Машинисты говорят, что женщина не сможет водить электровозы потому, что воздействие вибрации, шума и электрических полей высокого напряжения приводит к снижению концентрации внимания и реакции на стрессовые ситуации. Даже женщина-автомобилист, по статистике, реже мужчин нарушая правила, гораздо хуже реагирует на неожиданности дороги. С этим мнением не согласна психолог депо Рыбное Наталья Туманова.
В элитарный клуб космонавтов женщины вошли с самого начала освоения пространства вокруг Земли. Казалось тогда, в начале 60-х, что отныне нет женщине больше преград. Работают они пилотами и капитанами дальнего плавания, но до сих пор остаются две профессии, куда доступ слабому полу заказан: шахтер и машинист локомотива.
По мнению психолога локомотивного депо Рыбное Натальи Тумановой, в ближайшие годы с введением в эксплуатацию электровозов с повышенным уровнем комфортности кабины эта "дискриминация", по крайней мере на железнодорожном транспорте, может быть ликвидирована.
В нынешнем году психологической службе депо Рыбное исполняется десять лет. Вместе с депо Орехово здесь в 1994 году впервые на Московской дороге и одними из первых на сети появилась должность психолога. Его основной задачей стал профессиональный отбор специалистов, формирование локомотивной бригады с учетом психологической совместимости и помощь в реабилитации после стрессовой ситуации.
В Рыбном культуре производства и настрою людей всегда уделяли много внимания. Скажем, в 70-е годы производственная культура включала в себя даже такие "мелочи", как специально разработанная гамма покраски стен в депо. Столбы здесь были стилизованы под белоствольные березы. При реконструкции депо в 1973 году особое внимание уделили и дому отдыха локомотивных бригад.
В середине семидесятых здесь освоили первый удлиненный участок Рыбное - Потьма протяженностью 266 километров, а затем и до Можайска в 320 километров. Существенно выросла производительность труда. Рыбное стало базовым депо по внедрению экспериментальных новинок в организацию работ. Даже грузовые поезда повышенного веса и длины вслед за депо Москва-сортировочная стали отправлять из Рыбного. Здесь формировали поезда весом, в два раза превышающим норму.
На предприятии был построен бытовой корпус с душевыми, сауной, кинозалом и по-своему уникальным зимним садом. Рабочие могут отныне прийти в зубной кабинет, посетить других врачей, пройти даже грязевые процедуры. Это только на первый взгляд не относится к разряду психологии. На самом же деле именно такими последовательными и комплексными шагами и можно создать атмосферу бесконфликтности.
Но все-таки главная причина появления в депо психолога, конечно, чисто производственная. Необходимость этой службы давно назрела с повышением скоростей, с удлинением плеч, с приходом электроники и необходимости быстрого реагирования на изменения в пути.
Машинисты говорят, что женщина не сможет водить электровозы потому, что воздействие вибрации, шума и электрических полей высокого напряжения приводит к снижению концентрации внимания и реакции на стрессовые ситуации. С этим мнением не согласна психолог депо Рыбное Наталья Туманова.
Она решила практически проверить это в поездке во время изучения психологической совместимости бригады на длинном плече в 420 километров Рыбное - Ярославль.
- Скажу прямо: да сложно. Большая ответственность, множество приборов, кнопок, рычагов... Но вместе с тем уверена, что я бы справилась для начала с обязанностями помощника машиниста, а после соответствующей подготовки, думаю, могла бы вести поезд. Единственное препятствие - рабочее место полностью "мужское", не говоря уж о гигиенических условиях.
Ну а выводы, конечно, сделают специалисты службы профессиональных железнодорожных психологов Центра восстановительной медицины, где созданы все условия для реабилитации машинистов после стрессовых ситуаций, для многогранного анализа воздействия неблагоприятных параметров, степени накопления негативных реакций. Оказалось, что 30 - 40-летние мужчины за последнее время чаще стали получать штамп "не годен", чем их старшие товарищи. В Рыбном только за нынешний год комиссия не допустила по разным причинам семь человек именно "в самом расцвете сил".
Это, скорее всего, |- отражение "смутного времени" и затяжного жизненного стресса. Отсюда психологическая неустойчивость и общие проблемы со здоровьем. В депо как могут, своими силами пытаются, в том числе и с помощью психолога, нивелировать последствия этих невзгод. Проводят праздники вместе, отмечают дни рождения. В доме отдыха локомотивных бригад создается комната психологической разгрузки в качестве дополнения к знаменитому зимнему саду. Здесь будет тренажерный зал и для тех бригад, которые водят поезда в Рыбное. С помощью специальных диагностических приборов в депо сейчас вовсю используют методику определения состояния человека на предмет готовности к напряженной работе: на переключаемость внимания, помех и стрессоустойчивость, готовность к экстремальному реагированию на резкое изменение ситуации. Психологи выяснили, что опытный машинист за 12 часов непрерывной работы бесконечно набирает позиции, нажимает кнопки управления, следит за изменениями ситуации на пути... и при этом "успевает" анализировать не только текущий, но и предстоящий участок, у него в голове уже профиль пути следующего участка. То есть, сравнивая с компьютером, можно сказать, что в голове запущены и работают одновременно две программы, которые последовательно переключаются с участка на участок.
...12 часов без расслабления. Возможно, женский ресурс такого не позволит. В космосе ведь другое. Там единожды надо сконцентрировать себя, потерпеть какое-то ограниченное время и потом можно расслабиться. Здесь все гораздо сложнее: из месяца в месяц регулярно принимать такие нагрузки не каждому по силам. Но Наталья Туманова - оптимист. Она считает, что надо только провести спецотбор, условия работы продумать как следует, и женщины поведут поезда. Она, например, готова.
Рыбное, Рязанская обл.