В двух предыдущих номерах "ГЧ" мы рассказывали вам о том, как наш корреспондент Виктор Кораблев посещал корабли Северного флота, базирующиеся на побережье Баренцева моря. Он входил в группу, представляющую Северо-Западную ассоциацию участников боевых действий. Мероприятие называлось "Как тебе служится, призывник Вологодчины?" Сегодня речь пойдет об электродизельной подводной лодке "Вологда" и о городе Полярный, где она базируется.
Маленькие северные города похожи. Во-первых, почти все они построены на сопках. Если едешь в автомобиле, создается обманчивая картина танцующих домов. Они то возвышаются на пригорочке, то прячутся внизу. Во-вторых, в каждом городе есть Дом офицеров - средоточие культурной жизни населенного пункта. И в-третьих, стены многих зданий выкрашены какой-нибудь яркой краской: желтой, оранжевой, голубой, зеленой. И это, безусловно, радует глаз путешественника, проделавшего 1800 километров из Вологодской области в Мурманскую. Вот и въезд в 12-тысячный город: "Полярный - колыбель Северного флота". Действительно, здесь расположена одна из главных военно-морских баз Северного флота. В городе довольно много милитари-памятников: на главной площади установлен самолет МИГ, в другом видном месте - рубка, снятая с подлодки, есть и ракета, направленная в небо. Сразу видно, кто в этом городе главный и ради чего он был построен. Главными в Полярном можно назвать капитанов, а также офицерско-мичманский состав боевых кораблей и подводных лодок Северного флота. Вне службы офицеры не обязательно носят военную одежду, но распознать их среди прочего гражданского населения легко. Они отличаются выправкой, подчеркнуто корректным поведением и интеллигентностью в общении. Даже вне службы они порой называют друг друга на "вы" и уважительно по имени - отчеству. Хотя на неподобающее обращение гражданского лица могут среагировать моментально. Я слышал однажды, как на небрежный оклик: "Эй, мужик!" один из морских офицеров жестко ответил: "Мужики землю копают! Ты, что, не видишь, кто перед тобой?" На подводной лодке "Вологда" проходят срочную службу четыре человека из областной столицы и двое - из районов Вологодской области. Над электродизельной субмариной шефствует наш областной центр. В здешней воинской части мы торжественно вручили видеоприветствия от родителей и родных шестерым матросам срочной службы. А затем, обдуваемые пронзительным морским ветром, вышли на деревянный пирс. "Вологда" значительно меньше АПК "Северсталь" и не несет ядерного оружия на борту. Небольшое, по здешним меркам, судно можно сравнить, скажем, с пятиэтажным домом. Когда лодка находится в надводном положении, из воды поднимается приблизительно "этажа два", остальная же часть скрыта в глубине. Недалеко от "Вологды" качаются на волнах лодки подобного ей класса: "Липецк", "Новосибирск", "Магнитогорск", "Ярославль", есть даже "Владикавказ". Судя по названию можно без труда определить шефов боевых подводных судов. Лодки подобного класса предназначены для боевого прикрытия своих подводных собратьев типа "Северсталь". В случае военных действий они должны первыми вступить в бой с противником и тем самым дать возможность нашим атомным подводным крейсерам выйти на удобные позиции для залпа по врагу. Не дай Бог, конечно, чтобы это произошло на самом деле. Вместе с командиром лодки, капитаном II ранга Сергеем Кузнецовым мы поднимаемся на покатый борт субмарины. Она выкрашена в черный цвет. На рубке - герб города Вологды. "Экипаж подлодки - 60 человек, из них только 20 являются матросами срочной службы", - объясняет Сергей Кузнецов нам. - Все остальные - офицеры и контрактники. Через рубку спускаемся в узкий люк по металлической лестнице в чрево подводного судна. "Да, тесновато здесь у вас", - замечает вице-президент Северо-Западной ассоциации участников боевых действий Сергей Полонский. "Берегите головы, они вам еще пригодятся", - советует капитан II ранга Сергей Кузнецов. "Смотрели ли вы кинофильм про подводников "72 метра"? - спрашиваем мы у капитана. "Конечно, - отвечает он, - но он хорош как художественная лента, его интересно смотреть. С точки же зрения профессионалов, в этой картине много недостатков технического порядка". Переползая из отсека в отсек, мы с любопытством оглядываемся по сторонам. Да, места действительно немного. Одно неловкое или резкое движение, и вы можете больно удариться. "Наверное, с непривычки, не зная точного положения того или иного агрегата, здесь можно набить не один десяток синяков и шишек, - размышляю я про себя. - Особенно если действовать нужно быстро, например по учебной тревоге. Или, допустим, сломя голову бежать из одного отсека в другой, втискиваясь в узкие люки". Хотя здравомыслящий человек, каким является человек военный, никогда и ничего не будет делать сломя голову. Всюду вентили, трубы и трубочки, лампочки, датчики, приборы непонятного для меня назначения. "Это пульт жизнеобеспечения, - поясняют нам. - А тут - вращающийся перископ. Вы можете в него взглянуть!" И мы осмотрели гавань, сразу ставшие близкими сопки. В лодке шесть отсеков, и каждый может существовать автономно. Территория любой подводной лодки является местом повышенной опасности. В открытом море, и тем более в бою, может приключиться все что угодно: пробоина, пожар, нехватка кислорода. Поэтому поврежденный и уже невосстановимый отсек следует полностью отрезать от остальных, при этом даже жертвуя людьми, чтобы другие остались жить. Нам рассказали о пожаре на одной из лодок. 12 человек экипажа существовали автономно в одном среднем отсеке. Изолировав себя от поврежденной лодки, ждали спасателей. В экстремальных условиях парни проявили психологическую выдержку. Из их числа выделился свой лидер-командир, который сумел морально поддержать и сплотить коллектив, а также рационально распределить небольшие запасы еды и пресной воды. И их, в конце концов, спасли. На случай экстремальной ситуации на каждой лодке подготовлены кислородные приборы. Если один боец воспользуется таким прибором, он сможет дышать 64 часа подряд. Если прибором решат воспользоваться 64 человека, живительного кислорода каждому хватит на один час. Спальные кубрики довольно-таки удобны, но тоже тесноваты. Кровати накрепко прикручены к полу и стенам. Между ними - небольшой проход. "А вот и столовый кубрик, - продолжает свой рассказ о лодке Сергей Кузнецов. - Я всегда говорил и продолжаю повторять: любой матрос на подводной лодке питается точно так же, как и капитан. Еда для всех абсолютно одинакова, никто ни для кого отдельно не готовит". Мы посетили также отсек, где должны располагаться боевые торпеды и ракеты. Естественно, что на момент нашего посещения никакого вооружения на лодке "Вологда" не было. Через эти же боевые люки для торпед в экстремальных случаях можно покинуть подводное судно. Хотя человек при этом может испытать массу неприятных ощущений. Наверное, страшно оказаться одному в темной трубе перед неизвестностью, которая ждет тебя впереди. "Вологда" была построена в 1984 году, свой день рождения субмарина отмечает в конце декабря. Вопреки утверждению о том, что США и Англия являются нашими потенциальными противниками, боевые офицеры ВМС России и стран НАТО иногда контактируют. Так, три года назад подлодка - тезка нашей областной столицы - побывала в Англии на военно-морском празднике. Как да что там было, офицеры "Вологды" особенно не распространяются. Но как стало известно мне, некоторое преимущество у наших лодок подобного класса все ж таки имеется - они более бесшумны, а значит, их труднее обнаружить (и по законам войны уничтожить). Экскурсия на подводную лодку закончена, подарки и видеоприветствия от родителей морякам переданы, пора и в Череповец. До свидания, Крайний Север, впереди нас ждет почти две тысячи километров пути домой.