Авиашоу в Подмосковье имеет все шансы стать самым престижным в мире
С 13 по 15 августа в подмосковном Жуковском, на аэродроме ЛИИ им. Громова, состоится Первый международный фестиваль пилотажных групп. Праздник приурочен к 100-летию со дня рождения легендарного летчика-испытателя Валерия
Чкалова, которое отмечается в нынешнем году. С одним из организаторов фестиваля, заслуженным летчиком-испытателем, Героем России Магомедом Толбоевым накануне встретился наш корреспондент.
- Магомед Омарович, в конце 80-х вы были одним из авторов идеи проведения в России Международного авиационно-космического салона - МАКСа, стали его Президентом. За несколько лет салон завоевал популярность не только в мировых авиационных кругах, но и среди широкой публики. И вот новый похожий проект...
- Фестиваль - это не выставка авиационной техники и тем более не предпродажная демонстрация ее боевых возможностей. Это, я бы сказал, праздник неба, праздник пилотажного мастерства, попытка возродить традиции массовых авиационных "шоу", которые незаметно сошли на нет еще в конце 60-х годов. Рассчитываем, что первый фестиваль даст сильный импульс развитию авиашоу в России. По крайней мере представители Военно-воздушных сил, авиакомпаний "Сухой", МиГ, других ведущих авиастроительных фирм поставили перед собой цель в ближайшие годы вывести и МАКС, и фестиваль на первые места в мире.
Все возможности, на мой взгляд, для этого есть. На Первом международном уникальные номера воздушной акробатики покажут около 10 команд, в том числе итальянская пилотажная группа "Фречче Триколори" и два "Миража" французских ВВС. О своем участии в следующем фестивале, который должен состояться через год, уже заявили США, Великобритания, Швейцария, Турция, Корея, Иордания. Россию в этом году в основном представляет Центр показа авиационной техники ВВС РФ. Впервые для широкой публики совместную программу покажут пилотажные группы "Русские витязи" на Су-27 и "Стрижи" на МиГ-29. Без всякого преувеличения будет потрясающее зрелище. Представьте: сначала над взлетной полосой проходит четверка "сушек", следом взлетают шесть МиГов, они встречаются почти над головами зрителей и в течение 30 минут в группе выписывают в небе самые рискованные фигуры высшего пилотажа: крутят "бочки", закладывают виражи, вяжут "мертвые петли". Между прочим, интервал и дистанция между самолетами - не более 2 - 3 метров, и это при скоростях 700 - 800 километров в час.
- Скажите, а ваши зарубежные коллеги способны повторить такие маневры?
- Конечно, хотя разница есть. В Европе не принято показывать публике групповой высший пилотаж на боевых самолетах. Тот же МВ-339, на котором летают итальянцы, - это легкий учебно-тренировочный самолет весом не больше 5 тонн. Исключение, пожалуй, составляют американцы, но и их F-18 весит не больше 12 тонн. Наши же "сушки" - около 30 тонн. Понятно, что управлять ими в строю гораздо труднее.
- Говорят, что вы полетите в составе итальянской "Фречче Триколори"?
- Причем не просто в группе, а ведущим. Приглашение получил несколько месяцев назад, провел в Италии со своими коллегами 6 тренировочных полетов. Считаю это знаком международного признания российской пилотажной школы. Кстати, один из итальянских летчиков, Роберто Виттори, после фестиваля остается здесь, в России, в Звездном городке, будет готовиться вместе с нашими космонавтами для полета на Международную космическую станцию.
- А еще сюрпризы на фестивале будут?
- Командир пилотажной группы "Русские витязи" Игорь Ткаченко покажет зрителям "Колокол", он один из немногих летчиков в мире, кто выполняет эту фигуру высшего пилотажа. Неизменный ажиотаж у зрителей вызывает выступление чемпиона Европы по авиамодельному спорту итальянца Себастьяно Сильвестра. Авиамодель с размахом крыльев 3 метра под его управлением исполняет "воздушные танцы" под музыку Вивальди. Но главный сюрприз, конечно, это первый демонстрационный полет истребителя Су-30 МКИ, равных которому в мировой военной авиации пока нет. Пилотировать его будет один из наших лучших летчиков-испытателей, Герой России Вячеслав Аверьянов. На этой машине впервые в мире установлен двигатель с изменяемым вектором тяги. Для непосвященных поясню: на всех остальных типах боевых машин самолет управляется одной ручкой, а положение сопла изменяется другой. На модернизированной "сушке" все это объединено одной программой, что значительно повышает не только маневренность, но и другие боевые характеристики истребителя. Внешне он ничем не отличается от своего старшего собрата, а вот начинка принципиально иная: технологии, программное обеспечение, вес, габариты и возможности аппаратуры - все новое.
- Каким вам видится будущее российской военной авиации?
- Оно именно за такими самолетами, как Су-30 МКИ, прошедшими глубокую модернизацию. У отечественного авиастроения очень сильные позиции в конструкторской области. А вот в электронном обеспечении мы существенно отстаем. И то, что скорректированная программа вооружений на 2006-2015 годы ориентирована именно на переоснащение старых моделей самолетов новым навигационно-прицельным оборудованием, бомбами с лазерным наведением и другим самым современным оружием, считаю единственно верным решением. Ждать появления так называемого самолета пятого поколения мы не можем. Авиакомпания "Сухой", например, только готовится в сентябре представить эскизный проект перспективного авиационного комплекса, и то в электронном виде.
- Магомед Омарович, какие боевые самолеты вам пришлось "обкатывать" в небе?
- Все, за исключением "Руслана", АН-124. За 20 с лишним лет работал на 86 типах самолетов, начиная от МиГ-15 и заканчивая Ил-86. А с различными модификациями, да если приплюсовать гражданские лайнеры, счет идет на сотни. Кроме того, 12 лет в качестве космонавта-испытателя участвовал в разработке программы многоразового космического корабля "Буран". К сожалению, он так и не вышел в космос, но дал сильнейший толчок развитию отечественных космических технологий. По нашим стопам пойдут другие. Поэтому Первый международный фестиваль - это не просто праздник, но и попытка привлечь к авиации молодежь, чтобы она смотрела в небо и хотела посвятить этому небу свою жизнь.