2 августа 1930 года на войсковых учениях Московского военного округа недалеко от Воронежа для выполнения тактической задачи была десантирована группа воинов, оружие и боеприпасы. Скромный эксперимент стал первой попыткой ввести в практику военного дела принципиально новый способ боевых действий в тылу противника. Эту дату и принято считать днем рождения ВДВ.
Наш современник майор запаса Андрей Залуев олицетворяет образ истинного десантника - спокойный, уверенный, явно не обделенный физической силой. В 1985 году окончил Рязанское десантное училище (скромно умолчал в разговоре со мной о золотой медали - Я.Р.). Полгода служил в Грузии в бригаде специального назначения. Оттуда был направлен в Афганистан, где провел двадцать месяцев. После тяжелого ранения попал в систему военкоматов. Подготовил две группы парашютистов. Награжден орденом Боевого Красного Знамени.
- Андрей, расскажите о настоящих, с вашей точки зрения, десантниках, выдающихся людях ВДВ.
- Эталонами для меня были и остаются двое - генерал армии Василий Филиппович Маргелов - легенда и отец-основатель российского десанта и генерал Пикаускас, неподкупность которого стала притчей во языцех. Его проверок боялась практически любая дивизия. Из костромичей близок к идеалу десантника Герой России Николай Петрович Майоров. Это уникальная личность, обладающая редким чувством ответственности. Умение беречь людей - главное качество полковника Майорова. По рассказам его сослуживцев, однажды в эфире прозвучала фраза одного генерала: "Карандаши" не жалеть, осенью еще призовем!" Возмущенный Майоров даже вступил тогда с начальником в конфликт. Много достойных ребят встречал в Афганистане. Были у меня в подчинении два таджика -Асхабеддин и Абдулахоб. Запомнились парни самоотверженностью, смелостью и редкой порядочностью. В критической ситуации, когда группа уходила из-под огня противника, они нас прикрывали. Действовали, как настоящие герои! Хотя по жизни были разгильдяями, каких поискать. Так часто бывает - человек не совсем вписывается в общепринятые рамки, а случись беда - оказывается надежным товарищем и другом.
- Среди награжденных в период военных действий часто оказываются "голубые береты"?..
- Число таковых в ВДВ, насколько мне известно, внушительное. Разные возникали ситуации. Вот в Афганистане был случай. Тому, кто первым захватит "Стингер" (переносной ракетно-зенитный комплекс) обещали звание Героя Советского Союза. Но так как командир группы захвата имел неснятое партийное взыскание, он, выполнив боевое задание, получил орден Красной Звезды. Есть офицеры, верой и правдой отслужившие в Афганистане и не дождавшиеся никакой благодарности. Это я к тому, что героев намного больше, чем отмечено орденами и медалями. - Чем, как правило, занимаются бывшие десантники?
- В 1999 году, будучи руководителем организации "афганцев" в Костроме, я столкнулся с дикой ситуацией: на центральном рынке работал грузчиком офицер, имеющий три боевых ордена...
Это серьезная проблема. Касается она не только людей, уже снявших погоны и живущих гражданской жизнью. По большому счету, ребята, которые прослужили 1,5-2 года солдатами и сержантами, имеют вполне приличный уровень боевой и физической подготовки. Когда они увольняются из армии, порой в силу своего профессионализма попадают в поле зрения криминала. Государство должно вести учет этих людей с целью улучшения кадровой ситуации в силовых ведомствах, таких, например, как МВД. Их потенциал пригодился бы и в образовании охранных структур. Могут они заняться и подготовкой молодежи к армии, стать примером, отвлечь подростков от улицы и наркотиков.
- Что лично вам дала служба в ВДВ?
- Школа десанта не проходит даром, учит разбираться в людях, закаляет характер, совершенствует физическую подготовку. В жизни мне это очень помогло. ВДВ сделали из меня человека. Сейчас работаю менеджером-аналитиком.
- Как отметят в Костроме День десантника?
- Думаю, второго августа будет минимум эксцессов. Порой в этот праздник горожане наблюдают не совсем трезвых молодых парней в голубых беретах. Иногда это
вообще случайные люди. Служба в десанте все-таки приучает к определенному уровню дисциплины - настоящий десантник, на мой взгляд, не станет громить продуктовые палатки, переворачивать столики торговцев и вступать в конфликт с милицией.
Как правило, праздник начинается сбором на Сусанинской площади. Видимо, будет панихида в кафедральном соборе, возложение венков к памятникам погибшим в Афгане и Чечне. После - по традиции армейские 100 грамм в память о не вернувшихся ребятах. Потом, как правило, большинство расходится своими компаниями, делятся воспоминаниями о службе, о товарищах. Все негативные моменты обычно гасятся самими десантниками - особо рьяных сослуживцы быстро успокаивают.
Лично я в помпезных мероприятиях участвовать не буду. Обычно прихожу на кладбище или чуть позже, или раньше официальных мероприятий. Считаю, что в первую очередь важна память. А ближе к вечеру у меня дома соберутся ребята - однокашники. В Костроме нас сейчас 8 человек из выпуска. Встречаемся, вспоминаем. Хоть и прошло много лет со времени службы, но душой я верен десанту!
Да, воздушно-десантные войска окружены ореолом романтики. Но живет в них присказка: "Не ты выбираешь десантные войска, а они тебя". Пусть выбор падет на самых достойных.