25 июля — день военно-морского флота! с праздником морские волки!
Многих манит оно своей притягательной силой и красотой, синими просторами и упругими ветрами. Здесь познаются людские характеры, проверяются на прочность мужские сердца, закаляются солеными штормами курсанты и приобретают строгую осанку морских офицеров. После таких испытаний им не страшны никакие «сухопутные» жизненные проблемы.
У нас в городе нечасто встретишь настоящего моряка, побывавшего в дальних плаваниях. Но мы все же (в результате «оперативно-следственных мероприятий») отыскали такого человека и выпытали у него несколько «военных тайн». Много интересного поведал нам капитан 3-го ранга Владимир Петрович Брознич, прослуживший на дважды Краснознаменном Балтийском флоте 15 лет.
- Владимир Петрович, вы родом из Донецка. От моря наш город далековато находится. Как появилась эта мечта?
- «Морская болезнь» — в нашей семье наследственное: отец и брат служили на Балтике. И я, наслушавшись их рассказов, со школьной скамьи мечтал о море. Когда в 1976 году не удалось поступить в Новочеркасское училище связи, решил проверить твердость своих намерений и пошел на срочную службу. Попал... на Балтийский флот, отслужил и понял, что морская служба мне вполне по плечу.
- Что было дальше?
- В 1979 году поступил в военно-морское училище, которое окончил в 1983-м, овладев специальностью штурмана, и снова оказался на Балтике, уже офицером. По должности был заместителем командира корабля по воспитательной работе.
- На каком корабле Вы служили?
- На морском тральщике, прослужил 15 лет и вышел в отставку в звании капитана 3-го ранга (соответствует воинскому званию майора).
- Сколько было человек в команде?
- 130, а когда служил на другом корабле — порядка 350.
- Дальние походы совершали?
- Да, побывал в 9 дальних морских походах. Каждый длительностью от 2 до 7 - 8 месяцев.
- В чем заключалась ваша задача?
- Задача морского тральщика - уничтожение противокорабельных и противолодочных мин (акустических, магнитных, универсальных). Со времен Великой Отечественной мины до сих пор встречаются в наших водах, рыбаки их вылавливают тралами. У нас был случай на учениях, когда тралом вытащили такую мину. Наш корабль был ближе всех к этому району — мы отправились на помощь. Легли в дрейф, несколько человек команды высадились в шлюпки, к мине прикрепили взрыватель и затем уничтожили.
Однажды пришлось спасать рыболовецкое судно, на котором возник пожар.
- В чем состояла лично ваша служба?
- Исполнял обязанности вахтенного офицера, дежурил на главном командном пункте, обеспечивая безопасность корабля, прокладывал курс, отвечал за воспитательную работу команды.
- Видели океан?
- Во время дальних плаваний был в Атлантике, в Индийском океане, в Средиземном море.
- Куда ходили в первый дальний поход?
- Из Кронштадта в Алжир на военном корабле «Гангут». Запомнился сильнейший шторм в Бискайском заливе — порядка 9 баллов. На гребне волны корабль поднимало так высоко, что теряли из виду воду внизу, а потом швыряло в пучину, и над нами вздымался вал высотой с 9-этажный дом. Казалось, эта громада накроет нас через минуту и навсегда погребет под собой. Это будет конец... Было очень страшно.
- Что самое важное в таких ситуациях?
- Самообладание и физическая закалка, выносливость. Некоторые курсанты в этот шторм сделались сине-зелеными и ничего не воспринимали, другие держались хорошо и могли выполнять команды. Такие передряги легче переносить тем, кто прошел срочную службу, выходил хоть однажды в море и кому морское волнение не в новинку.
- Какой была ваша личная физическая подготовка?
- До училища я занимался спортом здесь, в Донецке, — ходил в секцию самбо, где нас тренировал Станислав Петрович Беляев (он, кстати, и сейчас там работает). Эти занятия очень мне помогли. И после я всегда поддерживал форму.
- Во время службы где жили?
- В Таллине, в Балтийске. После распада СССР и реорганизации Вооруженных Сил решил вернуться в Донецк к родителям, помогать им.
- Снится море?
- Иногда снится.
- Где работаете сейчас?
- В родной школе N 4 преподаю курс основ безопасности жизнедеятельности, занимаюсь военно-патриотическим воспитанием ребят. Многие после моих рассказов о море пробуют поступать и даже поступают в военные училища, становятся моряками.
- О чем вы им чаще всего рассказываете?
- Море очень красивое. Помню, когда на пути из Атлантики в Средиземное море мы пересекали пролив Гибралтар, был замечательно красивый закат солнца — лучи преломлялись в волнах и придавали воде необычный перламутровый ультрафиолетовый оттенок.
- Океанские воды сильно отличаются от морских?
- Вода в океане несколько другая по цвету. Да и по другим признакам видно, что мы вышли в океан, — дельфины появляются у носа корабля.
- Экватор пересекали?
- Да, по дороге в Индийский океан.
- Насколько мне известно, существует определенный морской ритуал, связанный с этим. За борт никого не бросали, не купались в теплых экваториальных водах?
- Нет (смеется). Те, кто вышел в первый дальний поход, по обычаю должны были выпить по кружке забортной воды.
- Нулевой меридиан пересекали?
- Приходилось. Встречали иностранные корабли, авианосцы, английские и американские подводные лодки с ядерными и баллистическими ракетами.
- При встрече в море как положено приветствовать друг друга?
- Если свои или корабль дружественной страны, положено приспускать флаги. Происходит и радиообмен.
- На каком языке общались?
- С иностранными судами — на английском (большинство им свободно владело). Но, что скрывать, в те времена каждый видел в другом потенциального противника.
- В Бермудском треугольнике не были?
- Нет (смеется). Ни свечений, ни Летучих голландцев, ни НЛО не видел.
- Воды разных океанов сильно отличаются?
- Различия есть - цвет воды в разных широтах разный (это зависит от температуры). Ночное небо в разных полушариях сильно отличается по расположению звезд — они меняют привычные места. Ночью интересно наблюдать за звездами.
- В дальних походах высаживались где-нибудь на берег?
- В Алжире, в Польше, в Восточной Германии. — Расскажите об Алжире.
- Мы там побывали в 1982-м. Люди вполне нормальные (не папуасы), встретили нас очень дружелюбно. Даже находились изъяснявшиеся на ломаном русском языке.
- Что для вас было самым непривычным?
- Погода там своеобразная. На солнечной стороне улицы там могло быть до 50 градусов жары, а на другой, в тени, — до 20. За городом начиналась пустыня. Днем жара доходила до 50 градусов, а ночью воздух остывал до плюс 5, а то и до 0. Вот такие большие перепады.
- Это сказывалось на самочувствии?
- Немного, но организмы были молодые, и мы не очень от этого страдали. Правда, на третьи сутки пребывания там уже захотелось домой, в свои умеренные широты.
- Блюда местной кухни пробовали? Кузнечиков жареных, например?
- Нет (смеется). Питались мы у себя на корабле. У нас было все необходимое, а местную кухню дегустировать опасались. Те же экзотические фрукты были и у нас. К слову, питались все из одного котла - что матросы, что офицеры.
- Как вы пополняли запасы продовольствия?
- В определенное время подходили танкеры и доставляли все необходимое.
- Рыбу ловили?
- Иногда. Заходили на мелководье, забрасывали несколько спиннингов и даже без всякой наживки вытаскивали по 5 - 7 скумбрий.
- А как проводили свободное время?
- В нашем распоряжении были бильярд, библиотека, телевизор, видеомагнитофон, киноустановка и т. д. Набирали кинофильмы, видеофильмы, формировали фильмотеку по заявкам команды. Были и фотогазеты, из которых мы узнавали все новости. Заранее намечали, у кого из офицеров на период похода выпадает день рождения, и втайне от именинников записывали поздравления и пожелания близких. В море включали запись. Волнения и радости было — не описать.
Среди моряков в каждом походе находилось много талантов — целые концерты организовывали, сами писали сценарии. Было очень здорово.
- Как праздновали День Военно-Морского флота?
- Всегда был парад военных кораблей, высадка десанта, чествование ветеранов, лучших офицеров, вспоминали годы службы. Все были с семьями, с женами. Они — наша неотъемлемая часть, наш тыл и дом, где всегда ждут.
- Какие качества нужно воспитывать в себе, чтобы не уронить честь морского офицера?
- Важна как физическая, так и морально-психологическая подготовка, умение общаться с людьми. Важно быть способным достойно вписаться в коллектив, не ущемляя ничьих интересов. А для русского офицера во все времена важнее всего были порядочность, достоинство и воинская доблесть.
***
«...«Морская болезнь» - в нашей семье наследственное: отец и брат служили на Балтике.
И я, наслушавшись их рассказов, со школьной скамьи мечтал о море. Когда в 1976 году не удалось поступить в Новочеркасское училище связи, решил проверить твердость своих намерений и пошел на срочную службу. Попал... на Балтийский флот...»
***
фото: на боевом посту; капитан 3-го ранга Владимир Петрович Брознич;