Безусловно, главным событием минувшей субботы стало открытие после реконструкции второй очереди железнодорожного вокзала станции Челябинск. По такому серьезному случаю в столицу Южного Урала прибыли президент ОАО "Российские железные дороги" Геннадий Фадеев и полномочный представитель президента России в УрФО Петр Латышев. Кстати, губернатор области Петр Сумин летел в одном самолете с Геннадием Фадеевым, и во время полета они обсудили планы на будущее.
Делегацию официальных лиц ждали на 33-градусной жаре сразу после полудня. Основное действо развивалось у главного входа в обновленное здание, где играл духовой оркестр и русские красавицы хлебом-солью встречали гостей. Они не заставили себя долго ждать и, вкусив хлеб-соль, прошли в здание вокзала. После торжественной части и вручения символического ключа начальнику вокзала руководители осмотрели левое крыло здания. Обновленная часть площадью более 4, 5 тысячи квадратных метров представляет собой современный комплекс, в котором пассажиру предлагаются самые разнообразные услуги.
На первом этаже здания разместились кассы групповых перевозок, международные кассы, кассы резервирования билетов и доставки на дом. Украшают левую часть вокзала фонтан со статуей "Россия" и златоустовские гравюры с изображением железной дороги. На втором этаже расположились зал ожидания повышенной комфортности и зал для пассажиров с детьми. Игровая детская площадка в зале поможет прекрасно скоротать время родителям и их неуемным чадам.
Здание вокзала станции Челябинск занимает площадь более двадцати тысяч квадратных метров. Здесь одновременно могут разместиться до шести тысяч человек, а в сутки вокзал способен обслужить до пятидесяти тысяч пассажиров. Несколько залов ожидания, 24 кассы, медицинский пункт, кафе, камеры хранения, бытовой комплекс создают ощущение полной комфортности. Для удобства пассажиров на вокзале установили трехцветное табло, которое передает сведения о движении поездов, информацию об услугах и работе дороги. Первый и второй этажи соединяют винтовая лестница и эскалатор! Нововведением стала постройка пандусов и лифтов для людей с ограниченными способностями. Визитной карточкой главных ворот города отныне будут зимний сад с экзотическими растениями и музей камней.
После завершения реконструкции здания стало возможным появление на вокзале системы интеллектуального управления. Она охватила ряд подсистем комплекса на всей площади обслуживания. Это справочно-информационная служба, пожарная и охранная сигнализации, система видеонаблюдения, телефонная станция, диспетчерское управление системами вентиляции, тепло- и водоснабжения. Только в здании вокзала установлено двести часов.
Субботнее открытие - уже третье со дня рождения вокзала. Первое состоялось 5 ноября 1965 года. Современное здание было спроектировано по заказу ЮУЖД в институте "Киевгипротранс". Строительство с 1960 года осуществлял строительно-монтажный поезд N 150 "Южуралтрансстроя". А первую очередь после реконструкции открывали в январе этого года, тогда же при встрече Геннадий Фадеев, Петр Сумин и Анатолий Левченко договорились завершить реконструкцию к августу 2004 года. Железнодорожники и администрация области свое обещание выполнили. Общая стоимость реконструкции составила более 600 миллионов рублей. Железная дорога вложила 350 миллионов, а правительство области - более 236 миллионов рублей. Во время осмотра обновленного здания губернатор области Петр Сумин заметил, что такая реконструкция не состоялась бы без "тройственного союза" - ОАО "РЖД", администрации области и города.
- Когда мы вместе, - заявил Петр Сумин, - у нас все получается. Теперь новыми усилиями необходимо построить новый пригородный вокзал.
И президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев, и губернатор области Петр Сумин, и мэр Челябинска Вячеслав Тарасов, посовещавшись в зале ожидания повышенного комфорта, заключили соглашение о новом строительстве. На пригородный вокзал необходимо около 400 миллионов рублей, которые и распределят между собой железнодорожники, область и город. Возможно, уже в 2005 году распахнет двери современное здание с пригородными кассами.
Полномочный представитель президента в УрФО дал высокую оценку работе железнодорожников, администрации и строителям Южного Урала.
- В Челябинске очень много делается для того, чтобы людям жилось лучше, - сказал Петр Латышев. - Сегодня мы вводим в эксплуатацию один из лучших вокзалов России, и это стало возможным лишь потому, что "Российские железные дороги" во главе с Геннадием Матвеевичем и область объединили свои усилия в деле реконструкции. Я всегда поддерживал и поддерживаю такое сотрудничество.
В 13.30 по местному времени диспетчер вокзала объявила о прибытии на первый путь ретро-поезда, составленного в честь 70-летия Южно-Уральской магистрали. Все, кто принимал участие в торжествах по случаю открытия вокзала, двинулись на перрон, спустившись со второго этажа на эскалаторе.
Состав привел на станцию Челябинск настоящий паровоз П-36 ("Победа"). Такую машину спроектировали в годы Великой Отечественной войны конструкторы Коломенского завода. "Победа" - самый высокий в мире и самый быстрый из советских паровозов, он был способен развивать скорость до 125 километров в час. В тендер паровоза вмещалось до 24 тонн угля и 49 тонн воды, что давало ему возможность преодолеть без дозаправки порядка 300 километров. Именно на "Победе" прекратилось советское паровозостроение: машину сняли с производства в 1957 году, больше "паровиков" в стране не делали. Сегодня подобные паровозы ремонтируют лишь в локомотивном депо Златоуста.
Президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев встретил поезд истории Южно-Уральской магистрали, который проделал за два дня путь по маршруту Челябинск-Курган-Шадринск-Челябинск, и вместе с путешествовавшими в вагонах поезда 45 ветеранами направился во Дворец культуры железнодорожников, где состоялось торжественное собрание и праздничный концерт, посвященные юбилею магистрали. Перед входом во Дворец культуры установили деревянный макет первого парохода (так раньше называли паровоз), построенного на Урале отцом и сыном Черепановыми. Гостей и ветеранов под звуки духового оркестра локомотивного депо встречали юные железнодорожники в форме. В красивейшем фойе отремонтированного здания развернули свои стенды предприятия ЮУЖД, гости смогли посмотреть выставки детского творчества, посвященные работе стальной магистрали. На большом видеомониторе перед торжественным собранием демонстрировался фильм о работе железнодорожников, специально созданный к юбилею.
Петр Латышев от имени президента России Владимира Путина поздравил всех с праздником и наиболее отличившимся железнодорожникам вручил правительственные награды. Президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев вручил начальнику ЮУЖД Анатолию Левченко миниатюрный серебряный паровоз, в котором на досуге можно заварить ароматный чай.
Губернатор Челябинской области Петр Сумин и начальник ЮУЖД Анатолий Левченко не обошли своим вниманием главного железнодорожника страны и от имени всех жителей области вручили Фадееву "за прорыв в реформировании транспортной магистрали страны" позолоченные полководческие атрибуты, изготовленные златоустовскими мастерами. Старинный воинский головной убор (шлем), древнее оружие (бердыш и чекан), элемент защитного вооружения (щит) Геннадий Матвеевич принял, как настоящий воин, и обещал хранить подарок вечно, передавая своим потомкам по наследству.
После вручения наград, подарков, множества адресных поздравлений от гостей из соседних областей, Республик Казахстан и Башкортостан показали концертную программу, которая состояла из лучших номеров самодеятельных коллективов Южно-Уральской магистрали.
Вячеслав НИКУЛИН (фото)