По-флотски широко, с душой встретили в минувший выходной свой, можно сказать, профессиональный праздник, День Военно-морского флота, красноярские ветераны-моряки, а также те из сибиряков, кто еще совсем недавно привычно ступал по палубе корабля.
И концерт с участием городских музыкальных коллективов, военных, устроенный прямо на открытом воздухе, и слова поздравлений наполняли теплом души моряков и их близких. Однако печальные нотки все же проскальзывали в откровениях, читались в глазах людей, отмеривших в свое время тысячи океанских миль, испытавших тяготы дальних морских походов. Настраивали на минорный лад, наверное, не только отстучавшая набатом в сердцах минута молчания и по традиции опущенный на гладь Енисея венок в память о погибших за Отечество моряках. Увы, сегодняшний день в жизни нашего флота не столь оптимистичен, как того хотелось бы им, посвятившим морской романтике многие и многие годы.
...Капитан 2-го ранга в отставке Николай Шахов и его товарищ, в прошлом старшина 2-й статьи Иван Ревенко по-прежнему с трепетом вспоминают свои годы службы с 1943 по 1945 год на Тихоокеанском флоте. Шестнадцатилетними мальчишками попали в морское училище. Затем первого судьба забросила на "транспорт" - служил на теплоходе "Тунгус", перевозившем из Америки в СССР стратегические военные грузы по ленд-лизу. Второму до конца войны довелось ходить на тральщике "Пластун". Тогда каждая морская миля грозила бедой...
У каждого из пришедших на свой праздник моряков-красноярцев подобных фронтовых "зазубрин" в сердце и в душе осталось немало. Тем более что есть в "морской" истории Красноярского края и своя "женская" страница. Яркий тому пример - судьба Александры Ивановой, уроженки Абанского района. Война для нее, 19-летней девчонки, началась в 1942 году. Служить ей довелось на Тихоокеанском флоте. Сначала секретарем в штабе адмирала Кузнецова (того самого, чье столетие со дня рождения отмечалось в этот выходной). Позднее - на Русском острове: 24-я батарея, 2-й артдивизион. Александра Степановна с гордостью поделилась, как однажды, будучи на посту, заметила в море среди волн перископ вражеской подводной лодки. И призналась - во время войны ей пришлось пережить и гораздо более страшные моменты.
И тем не менее всякий раз, как только ветераны заговаривали о трагедии 40-х, они неизменно возвращались к проблемам нынешним.
- Люди того поколения воспитывались в другой, советской стране, посвятили этой стране свою жизнь. Оттого завтрашний день отечественного военно-морского флота для них столь же актуален, что и для нас, сменивших их когда-то на боевом посту, и для сегодняшних молодых морских офицеров, - присоединился к беседе с ветеранами капитан 2-го ранга в запасе Геннадий Бурдалов.
- Отслужив на Тихоокеанском, Северном и Балтийском флотах с 1974 по 1997 год, сейчас с болью наблюдаю за тем, что происходит с нашими боевыми кораблями, с теми, кто сегодня служит на них. В последние два-три года ситуация наконец стала меняться к лучшему. И все же... Когда сравниваешь 70-80-е (в то время корабли не ржавели у причальных стенок, не продавались на лом за рубеж в таких количествах, офицерам и матросам не стыдно было ходить в форме) и последнее десятилетие - невольно охватывает ужас. Аварии, что потрясают наш военно-морской флот с "завидной" регулярностью, - это прямое следствие многолетнего простоя. А о техническом отставании даже заикаться не стоит. Слишком очевидно.
- Отдельная боль, - продолжал Г. Бурдалов, - наш авианесущий флот. Недавно разговаривал с моряками, только что отслужившими на единственном в России тяжелом авианесущем крейсере "Адмирал Кузнецов". Если бы только знал этот прославленный человек, какая судьба досталась кораблю, носящему его имя. В основном крейсер простаивает у пирса, с него сняли вооружение, и редкие выходы в море с пустой, без истребительной авиации палубой напоминают скорее медленную предсмертную агонию, нежели какое-то оживление.
Конечно, это не единственное, о чем поведал офицер. Есть и положительная динамика. Российский флот не умер. Он продолжает жить. И все-таки, думается, настоящий праздник у моряков настанет лишь в том случае, если они увидят, что нашему могучему флоту больше не грозит участь стать сухопутным или прибрежным. Андреевский флаг по-прежнему должен развеваться на океанских просторах.
ФОТО ВАЛЕРИЯ БОДРЯШКИНА.