Это доказывают пятьдесят три года совместной жизни Зинаиды и Николая Армяговых
Вряд ли среди ветеранов Красногорского района найдется такой, кто не знал бы или не слышал о Зинаиде Алексеевне Армяговой из села Ильинское. Невысокая, худенькая, с ясными лучистыми глазами и доброй улыбкой на лице, она успевает всюду, а дел у председателя территориального совета ветеранов, члена областного и районного советов этой общественной организации, конечно же, хватает.
По крупицам собирает Зинаида Армягова сведения о героях-земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны, о тех, кто сражался, но, слава Богу, вернулся домой с победой. И вместе с главой Ильинской территориальной сельской администрации Валентиной Федоровой делает все, чтобы ветераны войны и трудового фронта не были обделены вниманием.
Немалую лепту вложила Зинаида Алексеевна в создание краеведческого музея в Ильинском, вместе с писательницей и краеведом Ниной Калининой собирая экспонаты у старожилов местных деревень. А еще ветеранский вожак делает все, чтобы ее подопечные жили полной жизнью и не чувствовали груза лет на плечах - в ДК "Юность" радостно отмечаются праздники и дни рождения, выступают самодеятельные и профессиональные артисты.
Любит Зинаида Алексеевна ездить с красногорскими паломниками по святым местам...
Согласитесь, столько сил, энергии и жизнелюбия бывает только у тех, кто любит и любим, у кого семья - крепкий тыл и надежная защита.
- Я счастлива с мужем, - с улыбкой замечает Зинаида Алексеевна. -Коля меня любит, жалеет, слова грубого никогда не сказал.
***
Зина и Коля родились в селе Ильинское в одном году, ходили в школу по одним дорожкам. Только девочка возвращалась домой к любящим родителям и сестренке, а Коля - к больной старенькой бабушке (мама умерла, когда мальчику исполнилось три года, а отца рядом не было).
После шестого класса отправила бабушка внука в Мытищи, к тетке, а вскоре началась война. Здоровье у бабушки стало совсем сдавать, и она определила Николая в детский дом неподалеку от Бутырской тюрьмы в Москве.
Коля стал участником трудового фронта. Работал на заводе, изготавливая протезы для раненых. Взрослея, все больше тянулся к знаниям: на отлично учился в вечерней школе, поступил в авиационный техникум. Закончить его, правда, не смог: бабушке требовались уход и хорошее питание, и Николай пошел работать электриком в дом отдыха "Ильичевское".
Но мечта осталась. Мечта об МВТУ имени Баумана. Много позже он-таки поступит сюда и успешно окончит заочное отделение, но это будет уже их общая с женой победа.
Долгие годы, до самого выхода на пенсию, проработал Николай Сергеевич в НИИ "Астрофизика". Сюда же, на "Астрофизику", за пять лет до выхода на пенсию, оставив свой любимый сельсовет, пришла Зинаида Алексеевна. Здесь платили ощутимо больше, а с 90-рублевой зарплаты в сельсовете какую пенсию насчитали бы?
- Когда вы стали встречаться со своим будущим мужем? Когда поняли, что Николай - ваша судьба?
- В Ильинском был клуб, а в нем - самодеятельность, - охотно рассказывает Зинаида Алексеевна. -После репетиций мальчики и девочки, взявшись за руки, шли по проезжей дороге и песни пели. Потихонечку расходились, и кто-то кого-то провожал.Меня иногда Коля, а иногда - Алеша (он в охране дома отдыха "Ильичевское" работал), бурят по национальности, тоже очень хороший, воспитанный, вежливый парень, а то и оба одновременно. Дойдем до моего дома, я - к себе, а они руки друг другу пожмут и расходятся в разные стороны... Почему Колю выбрала? Сердце подсказало.
***
А вообще-то получилось так: у Николая умерла бабушка, и остался он совсем один, с лица спал, похудел, измаялся. Тогда и решился сделать Зине предложение.
- Выходи за Колю, он хороший,
- сказала мама Антонина Александровна, когда дочка пришла к ней за советом. - Горя он видел много, а душа не зачерствела. Ты будешь с ним счастлива. Только помни, что ты за него в ответе перед Богом и перед людьми. Всякое в жизни может случиться, не бросай его, люби, жалей и детей также воспитывай - родного отца никем не заменишь.
Мать имела полное право так говорить - ее муж Алексей Николаевич, отец Зинаиды и Тамары (которая сейчас трудится алтарником в Ильинском храме), работал грузчиком и очень рано ослеп - спрыгнул с машины с тяжелым мешком и "порвал" сетчатку обоих глаз. Но для жены он всегда оставался самым дорогим и желанным, а для дочерей
- любящим и любимым отцом. ...Когда молодые люди поженились, Николай сразу стал называть тещу мамой, и если ей порой нездоровилось, по несколько раз на день заглядывал домой, чтобы узнать, не надо ли чего.
- Это его Антонина на заливной рыбе приворожила, - шутили ильинские бабы с плохо скрываемой завистью. Дело в том, что на Николая, спокойного по характеру, ладного фигурой, пригожего лицом, а главное - мастера на все руки, заглядывались многие девушки Ильинского и окрестных деревень, и любая мать невесты на выданье была бы счастлива видеть его своим зятем, а выбрал он Зинаиду.
Насчет же заливной рыбы говорили вот почему. Мать Зинаиды работала в доме отдыха "Ильичевское", и хоть была не поваром, но заливное из рыбы научилась готовить отменно. Когда маленький сиротка Коля Армягов заходил, бывало, к ним домой, Антонина Александровна кормила его на убой.
***
...Жили молодые душа в душу. Через три года родился сын Витенька, спустя пять лет - дочь Ольга. Много выпало на долю Зинаиды и Николая испытаний: и дети малые болели, и нехватки материальные ощущались, и одеться хотелось покрасивее, да не во что было, и поесть бы посытнее, да не получалось. Но ничто не могло поколебать их семейного счастья. Наоборот, Николай помогал жене учиться в вечерней школе рабочей молодежи, объясняя вечерами премудрости математики, физики и химии, проверял работу над ошибками в диктантах. Бывало, Зинаида вечером в школе на занятиях, а Николай кормит из бутылочки маленький пищащий комочек - долгожданную дочь.
Двое детей, муж, работа... Ох и трудно же бывало Зинаиде. Сколько раз под горячую руку собиралась она бросить школу, но Николай не разрешал. "Ты умная, сообразительная, - то и дело повторял он. - Нельзя сейчас без образования". Зинаида получила долгожданный выстраданный аттестат лишь с одной тройкой по химии. И только они вдвоем знали, чья в этом самая большая заслуга...
- В чем секрет вашей счастливой семейной жизни? - спрашиваю я главу семьи, который присоединился к нашему разговору. - Вы с Зинаидой Алексеевной такие разные, а счастливы и столько лет вместе.
- Вот и счастливы, потому что разные, - улыбается он. Невысокий, сухопарый, в глубине внимательных глаз - мудрая смешинка. Спокойно лежат на коленях сложенные руки - умелые руки рабочего человека. Он вырастил двоих детей, помог сыну и дочери поднять пятерых детей и сейчас не нарадуется на правнука. Приласкать ребенка, вытерев слезы на замурзанном детском личике, построить двухэтажный дом, проложить в нем все жизненно необходимые коммуникации, смастерить баньку - все умеют его руки.
Мы сидим в большой, метров 20, уютной кухне, пьем чай и ведем неторопливую беседу - о семейной жизни, детях, внуках, а также о том, почему ветераны в районе говорят, что Армяговы строят свой дом из... бутылок.
Что касается семейной жизни, то Николай Сергеевич убежден: мужу и жене обязательно нужно работать, быть в коллективе. Еще надо быть терпеливым по отношению друг к другу, не доказывать с пеной у рта, кто в доме хозяин, не рубить сплеча, учиться понимать свою половинку даже без слов. Глава семьи никогда не должен заставлять жену отказываться от любимого занятия, детей надо воспитывать в обоюдном согласии, а главное - доверять друг другу.
***
Что же касается дома "из бутылок", то здесь такая история. Жили они долгое время в доме родительском. Потом, когда сын женился, на этом месте стал жить он, а Зинаида Алексеевна и Николай Сергеевич, чтобы не мешать молодым, ушли на квартиру и обратились в местную администрацию с просьбой выделить участок, который и получили в 1992 году во чистом поле. Астрономических сумм на сберкнижке у семьи не было, вот и стал Николай Сергеевич обмозговывать, что, где и как. И начал с того, что с соседом, Евгением Никитичем, перед которым стояли такие же проблемы, поехал в Москву на завод за бетонными блоками. Но блоки им не продали - ждали, что на другой день цена будет вдвое больше. Что делать? Ну и решили взять керамзит, чтобы блоки самим дома изготавливать.
Поехали в Лианозово на керамзитный завод, по сходной цене купили вагон керамзита, да еще несколько машин-самосвалов по 9 кубов в каждой. Привезли в Ильинское, высыпали на участок к соседу - гора Эверест получилась, да и только. И принялись за дело. Николай Сергеевич изготавливал деревянную форму нужного размера из досок, засыпал ее керамзитом, укладывал внутрь две-три пустые поллитровые бутылки и заливал бетоном, который пришлось покупать отдельно. Так что фундамент, как у всех, выполнен из бетона, а уже выше метра над землей идет керамзитобетон. Дом из таких керамзитобетонных блоков - не новость в строительной практике, а вот бутылки до Николая Сергеевича вряд ли кто в блоки укладывал. Зачем ему это понадобилось? Во-первых, облегчается вес блока, а во-вторых, он утепляется.
Выстругивал, сколачивал, засыпал, заливал, укладывал - короче, выполнял все работы глава семьи сам. Сам же возводил крышу, прокладывал все необходимые коммуникации. Когда сын был свободен, тоже включался в работу. Материально все это очень трудно, пенсия уходит практически вся, но помогали и помогают дети, подросшие внуки.
***
Не нужен и клад, если в семье лад - учит народная мудрость. И это действительно так. Пятьдесят три года семейной жизни за плечами супругов Армяговых. В любви и согласии вырастили сына и дочь. Виктор достойно отслужил в армии на Новой Земле, стал сварщиком высочайшей квалификации, ездил в командировки, представляя СССР в Йемене и Анголе, Польше и Монголии. Дочь Ольга окончила училище, получив специальность модельера и швеи, а потом и экономический техникум. Сейчас она экономист в солидной фирме.
Всей семьей ходили Армяговы, когда дети были маленькими, зимой на лыжах по Подмосковью, летом ездили на отдых в Крым, поднимали огород, радуясь урожаям.
Сейчас, когда дети выросли и сами обзавелись семьями и детьми, у Армяговых -старших четкое распределение обязанностей: Николай Сергеевич отвечает за теплицу с огурцами, помидорами и прочей зеленушкой, а также за четыре сотки картошки, ревностно оберегая от колорадского жука "синеглазку" и "голубой туман", а также "невскую" и "голландскую". На Зинаиде Алексеевне - цветы и ягоды, начиная ирисами, красной и черной смородиной и заканчивая клубникой, которой здесь целая сотка. И все это цветет, благоухает и плодоносит на радость не только всех поколений семьи Армяговых, но и их многочисленных друзей и знакомых, которых в районе и в Москве полным-полно и которые охотно приезжают в этот хлебосольный гостеприимный дом.
Быстротечно время. Входят в нашу жизнь понятия, которые когда-то были далеки от нас. Пришло бы, например, лет 20 назад в голову супругам Армяговым приглашать домой священника? Конечно же, нет. А сейчас они освятили свой новый дом.
А что бы сделали они, узнав о том, что мать бывшего мужа Ольги, вторая бабушка Вики, ушла 10 лет назад в монастырь? Удивились бы, конечно, но отношения с ней вряд ли поддерживали бы. А сейчас, когда бабушка эта позвонила, Зинаида Алексеевна радушно пригласила ее в гости, и она приехала, вся в черном, настороженно и пытливо вглядываясь в лица, по сути дела, незнакомых родственников. Но потом, окунувшись в атмосферу любви, добра и заботы, оттаяла.
Шестнадцатилетняя Виктория окончила 10-й класс, учится в музыкальном колледже. Она выпускница воскресной школы и прихожанка Ильинского храма, светлая, умная, талантливая, добрая девочка и любит свою малую Родину так же горячо и беззаветно, как ее бабушка и дедушка, вся многочисленная родня.
...Величия и непостижимой тайны полна каждая человеческая жизнь. И какое же счастье, если удается прожить ее так, как супруги Армяговы - в любви, мире и согласии, принося радость родным, близким и даже просто знакомым людям. И если вы вдруг захотите поподробнее узнать у Николая Сергеевича, как построить дом из керамзита и бутылок, или у Зинаиды Алексеевны, как добиться рекордных урожаев клубники, обращайтесь прямо в Ильинский совет ветеранов, где Зинаида Алексеевна днюет и ночует. И не сомневайтесь: доброго сердца Армяговых хватит на всех, потому что очень щедрое это сердце.