешь по дому?
- Да, иногда очень хочется домой, к родным, друзьям. Но после недели на берегу опять тянет в плавание, хочется приключений, разнообразия. Родители говорят, что после каждого похода я возвращаюсь все более и более взрослым, независимым. Наверное, это так. Я готовлюсь стать капитаном и надеюсь, что мои завтрашние путешествия будут не менее занимательными и интересными.
фото Игоря Дементьева